ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ И СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению процесса преемственного формирования метапредметных результатов в рамках проектной/исследовательской деятельности учащихся в контексте изучения иностранных языков. В этой связи рассмотрены требования к степени сформированности метапредметных умений и навыков, формируемых в рамках дисциплины «Иностранный язык» на различных уровнях образования и с учетом этапов проектной деятельности (включая исследовательский проект) – целеполагание, организация и планирование, реализация, рефлексия, презентация. В статье представлено описание проекта, проведенного кафедрой иностранных языков и лингводидактики Иркутского государственного университета под названием «Будущее в проекте», реализуемого в рамках дисциплин «Методика обучения иностранному языку» в вузе и «Иностранный язык» в школе с цельюреализации преемственного содержания обучения проектной/исследовательской деятельности обучающихся, находящихся на разных уровнях образования. Отмечается повышенная заинтересованность студентов в результативности процесса руководства проектной/исследовательской деятельности. Студенты систематически проводили работу со школьниками, помогая им заполнять дневники проектной/исследовательской деятельности. Организация преемственного формирования умений проектной и исследовательской деятельности становится эффективным инструментом реализации требований ФГОС ОО и ФГОС ВО.

Ключевые слова:
образовательная политика, преемственность образования, иностранный язык, метапредметные умения и навыки, проектная/исследовательская деятельность
Текст

Актуальность. Развитие общества невозможно без осуществления преемственности, так как она предполагает «не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании» [12, с. 380]. Именно поэтому важнейшимиориентирами современной образовательной политики являются непрерывность и преемственность образования. Это подчеркивается в таких документах как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года» и Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этим документам система образования призвана обеспечить «непрерывность образования в течение всей жизни человека и преемственность его уровней и ступеней» [8].

Одной из важнейших дисциплин, в рамках которой необходимо соблюдение преемственности и непрерывности, является «Иностранный язык». Это обусловлено тем, чтоизучение иностранного языка обязательно на каждом уровне образования, а организация преемственного обучения способствует повышению качества языковой подготовки.

Проблема. В современной педагогической науке существует целый ряд исследований, посвященных особенностям построения непрерывного и преемственного процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Так, рассмотрены проблемы преемственности в обучении иностранному языку в рамках одного (Х.С. Байчорова 2020, М.А. Хлыбова 2019 и др.) или нескольких уровней образования (С.Е. Каплина 2003, Г.А. Краснощекова 2003 и др.), многие исследователи рассматривают преемственность в контексте работы над отдельными аспектами, связанными с изучением иностранного языка: (М.С. Ильина 2016, Л.А Леонтьева 2011, М.С. Митрюхина2005, Н.В. Ященко 2001). Преемственность в обучении иностранным языкам описывается и с исторических позиций (Т.А. Паршуткина 2010).

Вместе с тем, весьма существенные вопросы остаются вне сферы изучения. Так, например, если преемственности предметных знаний, умений и навыков в области иностранных языков уделяется достаточно внимания, что подтверждается вышеперечисленными работами, то метапредметные умения и навыки, формируемые в рамках дисциплины «Иностранный язык»,  зачастую обходят стороной.

И это несмотря на то, что сегодня становится очевидным, что наличие только предметных знаний не является залогом успешного существования личности в окружающей ее действительности. Более востребованы именнометапредметные умения и навыки, позволяющие быстро адаптироваться в изменяющемся мире, ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

Безусловно, есть исследования, посвященные рассмотрению данного вопроса. Так, Л.А. Леонтьева (2011) описывает процесс преемственности в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов вуза в контексте обучения иностранному языку,  Е.В. Тимофеева (2011) рассматривает преемственность формирования познавательной активности учащихся и студентов в системе «школа-вуз» при изучении немецкого языка. Однако этого недостаточно, чтобы увидеть всю картину формирования метапредметных результатов на разных уровнях образования.

Методика исследования. В этой связи, хотелось бы остановиться на рассмотрении процесса преемственного формирования метапредметных результатов в рамках проектной/исследовательской деятельности учащихся в контексте изучения иностранных языков.Данный выбор обусловлен тем, что проектная/исследовательская деятельность является одной из ведущих не только при обучении в школе, но и в вузе, что подтверждается не только требованиями ФГОС общего образования (ОО) всех уровней, но и высшего образования (ВО): в большинстве из них в качестве одного из видов профессиональной деятельности, к которому готовятся выпускники, освоившие программу, указывается проектная/научно-исследовательская деятельность, котораянаправлена на решение профессиональных задач.

Далее остановимся на рассмотрении требований к степени сформированности подобного рода умений и навыков на различных уровнях  образования и с учетом этапов проектной деятельности (включая исследовательский проект)– целеполагание, организация и планирование, реализация, рефлексия, презентация. При этом требования ФГОС ВО раскроем, взяв за основу направление подготовки бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [9] и направление подготовки магистров 44.04.01 Педагогическое образование [10]. Данный выбор обусловлен тем, что студенты-бакалавры и студенты-магистранты, обучающиеся по данным направлениям подготовки, целенаправленно готовятся к взаимодействию со школьниками.

