аспирант
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Во введении актуализируется назревшая необходимость использования педагогического потенциала средств массовой информации в воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании с применением герменевтического и ситуационного подходов. Цель настоящей статьи – обоснование необходимости организации воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с использованием педагогического потенциала средств массовой информации. В основной части статьи рассмотрены подходы к определению «педагогический потенциал средств массовой информации». Изучены труды известных советских, российских и зарубежных педагогов, исследовавших феномен «педагогический потенциал средств массовой информации» и его влияния на человека, в том числе на сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании. Рассмотрен аспект информационно-пропагандистской работы органов внутренних дел Российской Федерации в контексте организации воспитательной работы по развитию личности сотрудника российской полиции с применением современных методологических подходов в педагогике: герменевтического и ситуационного. В заключении статьи содержится общий вывод по результатам проведенного краткого анализа педагогического потенциала средств массовой информации в воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании.
сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации; воспитание; МВД России; средства массовой информации, педагогический потенциал; герменевтический подход, ситуационный подход
Педагогический потенциал СМИ в современном мире достиг глобального уровня: он выражает себя непрерывно и повсеместно. Раскрывается данный феномен в набирающем силу движении российского медиобразования. Так, согласно статистическим данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованным 4 февраля 2020 года, большинство россиян (81%) используют Интернет, причем 69% – ежедневно. Доля Интернет-пользователей стабильно растет с 2011 г. При этом самый высокий темп прироста был зафиксирован в 2012 г. (на 11%). Доля тех, кто вовсе не использует Интернет, в начале мониторингового исследования (2011 г.) составляла 48%, а к 1 кварталу 2020 г. сократилась до 18%. Для большинства россиян интернет сегодня является в первую очередь средством коммуникации: 88% в Сети общаются с друзьями, знакомыми и родственниками. И эта доля продолжает расти. Также пользователи часто отслеживают в Интернете региональные, федеральные и мировые новости (83%), потребляют развлекательный контент (например, кино, книги или игры) – 75%. Более половины пользователей Интернета используют его для обучения и самообразования (63%)[20]. Таким образом, мы видим реализацию посредством СМИ воспитательной, образовательной, коммуникативной функции в современном социально-педагогическом процессе.
Воспитательная роль массмедиа сегодня настолько значительна, что становится важным рассмотреть подходы к определению данного феномена, выявить особенности воспитательного потенциала СМИ, определить роль потенциала СМИ в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
В рамках нашего исследования особый интерес вызывает прежде всего воспитательный, педагогический потенциал СМИ, то есть научное обоснование возможности средств массовой информации отражать, формировать убеждения, взгляды, ценности, цели, развивать мотивы, например, правопослушного поведения, профессионально-значимых личностных качеств, осуществлять правовое просвещение и правовую пропаганду, т.е. обучать и воспитывать общество, в первую очередь сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как передового отряда солдат правопорядка.
С развитием массмедиа возрастает их воспитательная роль. Исследователь А.Г. Рихтер [8] и педагог В.Ф. Кузнецов [10] , исследуя и анализируя «Декларацию о свободе самовыражения и информации (1982 г.), Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991 г.), «Декларацию о средствах массовой информации в демократическом обществе» (1994), «Рекомендации № «R» 99 (1) «О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации», Резолюцию Совета свободы глобального Интернета по вопросу о разжигании ненависти (1999 г.) и т.д., содержащие нормативно разработанные правовые и социально-педагогические аспекты функционирования СМИ в современном мире, указывают на возрастающий глобальный интерес к воспитательной деятельности средств массовой информации. Педагог Л.А. Шестакова в своем докторском диссертационном исследовании, ссылаясь на определение педагога Л.А. Зеленова, определяющего медиапедагогику как науку о воспитании человека средствами массовой информации, раскрывающую сущность, цели, задачи и закономерности медиаобразования, медиаобучения и медиавоспитания, – представляет следующие предпосылки педагогического функционирования СМИ в обществе:
1) органичная связь СМИ с социальными условиями жизни людей;
2) активизация самообразовательной и культурной деятельности людей;
3) стремление к разнообразному и полноценному отдыху, появление новых форм досуга;
4) развитие самостоятельного духовного творчества человека [25, С. 50]. Следовательно, мы можем постулировать тезис о воспитательном функционировании СМИ и в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как неотъемлемой части общества, формирующей ценности правосознания, правопослушного поведения и осуществляющих правовое воспитание, правовое просвещение населения.
