К ОЦЕНКЕ ВЕЛИЧИНЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЖЕННОСТИ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН ОТ МЕСТА УСТАНОВКИ ИХ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Составной частью приводных элементов машин в работающих в лесном хозяйстве являются устройст-ва обеспечивающие их защиту от поломок при перегрузках. Предохранительные устройства могут быть уста-новлены на различных участках кинематической цепи приводных элементов машины: в начале, в конце или середине, а так же могут быть встроены в рабочий узел (орган). Наиболее целесообразно осуществлять уста-новку предохранителей ближе к концу приводных линий кинематической цепи машины. В случае если предо-хранительные устройства по крутящему моменту установлены в начале или середине привода они находятся в не зоны возникновения перегрузки (чаще перегрузка возникает рядом с рабочим узлом или непосредственно на нем). При таких условиях приводные звенья кинематической цепи подвержены перегрузкам различной величи-ны. При удалении от места возникновения перегрузки значение величины динамического момента уменьшается вследствие упругих деформаций и потерь на трение в приводных звеньях машины. Следовательно, происходит поломка или разрушение деталей и узлов привода, а сам предохранитель не срабатывает. Таким образом, в настоящей статье, используя расчетную математическую модель процесса срабатывания предохранительных устройств с применением ЭВМ проведены расчеты по определению значений величин динамических нагрузок и дана им оценка в случае установки предохранителя в начале и в конце кинематической цепи привода машины

Ключевые слова:
предохранительное устройство, динамические нагрузки, лесохозяйственная машина, перегрузка, конструкция
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Из-за полного отсутствия или несовершенства средств предназначенных для защиты привода и рабочих элементов (органов) машины от перегрузок, они часто или преждевременно подвержены выходу из строя [1].

Большое количество машин используемых в лесном хозяйстве, имеют в своей конструкции предохранительные устройства позволяющие предохранить их от перегрузок, которые, как правило, подлежат установке в начале привода машины [2, 3]. В конструктивном исполнении такое расположение предохранителей в процессе их работы (срабатывании) приводит к возрастанию значений пиковых (максимальных) динамических нагрузок [4, 5].

В плане уменьшения значений величин кратковременных динамических нагрузок проявляющихся в момент возникновения перегрузки, необходимо стремиться к тому, чтобы возникающая перегрузка на исполнительных (рабочих) органах соответствовала моменту срабатывания, на который настроен предохранитель, т.е. он должен быть расположен по возможности ближе к объекту подверженному защите, а в лучшем случае встроен в него [4, 6,].

В настоящее время существует достаточное количество исследований посвященных изучению динамической нагруженности как лесохозяйственных так и других машин в целом [6, 7, 8, 9, 10, 14, 15]. Однако, теоретических исследований посвященных влиянию места установки предохранителя на величину кратковременных динамических нагрузок в момент его срабатывания недостаточно. Поэтому реализованные в настоящей статье теоретические исследования являются актуальными и будут полезны при осуществлении дальнейших исследований в области динамической нагруженности лесохозяйственных машин.

Материалы и методы

Параметры динамической нагруженности в упругих звеньях привода большинства машин применяемых в лесном хозяйстве, в зависимости от места постановки предохранителя, можно оценить, воспользовавшись математическими методами приведения применяемых для многомассовых расчетных схем [9].

Лесохозяйственные машины и их приведенные по крутящим колебаниям схемы характеризуются следующими параметрами:

- моментами инерций масс (инерционные свойства);

- жесткостью на кручение (своства упругости);

- крутящим моментом (нагрузочная способность);

- демпфирующим сопротивлением.

На основе общих методов, которыми описываются простые (несложные) модели составим систему дифференциальных уравнений и выполним расчеты для наших исследований. Механизм подлежащий расчету, заменяется на приведенную эквивалентную схему, которая обладает таким же запасом энергии, как и система реальной (действительной) машины.

При исследовании динамических нагрузок при перегрузке машин используемых в лесном хозяйстве звеном приведения будем использовать вал, на котором установлено предохранительное устройство.

Важным условием при определении и составлении расчетных схем является правильность выбора количества степеней свободы. При увеличении их количества решение становится сложным, а при уменьшении снижается точность решения. Это зависит от конструктивных решений лесохозяйственной машины и предохранительного устройства, установленного для защиты машины от перегрузки. Известно, что при расчете динамической нагруженности простых систем и последующем переходе к расчету более сложных систем, погрешность составляет не более 5% [1,11]. Таким образом, простыми системами приведения можно пользоваться для нахождения величин максимальных и минимальных динамических моментов, которые будут возникать в лесохозяйственных машинах в случае их перегрузок (рис.1).