Итак, на первом этапе – этапе целеполагания–происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД). Так, учащиеся начальной школы должны уметь «принимать и сохранять учебные задачи», «учитывать выделенные учителем ориентиры». Учащиеся 5-9 классов продолжают учиться ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности, но уже с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей. На этом этапе учащиеся учатся определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов. Деятельность учащихся 10-11 классов еще более усложняется –они должны уметь не только самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута, но и оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности.

На втором этапе – этапе планирования – продолжается формирование регулятивных УУД. Младшие школьники учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, при этом они должны учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.Доля самостоятельности учащихся 5-9 классов возрастает – формируется  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Совершенствование этих умений продолжается на уровне среднего общего образования, где учащиеся учатся оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Что касается требований ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и направлению подготовки магистров 44.04.01 Педагогическое образование, связанными с этапами целеполагания и планирования, то студент-бакалавр продолжает совершенствовать свою способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2), а студент-магистр продолжает совершенствовать свою способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1). На этих двух этапах – этапе целеполагания и этапе планирования студенты-магистранты изучают нормативную документацию по проектной деятельности школьников.

Третий этап – этап реализации проекта – предполагает формирование большей частью познавательных УУД. Так, учащиеся начальной школы учатся осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет и выполнять при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и др. И если младшие школьники только учатся на этом этапе использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач, то учащиеся 5-9 классов не только применяют, но и уже самостоятельно создают и преобразовывают знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащиеся 10-11 классов продолжают учиться искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи. Вместе с тем, это уже не простой поиск информации, а еще и ее критическое осмысление и интерпретация с разных позиций.

Развитие этих умений продолжается и на этапе обучения в вузе: выпускник  по направлению подготовки 44.03.05 должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1). Новой компетенцией выпускника на этом этапе становится способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями (ОПК-3), а такжевыстраивать взаимодействия с участниками образовательных отношений (ОПК-7). Иными словами, имея уже все необходимые умения и навыки в области проектной/исследовательской деятельности, сформированные на предыдущих уровнях образования, студент-бакалавр учится осуществлять руководство проектом/учебным исследованием.

Что касается выпускников-магистрантов по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, то они должны уметь управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2), а также организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3). Кроме того,  студенты-магистранты должны уметь проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3). Вышеперечисленные умения, безусловно, показывают преемственность в содержании обучения, как студентов-бакалавров, так и студентов-магистрантов. На данном этапе студенты-магистранты продумывают и организовывают научно-практическую конференцию, на которой, впоследствии, будут представлены проекты школьников.

Основу четвертого этапа – рефлексии – составляют в основном регулятивные УУД. Учащиеся начальной школы должны быть способны осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи, и, если необходимо, то вносить коррективы. Несколько усложняются действия учащихся 5-9 классов – наряду свышеперечисленным они должны уметь делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации.Отметим, что обозначенные выше умения на уровне среднего общего образования лишь совершенствуются, их перечень не расширяется.

В свою очередь, студенты-бакалавры учатся осуществлять контроль и оценку формирования результатов проектной/исследовательской деятельностиобучающихся, выявлять и корректировать трудности, которые могут появиться в ходе осуществления этих видов деятельности(ОПК-5). Не являются исключением и студенты-магистры, которые учатсяразрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении (ОПК-5). Мы видим, что вышеперечисленные умения и навыки не только совершенствуются, но и значимо усложняются на этой ступени высшего образования. Студенты-магистранты разрабатывают критерии оценки проектов, представленные школьниками под руководством студентов-бакалавров.

Завершающим этапом проектной деятельности является этап презентации проекта, демонстрирующий степень сформированности познавательных и коммуникативных УУД. Уже в начальной школе учащиеся учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач в монологической и диалогической форме, учитывать наличие других точек зрения, формулировать при этом свое мнение. Учащиеся 5-9 классов на основе уже сформированных умений учатся при необходимости находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, а также формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Очень важные умения приобретают учащиеся 10-11 классов: они уже могут осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, избегая личностных оценочных суждений и учитывая позиции других участников коммуникации, при этом ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Особо стоит отметить умения спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Важным умением студентов-бакалавров, приобретаемым на данном этапе, становится умение осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах  (УК-4). А, студенты-магистранты должны уметь применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4). На данном этапе студенты-магистранты берут на себя организацию научно-практической конференции и принимают активное участие в работе экспертной группы по оценке представляемых школьниками проектов.