Педагогический потенциал СМИ представляет собой их возможности и способности, могущие проявляться при определенных условиях. Понятие потенциал (от латинского potentia – сила) определяется Современным толковым словарем русского языка как возможность, способность; степень мощности в каком-либо отношении, совокупность всех средств, необходимых для чего-либо [19, С. 588]. Французские педагоги Э. Бевор [1] и Ж. Гонне [6], исследуя медиа, медиаобразование и их роль в становлении и воспитании личности, под педагогическим потенциалом СМИ понимают педагогические возможности массмедиа, которые несут на себе в обществе воспитательно-педагогическую функцию. Педагог Л.А. Шестакова, раскрывая цель воспитательного потенциала СМИ, рассматривает их потенциал как воспитательные возможности социально-коммуникативной системы СМИ, реализуемые в процессе распространения информационных текстов с целью утверждения духовно-материальных ценностей данного общества[25, C. 45]. В этой связи становится важным утверждение педагога Н.В. Сердюк, которая, исследуя герменевтический подход, позволяющий понимать и интерпретировать различные тексты, в том числе педагогического содержания, наличную педагогическую ситуацию в целом «прочитывать» (понимать, интерпретировать) как текст, в своем труде «Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел» отмечает, что современное понимание предназначения службы в органах внутренних дел тесно связано и с нравственным основанием этой деятельности, выраженным в ценностной категории смысла: «Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод»[16, С. 9]. Таким образом, соглашаясь с точкой зрения зарубежных и отечественных ученых, мы констатируем факт непосредственного участия СМИ в воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в формировании у данной категории граждан важных профессионально-личностных качеств: профессионального самосознания, ответственности, самостоятельности, коммуникативной компетентности, рефлексии, самодисциплины, нравственных основ и т.д.
Процесс формирования мировоззрения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, его становление как личности проходит под воздействием многих факторов. Американским исследователем В. Липманом в 20-х годах XX столетия сделан вывод о воздействии СМИ на социум. Ученый на основе анализа динамичного развития массмедиа в Западной Европе и Америке в своем труде «Общественное мнение» утверждает тезис о бесконечном и всесильном влиянии средств массовой информации на сознание отдельно взятого человека и на общество в целом [11]. Таким образом, исследователь между воздействием СМИ и формированием массового сознания, воспитанием человека проводит прямые связи. В этот же период отечественные педагоги М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин рассматривают механизм информационно-воспитательного взаимодействия личности со средой в рамках нового актуального направления – воспитания «нового» человека. Популярным стало высказывание М.В. Крупениной: «… без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии. Она может с большим или меньшим успехом нагрузить головы своих учащихся определенной суммой знаний, но влиять на формирование поведения учащихся без опоры, без учета воспитывающих факторов среды она бессильна»[9]. Учитывать и использовать информационно-воспитательный потенциал среды, по мнению советского педагога С.Т. Шацкого, необходимо педагогу для качественного решения главной задачи – формирования личности ребенка» [24] . Таким образом, мы фиксируем еще одну подфункцию СМИ – формирующую. Профессор Н.В. Сердюк отмечает: «Органы внутренних дел активно используют в воспитании своих сотрудников такой мощный фактор воздействия на среду, как средства массовой информации»[16, С. 169] . В этой связи педагог В.И. Гинецинский утверждает, что в данной теме необходимо прежде всего рассмотреть вопрос педагогического фактора информационного воздействия, эффективность которого основана на том, что за счет усвоения определенных сведений могут быть сформированы новые знания и навыки, освоены новые роли и ценности, генерирующие новые механизмы регуляции поведения [4] . Исследователи Г.Л. Голицин и В.М. Петров соглашаются с данным мнением, и информационное воздействие объясняют информационным характером самого поведения, выражающегося в поиске сообщений, регулирующих взаимоотношения личности с социальной средой [5].Таким образом, и для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, имеющего такие личностные качества, как коммуникабельность, стремление к самообразованию, самосовершенствованию, присущ поиск сообщений, т. е потребность в информации. Американский исследователь А. Осубед сделал вывод о том, что главными функциями педагогики становятся умения и знания об эффективном представлении понятия и информации для восприятия[13]. О возрастающем педагогическом потенциале СМИ наряду с зарубежными и отечественными педагогами заявляют государственные политические деятели. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин 12 июля 2017 года в приветствии к участникам и гостям XIX Всемирного конгресса русской прессы отметил «огромный просветительский, консолидирующий, воспитательный потенциал СМИ»[3]. Таким образом, мы наблюдаем принципиальную позицию и поддержку социально-педагогической значимости СМИ главой современного российского государства.