IMG_20200213_101845

Рисунок 1. Динамическая система с размыкающимся предохранительным устройством

Figure 1. Dynamic system with opening safety device

Источник: Собственные расчетные схемы авторов

Source: Own calculation schemes of the authors

 

Процесс срабатывания размыкающихся предохранительных устройств характеризуется следующими периодами работы.

Первый период (рис.2а) – динамическая нагрузка возрастает при возникновении перегрузки на рабочем органе машины, до регулировочного момента на который отрегулирован предохранитель.

Второй период (рис.2б) – срабатывание предохранительного устройства. Значение крутящего момента может возрастать до максимума. Её величина зависит от динамических параметров и характеристики машины.

Третий период (рис.2Ва) – привод системы ведущих валов вращается без нагрузки, а ведомая (рис.2Вб) находится в состоянии покоя (не совершает возвратно-поступательного движения) вследствие полного отключения предохранительного устройства.

Рисунок 2. Схемы для расчета динамических систем с размыкающимися предохранительными устройствами

Figure 2. Schemes for calculating dynamic systems with tripping safety devices

Источник: Собственные расчетные схемы авторов

Source: Own calculation schemes of the authors

Результаты и обсуждение

Оценка динамической нагруженности в конструктивных элементах лесных машин, которые защищены от возникающих перегрузок предохранителями размыкающегося типа необходимо выбирать такие периоды, в которых будут проявляться максимальные (пиковые) динамические нагрузки. В нашем случае эти значения проявляются во втором периоде [2].

При срабатывании предохранителя расположенного ближе к движителю (в начале кинематической цепи) рассчитываемая схема будет представлять собой четырех массовую динамическую систему с жесткой заделкой, рисунок 3а. В случае если предохранитель будет расположен ближе к объекту подлежащему защите, рассчитываемая схема будет представлена трехмассовой динамической системой, так же с жесткой заделкой [2, 4, 11].

Когда предохранительное защитное устройство расположено ближе к движителю, движение системы подлежащей расчету, в общем случае будет представлено четырьмя линейными дифференциальными уравнениями второго порядка (формула 1).

Рисунок 3. Расчетные динамические схемы срабатывания средств защиты расположенных у движителя – а и приближенного к объекту защиты - б

Figure 3. Calculated dynamic schemes of triggering protective equipment located near the engine - a and close to the object of protection – b

Источник: Собственные расчетные схемы авторов

Source: Own calculation schemes of the authors

 

       (1)

В системе (1) I1; I2;  I3;  I4 это моменты инерции первой, второй, третьей и четвертой массы системы, φ1; φ2; φ3; φ4; углы закручивания первого, второго, третьего и четвертого упругого звена системы. Параметры жесткости упругих звеньев и их коэффициенты демпфирования обозначаются как С12; С2334; С40 и β12; β23; β34; β40 соответственно. Рабочий передаваемый крутящий момент, на который настроено предохранительное защитное устройство обозначается как Тр.

Для расчета стандартных моделей дифференциальных уравнений применим метод Рунге-Кутты [12] и произведя некоторые преобразования представим систему (1) в относительных перемещениях:

В полученной системе обозначения , , ,  соответствуют приведенным моментам инерции первой, второй, третьей и четвертой массе системы.

Исходя из последующих преобразований система уравнений будет состоять из восьми уравнений первого порядка

В полученной системе ;

.

Вследствие остановки крайней массы, можно составить следующую запись

I5 →∞; φ5 = 0.

Движение системы состоящей из трех масс, рисунок 1б, при расположении предохранителя у защищаемого объекта может быть представлена следующей системой уравнений

Если записать ее в относительных перемещениях она запишется как

Далее после соответствующих преобразований система в относительных перемещениях можно представить в виде шести уравнений первого порядка

 

 

После решения уравнений входящих в систему представляющих собой первый порядок при соответствующих начальных условиях:

 – система представлена четырехмассовой динамической системой (предохранитель установлен в начале цепи):

при t = 0; Т12 = Т23 = Т34 = Т40 = Тр;

 

 

 

– система представлена трехмассовой динамической системой (предохранитель установлен у защищаемого объекта):

при  t = 0; Т23 = Т34 = Т40 = Тр;

   

Дали нам возможность при помощи ЭВМ используя динамическую систему с известными параметрами, методом подстановки значений [12] найти величину наибольшего значения максимального динамического момента в первом звене в период когда происходит срабатывание предохранителя. Величина регулировочного момента равнялась 85 Нм, шаг интегрирования 0,00001.