Завершая анализ, хотелось бы отметить, что преемственность в определении метапредметных результатов на каждом уровне образования прослеживается, к сожалению, недостаточно четко, что не позволяет точно определить, какие новые умения, входящие в УУД, формируются на каждом последующем этапе.

Вместе с тем, можно увидеть общую картину, позволяющую утверждать, что выпускники школ уже, достаточно готовы, не только к осуществлению проектной/исследовательской деятельности в рамках продолжения обучения в вузе, но и круководству данной деятельностью.

Результаты эксперимента. Реализации преемственного содержания обучения проектной/исследовательской деятельности обучающихся, находящихся на разных уровнях образования, способствует внедрение в учебный процесс различного рода проектов, одним из которых стал проект кафедры иностранных языков и лингводидактики Иркутского государственного университета под названием «Будущее в проекте», реализуемый в рамках дисциплин «Методика обучения иностранному языку» в вузе и  «Иностранный язык» в школе.

Участниками данного проекта стали учащиеся школ, начиная со 2-го класса (что связано сначалом изучения иностранного языка), студенты 4-го курса, поскольку на этом этапе большинство необходимых компетенций у них уже сформировано, а экспертами и организаторами заключительного этапа (научно-практической конференции) выступили студенты-магистранты 1 года обучения.

Целью данного проекта является создание преемственного образовательного пространства, в котором решаются задачи, поставленные ФГОС ОО и ФГОС ВО в области проектной и исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. установить преемственность в части обучения проектной и исследовательской деятельности в условиях «школа-вуз»;
  2. продолжить формированиепредметных (в рамках дисциплины «Иностранный язык») и метапредметных знаний, умений и навыков учащихся школ и универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов посредством реализации данного проекта.

Проект включает 3 этапа: подготовительный этап (целеполагание, организация и планирование), этап реализации, итоговый этап (рефлексия, презентация).

Остановимся на рассмотрении каждого из указанных этапов более подробно.

На первом этапе – подготовительном – целью является подготовка студентов к руководству проектной/исследовательской деятельностью школьников:

  1. формирование знаний
    • о значимости проектной и исследовательской деятельности;
    • об особенностях руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;

2) формирование положительного отношения к осуществляемой деятельности (проектная/исследовательская).

            Решению первой задачи способствует предъявление студентам информации о сущности проектной/исследовательской деятельности, о ее роли для школьников. В ходе ознакомления студентов с информацией о сущности проектной/исследовательской деятельности, об особенностях руководства такой деятельностью у них появляется интерес, возникает понимание значимости такой деятельности.

На данном этапе за каждым студентом закрепляется ученик. Устанавливается трехсторонняя связь «преподаватель-студент-учащийся», при этом отношения строятся на принципах партнерства, основанного на совместной деятельности и сотрудничестве при непременном контроле и самоконтроле протекания процесса осуществления проектной/исследовательской деятельности.

            В целом функции преподавателя, студента и учащегося на этом этапе распределены следующим образом.

            Преподаватель:

  • выбирает способ предъявления студентам информации, убеждающей в значимости проектной/исследовательской деятельности;
  • предъявляет информацию относительно структуры проектной/исследовательской деятельности;
  • знакомит студентов с дневником проекта/учебного исследования;
  • организует обмен мнениями по проблеме руководства проектной/исследовательской деятельностью;
  • поддерживает у студентов интерес к процессу руководства проектной/исследовательской деятельностью;
  • определяет временные рамки представления промежуточных отчетов;
  • разрабатывает и предъявляет критерии оценки деятельности студентов по осуществлению руководства проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • разрабатывает и предъявляет критерии оценки продуктов проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • предлагает примерный перечень тем проектов/учебных исследований;
  • осуществляет наблюдение и анализ деятельности студентов, стимулирует их самоанализ и самооценку с целью определения качественного состояния действий при ее выполнении и корректировки хода проекта.

            Студент:

  • усваивает информацию о значимости и структуре проектной/исследовательской деятельности, о временных рамках представления промежуточных отчетов;
  • знакомится со структурой дневника проекта/учебного исследования;
  • знакомится с критериями оценки деятельности студентов по осуществлению руководства проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • знакомится скритериями оценки продуктов проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • предъявляет примерный список тем проектов/учебных исследований своему ученику;
  • помогает учащемуся определить цель и спроектировать план действий по реализации проекта/учебного исследования;
  • осуществляет самоконтроль и рефлексию, позволяющих скорректировать собственную деятельность по обучению проектной/исследовательской деятельности учащихся.

Учащийся:

  • знакомится с руководителем-студентом;
  • выбирает тему проекта/учебного исследования;
  • знакомится со структурой дневника проекта/учебного исследования;
  • знакомится с критериями оценки продуктов проектной и исследовательской деятельности;
  • определяет цель и план действий по реализации проекта/учебного исследования.