Мы солидарны с известным российским педагогом А.В. Мудриком, который утверждает, что СМИ – системное образование, характеризующееся своей философией, системообразующими взаимосвязями, включающими человека в систему своих социально-педагогических отношений как внутренних, так и внешних [12]. Л.А. Шестакова, разделяя точку зрения педагога, отмечает, что СМИ включает в себя четыре функционально-педагогические ориентации: образовательную, коммуникативную, развивающую, воспитательную [25, С. 96.]. Принимая во внимание мнение отечественных педагогов-исследователей, мы считаем необходимым включить формирующую функционально-педагогическую ориентацию. Кроме того, необходимо отметить, что педагогический потенциал СМИ проявляет себя в процессе мироосвоения, мифологии, религии, искусства, философии. В практическом плане во взаимодействиях СМИ со всеми сферами социальной деятельности: педагогической, управленческой, правоохранительной экономической, художественной, научной, медицинской[25, С. 62].
Российские педагоги И.П. Андриади и С.Ю. Темина выделяют средства массовой информации как фактор целенаправленного воздействия на сознание, волю, чувства и эмоции человека после таких факторов, как семья и воспитательные системы образовательных учреждений[14]. Группа ученых Академии управления МВД России в исследовании «Формирование «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» утверждают обратное, указывая: «По своему значению СМИ часто превосходят непосредственные (лично-визуальные) практики общения, они часто становятся ключевым средством создания образа-представления об окружающем мире»[22, С. 7] . Примером может служить следующее: воспринятая однажды человеком материя средств массовой информации о героическом поступке сотрудника ОВД РФ сохраняется в памяти человека в виде положительного образа. При условии отсутствия последующих личных контактов с сотрудниками ОВД РФ в памяти человека при любом упоминании о стражах порядка будет воспроизводиться только положительный образ, то есть тот, который сформировался у него при первом виртуальном «знакомстве» посредством СМИ. Так, согласно данным социологического исследования, проведенного в 2017 году, телевизионной информации доверяет 50% россиян, печатным изданиям – 35%, социальным сетям – 25%. Однако исследователи Д. Волков и С. Гончаров, отмечают, что практически половина граждан (46%) не готовы распознать ложь и правду в информационных потоках[2]. Вместе с тем необходимо отметить значительную роль СМИ в формировании представлений общества о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Ученые Академии управления МВД России под руководством А.Л. Ситковского подчеркивают, что для 60% граждан России именно СМИ являются основным источником формирования мнения о полиции[22, С. 4]. Таким образом, статистические данные подтверждают состоятельность нашего примера. Однако педагог А.В. Симоненко в своем исследовании, проведенном в начале XXI в., отмечает, что средства массовой информации демонстрируют в противовес требуемому правовому просвещению – просвещение криминогенное и откровенно криминальное[17]. Исследователь А.А. Плотников, проанализировав материалы массмедиа о деятельности ОВД РФ, пришел к выводу, что достаточно часто сотрудники полиции изображаются малокультурными и аддиктивными, а их деятельность – неспособной обеспечить защиту потерпевшему[15]. Исследуя вопрос освещения службы ОВД РФ средствами массовой информации, Е.М. Юцкова, В.В. Смирнов, В.Н. Смирнов и А.В. Хребтов утверждают, что существует еще проблема, связанная с массмедиа – формирование в сознании населения философии преобладания материальных благ, успеха, пропаганда «богемного» образа жизни и ценностных ориентации «богемы», употребления алкоголя, наркотиков, сексуальной распущенности, отрицание патриотизма[26, 18]. А.