Прокопьевск, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Представлены технологии педагогического воздействия на содержательные характеристики толерантности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка. Цель – выявление эффективности технологии педагогического воздействия, обеспечивающей динамику уровня толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе. Предмет исследования – развитие содержательных характеристик толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе посредством использования технологии педагогического воздействия. Описаны теоретические представления о сущностных характеристиках толерантности, указаны этапы формирования толерантности. Представлены позиции относительно содержательного наполнения понятий педагогические технологии и технологии обучения в процессе преподавания иностранного языка. Определены особенности преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Обоснован тезис о том, что выбор форм, методов и технологий обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки зависит от различных обстоятельств. Выявлены содержательные характеристики толерантности студентов, обучающихся на различных направлениях подготовки, а также позитивные изменения параметров толерантности в процессе изучения иностранного языка в вузе. Экспериментально подтверждена возможность обеспечения динамики содержательных характеристик толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка в условиях формирующего воздействия. Доказано, что выявление динамики содержательных характеристик толерантности будущих специалистов на основе соответствующих показателей позволяет определить результативность условий, способствующих формированию толерантности студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности.
студент технического вуза, динамика содержательных характеристик толерантности, ролевая игра, дискуссия, языковой клуб, веб-квест технологии
1. Арипова М. Л. Современный мир и проблема толерантности // Проблемы педагогики. 2018. № 1. С. 13-15.
2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. 144 с.
3. Кабанова Е. Е., Ветрова Е. А. Формирование толерантности в обществе в современном мире // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 2. C. 47-50.
4. Хугаева Ф. В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 71-74.
5. Изотикова И. Г. К вопросу необходимости воспитания толерантности в современной школе // Символ науки. 2016. № 5-2. С. 151-152.
6. Апанасюк Л. А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии в молодежной среде // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. C. 10-15.
7. Боброва Т. В., Дранишников С. А. Развитие идентичности и толерантности личности иностранных студентов в условиях образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3. С. 187-197. DOI:https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-187-197
8. Кравцов Г. Г., Нури Т. Психологическое содержание понятия толерантности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010. № 17. C. 23-35.
9. Панькин А. Б., Шургучиев Х. Э. Толерантность: проблемы определения критериев и признаков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. Т. 6. № 1. С. 89-96.
10. Почебут Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. № 2. С. 189-195.
11. Корякина А. А. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 179-182. DOI:https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0044
12. Леонтьев М. Г. Мультикультурное образование и формирование этнокультурной компетентности студентов вуза // Вестник МГСУ. 2011. № 6. С. 532-534.
13. Коломок О. И., Кабанова Н. Э. Поликультурная среда вуза как необходимое условие формирования этнокультурной компетентности студентов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 180-182.
14. Скорнякова Э. Р. Современные педагогические технологии в преподавании иностранных языков // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 261-267.
15. Холод Н. И., Егорова О. С. Праздник как форма обучения иностранному языку в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 123-128.
16. Егорова А. А., Сергеева О. В. Роль лингвистического клуба в формировании иноязычной коммуникативной компетентности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 178-182. DOI:https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-178-182
17. Воронова Е. Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 189-194.
18. Агеенко Н. В., Рыбкина А. А. Инновационные технологии в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2017. № 4. С. 7-14.
19. Карпова Е. О. Кооперативное и коллаборативное обучение иностранному языку будущих экономистов // Преподаватель ХХI век. 2013. № 3-1. С. 194-200.
20. Максудов У. О. Современные методы и приемы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2019. № 47. С. 215-219.
21. Уваров В. И. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в неязыковом вузе и их возможные решения // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 3. С. 145-156. DOI:https://doi.org/10.28995/2073-6398-2018-3-145-156
22. Перова В. М. Развитие мотивации у студентов, изучающих иностранные языки в неязыковых вузах // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 21. С. 49-56. DOI:https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.21.5
23. Бульдина И. А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4. С. 9-12.
24. Казанцев А. Ю., Казанцева Г. С. Эффективность обучения говорению на английском языке в высшей школе // Вест. Томского гос. пед. ун-та. 2014. № 3. С. 105-109.
25. Степанова М. М. Обучение навыкам спонтанной речи в курсе делового иностранного языка в магистратуре технических направлений // Труды СПбГУКИ. 2016. Т. 214. С. 48-52.
26. Идилова И. С. Личностный подход при формировании умений аудирования у магистрантов в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2. С. 164-176.
27. Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хухлаев О. Е., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2002. Т. 4. С. 59-65.
28. Вопросник для измерения толерантности (В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура) // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. С. 51-59.
29. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. 279 с.
30. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012. 334 с.