             Целью второго этапа – этапа реализации – является:

а) формирование у студентов умений руководить проектной/исследовательской деятельностью учащихся;

б) развитие метапредметных и предметных знаний, умений и навыков школьников, связанных с осуществлением этих видов деятельности.

             На данном этапе преподаватель создает условия для формирования необходимой для студентов ориентировочной основы действий, а именно:

  • организует управленческую деятельность студентов;
  • предъявляет инструкции, содержащиеся в дневнике проекта/учебного исследования, следуя которым студент мог бы гарантировано выполнить задание, связанное с реализацией того или иного этапа проекта/учебного исследования;
  • осуществляет наблюдение и анализ деятельности студентов посредством анализа промежуточных отчетов.

Деятельность студента на этапе реализации состоит в том, что он:

  • сопровождает и контролирует деятельность учащегося в соответствии с каждым этапом проекта/учебного исследования, представленным в дневнике;
  • представляет промежуточные отчеты, содержащие сведения овыполняемых школьником действий на каждом этапе проекта/учебного исследования;
  • осуществляет (само)контроль.

            Школьник, следуя инструкциям руководителя-студента,

  • осуществляет деятельность в соответствии с задачами каждого этапа проекта/учебного исследования;
  • заполняет дневник проекта/учебного исследования;
  • осуществляет самоконтроль.

            Целью третьего итогового этапа является представление продуктов проектной/исследовательской деятельности школьников как результата руководящей деятельности студентов-бакалавров. Кроме того, на данном этапе осуществляется экспертная оценка представленных проектов студентами-магистрантами, которые входят в экспертную группу.

            В целом деятельность преподавателя на итоговом этапе заключается вразработке формы представления продуктов (конференция, круглый стол и т.д.)

             Студент-бакалавр, в свою очередь:

  • знакомится сформой представления продуктов (конференция, круглый стол и т.д.);
  • готовит школьника к презентации продукта проектной/исследовательской деятельности.

Школьник под руководством студента

  • оформляет результаты проектной/исследовательской деятельности для представления и защиты;
  • представляет результаты проектной/исследовательской деятельности в рамках определенного формата.

Студенты-магистранты организовывают мероприятие (конференция, круглый стол, и т.д.), на котором будут представлены результаты проектной/исследовательской деятельности школьников под руководством студентов-бакалавров.

Обсуждение результатов. В ходе работы отмечалась повышенная заинтересованность студентов в результативности процесса руководства проектной/исследовательской деятельности. Студенты систематически проводили работу со школьниками, помогая им заполнять дневники проектной/исследовательской деятельности.

Выводы. Таким образом, заключая сказанное выше, отметим, что организация преемственного формирования умений проектной и исследовательской деятельности становится эффективным инструментом реализации требований ФГОС ОО и ФГОС ВО.

Список литературы

1. Байчорова Х.С. Обеспечение непрерывности развития иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в военном вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Х.С. Байчорова. - Махачкала, 2020. - 248 с.

2. Ильина М.С. Методика преемственности по формированию коммуникативной культуры в процессе преподавания иностранногоязыка / М.С. Ильина; М-во образования и науки Российской Федерации, Набережночелнинский ин-т (фил.) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный ун-т». - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2016. - 99 с.

3. Каплина С.Е. Реализация принципа преемственности в обучении иностраннымязыкам в системе «школа-вуз»: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С.Е. Каплина. - Чебоксары, 2003. - 22 с.

4. Краснощекова Г.А. Преемственность в обучении иностраннымязыкам в системе «лицей-вуз» : На материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г.А. Краснощекова. - Пятигорск, 2003. - 187 с.

5. Леонтьева Л.А. Преемственность в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов вуза : на примере обучения иностранному языку : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.А. Леонтьева. - Ульяновск, 2011. - 30 с.

6. Митрюхина М.С. Преемственность формирования коммуникативной культуры в процессе преподавания иностранного языка : В системе «школа-ссуз-вуз» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М.С Митрюхина. - Казань, 2005. - 173 с.

7. Паршуткина Т.А. Преемственность в обучении иностраннымязыкам в средней и высшей школах России в 60-е годы XX века: монография / Т. А. Паршуткина; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина». - Елец : Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2010. - 102 с.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

9. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50358)

10. Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. №126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50361)

11. Тимофеева Е.В. Преемственность формирования познавательной активности учащихся и студентов в системе «школа-вуз» : на материале немецкого языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.В. Тимофеева. - Барнаул, 2011. - 188 с.

12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. 590 с.

13. Хлыбова М.А. Иноязычная подготовка аспирантов в контексте непрерывного уровневого высшего образования : монография / М.А. Хлыбова; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова». - Пермь :Прокростъ, 2019. - 161 с.

14. Ященко Н.В. Преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов : На материале изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08/ Н.В. Ященков. - Барнаул, 2001. - 197 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?