И. Долгова в своей работе констатирует, что все больше населению предлагаются не достижения подлинной культуры, а продукты «шоу-бизнеса», пропагандирующего и тиражирующего то, за что заплачено. В результате размывания и искажения истинных ценностей в приоритете оказываются исключительно материальные блага [7]. Таким образом, указанные факторы способствуют духовно-нравственному нигилизму общества, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как неотъемлемой его части. В связи с этим становится важным найти педагогические решения, при реализации которых сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации будет иметь возможность в реальной педагогической действительности использовать потенциал СМИ, в том числе негативного характера, для успешного выполнения служебных задач, сохраняя при этом целостность профессионально-личностных качеств: профессиональное самосознание, профессиональную идентичность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль, саморегуляцию, нравственные основы, морально-психологическую устойчивость. В настоящее время важной составляющей системы воспитания в МВД Российской Федерации является информационно - пропагандистская (от лат. information – разъяснение, изложение) [19, С. 248.] пропагандистская (от лат. propaganda – то, что следует распространить. Распространенное и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний среди широких масс или круга специалистов) [19, С. 639] работа, проводимая в каждом территориальном органе, образовательной организации на постоянной основе в соответствии с требованиями ведомственного приказа № 900 от 25 декабря 2020 г. [Приказ МВД России от 25.12.2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации]. Материалы данного приказа содержат, по утверждению современного педагога-исследователя Н.В. Ходяковой, компоненты ситуационного проектирования воспитательной работы: указание на необходимость повышения психологической устойчивости сотрудников ОВД РФ в стрессовых ситуациях; оказание повышенного психолого-педагогического внимания сотрудникам, находящимся в острой конфликтной ситуации; поддержки сотрудников в трудных жизненных ситуациях и оказания социальной помощи им; объяснения руководителем требований к поведению в служебном коллективе в различных ситуациях; осуществления психологической профилактики конфликтных ситуаций среди личного состава [23]. Таким образом, ситуационный подход как продолжение идеи личностного подхода в воспитании сотрудников ОВД РФ мы можем наблюдать в реализации ведомственного нормативного правового акта посредством информационно-пропагандистской работы. Являясь аспектом информационного обеспечения ОВД РФ, информационно-пропагандистская работа призвана воздействовать на сознание, чувства, волю и поведение сотрудников с целью формирования у них высоких важных личностных и профессиональных качеств. Педагог Н.В. Сердюк отмечает, что цель этой работы состоит в «создании информационной среды, позволяющей сотрудникам внутренних дел осознанно ориентироваться в потоках социальной информации в соответствии с целями профессиональной деятельности и актуальными информационными потребностями»[16, С. 173] В связи с этим важным становится еще одно справедливое, на наш взгляд, утверждение профессора Н.В. Сердюк: «Необходимость самоактуализации личных возможностей, самоосуществления и самоутверждения в жизни достижением цивилизованных, полезных для себя и других результатов – основополагающая черта социально педагогически зрелой, гармонично развитой личности»[16, 223]. Это возможно, на наш взгляд, при реализации в ОВД РФ концепции педагогики понимания, которая является отражением герменевтического (от греч. разъясняю, истолковываю – искусство и теория истолкования текстов)[21] подхода в системе профессиональной компетентности руководителя ОВД РФ, и которая отражает насущную потребность личности постигнуть смысл жизни, раскрываемый как путь достижения вершин успеха в ней посредством самопознания, самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития[16, С. 223]. К основным положениям педагогики понимания относятся:
– придание всему процессу воспитания смыслообразующего характера;
– разъяснение сотрудникам смысла непрерывного активного самосовершенствования и оказания помощи в этом направлении;
– разъяснение сотрудникам смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям;
– разъяснение и углубление смысла службы в органах внутренних дел;
– педагогическая организация близких и далеких перспектив;
– постоянный интерес к реальной работе каждого сотрудника по самосовершенствованию, поддержание устойчивой мотивации к ней и оказание действенной помощи;
– организация службы в органе внутренних дел, подразделении в строгом соответствии с теми общечеловеческими и профессиональными ценностями, в постижении смысла которых руководитель, воспитатель стремится помочь сотруднику[16, С. 224-226].