Заключение

Проведенные исследования и полученные на основе их результаты позволяют говорить о том, что при размещении предохранителя в начале приводных линий значения пиковых динамических нагрузок всегда превышают значения максимальных нагрузок в случае, когда предохранитель установлен рядом с исполнительными (рабочими) органами машины (рис. 4).

Рисунок 4 График значений максимальных углов закручивания: а –  предохранительное устройство расположено в начале кинематической цепи; б – предохранительное устройство приближено к объекту защиты

Figure 4 Graph of values of the maximum angles of twisting: a - the safety device is located at the beginning of the kinematic chain; b - the safety device is close to the object of protection

Источник: Собственные расчетные схемы авторов

Source: Own calculation schemes of the authors

 

В итоге можно утверждать, что устройства применяемые в конструкциях лесохозяйственных машин для защиты их от перегрузок по крутящему моменту рациональней устанавливать рядом с исполнительными (рабочими) органами машины, а в лучшем случае объединять их в единый конструктивный узел

Список литературы

1. Казаков В.И., Блинов Е.К., Белов В.А., Сенников В.В., Г.Д. Главарский. Справочник лесохозяйствен-ных машин, оборудования и приборы. Пушкино: ВНИИЛМ, 2001.134 с.

2. Бородин Н.А. Защита выкопочных л/х машин от перегрузок размыкающимися муфтами предельных моментов. Дис….канд. техн. наук: 05.21.01. Воронеж. 2000;158 с.: ил. DOIhttps://doi.org/10.12737/19965

3. Посметьев В.И. Обоснование перспективных конструкций предохранителей для рабочих органов лесных почвообрабатывающих орудий Казаков Воронеж. ВГЛТА, 2000. 248 с. ISBN:5-7994-0074-7.

4. Икоева А.З., Свиридов Л.Т. Предохранительные устройства машин и оборудования от перегрузок. Воронеж. Гос. Лесотех. акад. - Воронеж, 2006. 18 с. Деп. В ВИНИТИ 09.11.2006, № 1345 - В2006.

5. Икоева А.З. Анализ исследований по динамике приводов и защите машин от перегрузок предохранительными устройствами. Воронеж гос. лесотех. акад. Воронеж, 2006: 22 с. Деп. В ВИНИТИ 09.11.2006, № 1344: В 2006.

6. Щеблыкин П.Н. Выбор уровня параметра защиты машин от перегрузок по крутящему моменту. Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. 2019 (2); 26-28. DOIhttps://doi.org/10.26160/2658-3305-2019-2-26-28

7. Карамышев Е.В. Повышение качества ограничения предельных нагрузок лесохозяйственных машин. Дис. канд. техн. наук: 05.21.01 - Воронеж, 2000. 184 с.

8. Щеблыкин П.Н., Боровиков Р.Г. Положения и требования, предъявляемые при разработке средств защиты фрезерных машин от перегрузок с упругим и элементами. Лесотехнический журнал. - 2018; (32): 259-264. DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5c1a320a64e545.77850234

9. Шишкарев М.П. Вопросы динамики привода машины с адаптивной фрикционной муфтой. Вестник машиностроения. 2004 (5): 3-8.

10. Шишкарев М.П. Повышение эффективности защиты приводов машин от перегрузок адаптивными фрикционными муфтами. Автореф. Дисс…докт.техн.наук: 05.02.02. - Ростов-на-Дону. 2007: 32 с.

11. Камкэ Э. Справочник по обыкновенным дифференциальным уравнениям. Санкт Петербург: изд-во Лань, 2003. 576 с. ISBN: 5-8114-0482-4

12. Бахвалов Н.С., Жидковы Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы. 6-е изд. М.: БИНОМ. Лаборато-рия знаний, 2008;636 с. ISBN: 978-5-00101-836-0

13. Perez-Diaz J.L., Diez-Jimenez E., Valiente-Blanco I., Cristache C., Alvarez-Valenzuela M.A., Sanchez-Garcia-Casarrubios J. Contactless Mechanical Components: Gears, Torque Limiters and Bearings //. Contactless Me-chanical Components: Gears, Torque Limiters and Bearings. Machines, 2014, 2, 312-324. https://doi.org/10.3390/machines2040312

14. Loveykin V.S., Rybalko V.M., Gudova A.V. Сomparison of theoretical and experimental investigations of dynamics of start-up of screw conveyor mixer. Науковий вісник нубіп україни. серія: Техніка та енергетика апк. 2013. №185 (3): 304-311. ISSN: 2078-4481

15. Meshinghewko R., Klendiy O. Науковий вісник нубіп україни. серія: Техніка та енергетика апк. 2014 (194-1): 164-175. ISSN: 2222-8618.


Войти или Создать
* Забыли пароль?