Кемерово, Россия
Белово, Россия
Белово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Представлены теоретические подходы к пониманию эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, определены ее особенности. Предметом исследования являются средства купирования негативных эмоций младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования средств купирования негативных эмоций этой категории детей. Указаны причины возникновения негативных эмоций у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности. Наличие негативных проявлений эмоциональной сферы определяется трудностями адаптации ребенка к школе, повышенным уровнем школьной тревожности и внутренними конфликтами. Определены показатели негативных проявлений детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности. Предложен диагностический инструментарий оценки особенностей негативных проявлений эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Апробированы организационно-методические приемы купирования негативных проявлений эмоциональной сферы. Экспериментально подтверждена возможность преодоления нарушений эмоциональной сферы. Описаны последствия применения средств купирования негативных проявлений эмоциональной сферы. Обоснованы возможности использования комплекса средств купирования негативных проявлений эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Доказано, что эмоциональные нарушения оптимизируются средствами специально организованного воздействия.
эмоциональная сфера младших школьников, дети с ограниченными возможностями здоровья, средства купирования, организационно-методические приемы формирующего воздействия, эмоциональные переживания, агрессивность, саморегуляция
1. Костина Л. Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1992. 14 с.
2. Платонова З. Н., Прокопьева Ю. П. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 341-344.
3. Одинокова Н. А., Симонова Е. А. Организация обучения песочному рисованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Наука и социум: мат-лы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Новосибирск, 25 октября 2019 г.) Новосибирск, 2019. С. 119-123.
4. Мищенко З. И., Мищенко Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в массовых классах школы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. № 2. С. 46-53. DOI:https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-2-46-53
5. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. С. 125-134.
6. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51-55. DOI:https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-3-51-55
7. Калашникова В. А., Абакарова Э. Г. Эмоции и их роль в личностном развитии ребенка // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4. С. 16-18.
8. Никитина Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманитарный вектор. 2011. № 1. С. 134-140.
9. Артемьева Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Специальное образование. 2016. № 1. С. 5-15.
10. Асламазова Л. А., Хакунова Ф. П. Роль учета психологических особенностей младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях реализации нового образовательного стандарта // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 21-25.
11. Шельшакова Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика страхов и тревоги у младших школьников с умственной отсталостью и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Перспективы науки и образования. 2018. № 5. С. 154-160. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.17
12. Политика О. И. Социально-психологические проблемы у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 3. С. 64-72.
13. Джос Ю. С. Медико-социальные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и особенности семейного воспитания // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Медико-биол. науки. 2014. № 1. С. 22-30.
14. Долгова В. И., Буторин Г. Г., Буркова Е. В., Степина М. Н., Стешков О. Ю. Проблемы диагностики и коррекции эмоциональных состояний личности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 2. С. 324-328.
15. Сухарева Н. Ф., Баландина Ю. Ф. Коррекция агрессивного поведения в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. № 1. С. 240-244.
16. Абшилава Е. Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 96-102. DOI:https://doi.org/10.26170/po17-07-12
17. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Academia, 2004. 283 с.
18. Ансимова Н. П., Башкатова Ю. А. Развитие коммуникативной сферы младших школьников в процессе организации совместной деятельности с родителями // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 1. С. 285-290.
19. Шалагинова К. С. Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как одно из условий предупреждения школьного насилия // Мир педагогики и психологии. 2016. № 2. С. 35-44.
20. Фесенко Ю. А. Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников: диагностика и психокоррекция // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. Т. 3. № 1. С. 27-33.
21. Мосина Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6. С. 30-34.
22. Якубенко О. В. Коррекция агрессивного и аутоагрессивного поведения младших школьников как условие их социализации в нестабильном мире // Человек и общество в нестабильном мире: мат-лы региональной науч.-практ. конф. (Омск, 25 февраля 2016 г.) Омск, 2016. С. 227-230.
23. Селиванова Е. А., Кувайцева Е. Ю. Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 3. С. 96-104.
24. Маняпова Е. В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 160-167.
25. Амелькина А. И., Шалагинова К. С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. № 3. С. 128-136.
26. Громова Ч. Р. Психолого-педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в процессе педагогической коррекции агрессивного поведения младшего школьника // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 117-119.
27. Сидорова А. А. Психология адаптации человека. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2019. 109 с.
28. Беллак Л., Беллак С. С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). СПб.: ИМАТОН, 2005. 63 с.
29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 383 с.