Таким образом, миссией субъекта воспитания в ОВД РФ, на наш взгляд, становится использование педагогического потенциала СМИ, обладающего воспитательной, коммуникативной, образовательной, развивающей и формирующей функциями, в целях смыслообразующего понимания сотрудниками, что деятельность ОВД РФ, связанная с защитой законных прав и интересов граждан, является глубоко гуманной, обращенной к нравственным ценностям свободы и счастья человека в гармонии с окружающими. Информационно-пропагандистская работа в ОВД РФ, в том числе с использованием СМИ, как важная составляющая воспитательной работы в целом, на наш взгляд, должна стать эффективным инструментом в реализации идей герменевтического и ситуационного подходов в деятельности субъектов воспитания ОВД РФ.
1. Бевор Э. Юные, медиа и медиаобразование. //Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка /Под ред. А.В. Шарикова. -М.: ЮНПРЕСС, 1994. - С. 29-35.
2. Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ-2017 [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.levada.ru/2017/08/22/16440/ (дата обращения: 12.12.21 г.).
3. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина 12 июля 2017 года в приветствии к участникам и гостям XIX Всемирного конгресса русской прессы [Электронный ресурс] Режим доступа URL https://www.tvc.ru/news/show/id/119823/, (дата обращения: 25.06.2020 г.).
4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992, С. 9.
5. Голицын Г.Л., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. - М.: Наука, 1991. С.7.
6. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты /Ред. и вст ст. А.В. Шарикова. -М.: ЮНПРЕСС, Народное образование, 2000. - С.141, 142, 152.
7. Долгова А. И. Взаимосвязь преступности и духовности как криминологическая проблема // Преступность и духовность. М., Российская криминологическая ассоциация, 2008. С. 8.
8. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы / Под ред. А.Г.Рихтера/. - М.: Центр «Право и СМИ», 1999. - 431с.
9. Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. - М., 1929. С. 137.
10. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. - 2 -е изд., доп и перераб.- М.: Аспект Пресс, 2008. С. 48-58.
11. W. Lippmann. Publik Opinion. N.Y. 1921. P. 7-8.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для вузов, -М., Академия, 1999.
13. Osubed D. Mass Media ahd Social Change in Developed Societies. A. Paper presented to the ISA World Congress. Upsala. 12- 18 Aug., 1978. P. 26.
14. Педагогический словарь: справочное издание / авт.-сост. И.П. Андриади, С. Ю. Темина. - М.: ИНФРА-М, 2017. С. 31.
15. Плотников А.А. Освещение средствами массовой информации деятельности ОВД // Организационно-правовые и функциональные аспекты совершенствования деятельности ОВД. Хабаровск, 2002. С. 80.
16. Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел: монография. М., 2008, 119 с.
17. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений. Автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. М. Московский университет МВД России, 2005. С. 4.
18. Смирнов В.В., Смирнов В.Н., Хребтов А.В. Работа с личным составом ОВД: воспитательный и психологический аспекты. - М.: ВНИИ МВД России. 2000. С. 53.
19. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - Спб.: «Норинт», М.: «РИПОЛ классик», 2008. 959с.
20. Статистические данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)// [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.wciom.ru (дата обращения: 01.07.2020) .
21. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов энциклопедия, 1989. С. 119.
22. Формирование «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие. Под ред. А.Л. Ситковского. М.: Академия управления МВД России, 2019. - 72 с.
23. Ходякова Н.В. Методологические подходы к организации воспитательной работы по развитию личности сотрудника полиции/ URL: / http://grani.vspu.ru/files/publics/1443370347.pdf Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 7 (41). Сентябрь 2015 www.grani.vspu.ru (дата обращения: 18.04.2021)
24. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1/ Под ред. Н.П. Кузина, М. Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика. 1980. - С. 292.
25. Шестакова Л.А. Педагогический потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации: диссертация доктора пед. наук. - Нижний Новгород. 2005.
26. Юцкова Е.М. Криминологически значимые аспекты деятельности СМИ // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999, С. 225.