Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Школа должна подготовить выпускника, способного успешно социализироваться и быть востребованным и конкурентоспособным. Именно поэтому особо остро стоит проблема профессионального самоопределения и выбора будущей профессии обучающимися. Подготовка профессиональных кадров XXI века должна осуществляться в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой, что является основой получения качественного профессионального образования в самом ближайшем будущем. Для предпрофессиональной подготовки школьников необходима специально организованная среда. Именно поэтому авторы статьи обратились к проблеме формирования среды профессионального самоопределения в российских школах. В результате исследования была описана среда профессионального самоопределения на основе ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников, которая включила в себя следующие блоки: ресурсы, деятельность, результат. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть полезными для создания среды профессионального самоопределения, ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях, что позволит обеспечить появление выпускника «нового типа» – молодого человека, обладающего способностью осознанного выбора профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью.
профессиональное самоопределение, ранняя профессиональная ориентация, предпрофессиональная подготовка, среда профессионального самоопределения
1. Варламова Д. Атлас новых профессий. - М. : Интеллектуальная литература, 2020. - 456 с.
2. Дмитриева К.А., Рябинина Т.Б. Выбор профессии. - М. : ОлмаМедиаГрупп : Просвещение, 2017. - 304 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. - 240 с.
4. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд) : учебное пособие. - М. : Московск. психолого-соц. инст-т, 2006. - 176 с.
5. Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л., Серебряков А.Г., Григорьева И.В., Хохлов Н.А., Барабанов Д.Д. Моя будущая профессия. - М. : Просвещение, 2017. - 80 с.
6. Мартинес Е. Я и профессия. - М. : Генезис, 2016. - 224 с.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб. : Евразия, 2001. - 479 c.
8. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения : дис. … д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1995. - 340 с.
9. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда : учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженер. Психология». - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 534 с.
10. Фролова С.Л., Нечаев М.П. Развивающая профориентационная среда: сущность, структура и технология проектирования // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 1. - С. 55-59.
11. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов. - М. : Новая школа, 2004. - 112 с.
12. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1997. - 188 с.
13. Fursov A.L. (2015, Summer) System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment// Economics. Society: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Varna, Bulgaria) Compiling Editor Dr.Sc., Prof. E.Sibirskaya. Yelm, WA, USA. рр. 60-63.
14. Munley P.H., Pate W.E., Duncan L.E. (2008) Demographic, educational, employment, and professional characteristics of counseling psychologists// Counseling Psychologist. - Т. 36. - № 2. - рр. 250-280.
15. Saitbaeva E.R. (2013) A Phenomenon of self-determination of the pedagogue-professional and his educational support// Middle East Journal of Scientific Research. - Т. 17. - № 3. - рр. 287-291.
16. Super D.E. The psychology of careers. - N.Y., 1957.
17. Shchigireva O. (2015) Vocational guidance as means of formation of the human capital// 3rd International Conference "Role of nonmaterial factors in ensuring the social and psychological condition of a society" Sheffield, UK. - рр. 36-39.
18. Teuscher U. (2003) Evaluation of a decision training program for vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - Т. 3. - № 3. - рр. 177-192.
19. Van Esbroeck R. (2002) An introduction to the Paris 2001 IAEVG declaration on educational and vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - Т. 2. - № 2. - рр. 73-83.