Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Средняя общеобразовательная школа № 80
Кемерово, Россия
ВАК 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Цель исследования – выявление и теоретическое обоснование возможностей развития интеллектуальных способностей младших подростков с учетом их уровня стрессоустойчивости. Предмет – особенности интеллектуальных способностей младших подростков с различными уровнями стрессоустойчивости. Проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы развития интеллектуальных способностей в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития интеллектуальных способностей в младшем подростковом возрасте. Предложен диагностический инструментарий, включающий набор методик, позволяющих оценить уровень умственного развития испытуемых и их индивидуально-психологические характеристики. Выявлена взаимосвязь интеллектуальных способностей и уровня стрессоустойчивости младших подростков, рассмотрены возможности учета специфики стрессоустойчивости личности при организации процесса развития интеллектуальных способностей. Описаны психологические особенности обучающихся с низким уровнем стрессоустойчивости, проявляющиеся в высоком уровне возбудимости, беспечности, совестливости, низком уровне способности к аналитическому мышлению, а также низком уровне вербальных способностей. Представлены характеристики респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости, выражающиеся в низком уровне возбудимости и совестливости, высоком уровне беспечности, способности устанавливать аналогии, а также высоком уровне вербальных способностей. Для педагогов и родителей предложены рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся с учетом специфики уровня стрессоустойчивости.
индивидуальные особенности обучающихся, стресс, эмоциональная устойчивость, возможности, диагностический инструментарий, индивидуально-психологические характеристики
1. Сухов А. Н. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 615 с.
2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 71-77.
3. Додонова Ю. А., Тихомирова Т. Н. Общий интеллект, социальный интеллект и креативность: структура и динамика в контексте образовательной среды // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. T. 3. № 2. С. 5-15.
4. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
6. Знаков В. В. Психология субъекта А. В. Брушлинского и психология человеческого бытия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 4. С. 4-10.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.
8. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005. 512 с.
9. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
10. Баландина Л. Л. Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами // Вестник Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. № 1. С. 5-14.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
12. Волкова Н. Э. Соотношение общих (креативность, интеллект) и понятийных способностей у девушек в период ранней взрослости // Акмеология. 2018. № 3. С. 52-57.
13. Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 1. С. 94-99. DOI:https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99
14. Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1036-1039.
15. Селье Г. Стресс без дистресса / общ. ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.
16. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестн. ВГМУ. 2011. Т. 10. № 1. С. 6-19.
17. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 2. С. 82-87.
18. Краснова М. А. Стрессоустойчивость учащихся подросткового возраста // Academy. 2016. № 6. С. 103-105.
19. Анохина С. А. Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. № 1. С. 215-221.
20. Фёдорова А. М., Фирсова Д. В. Сравнительная характеристика стрессоустойчивости подростков, занимающихся музыкально-исполнительской деятельностью и боевыми единоборствами // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 1. С. 66-75.
21. Жданова Л. Г., Манахова Н. М., Сухова М. А. Стрессоустойчивость старшеклассников с разным уровнем креативности // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3. С. 70-72. DOI:https://doi.org/10.34671/SCH.BSR.2019.0303.0017
22. Семеновских Т. В. Взаимосвязь толерантности и стрессоустойчивости в старшем подростковом возрасте // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5. DOI:https://doi.org/10.15862/139PVN515
23. Акимова М. К., Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 11 с.
24. Александровская Э. М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. М.: Фолиум, 1995. 34 с.
25. Ковалевская А. А. Стрессоустойчивость подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 298-300.
26. Молодцова Т. Д. Профилактика стрессов у подростков в условиях школьного социума // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 115-120.
27. Анохина С. А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2. С. 130-136.
28. Лизунова Е. В. К вопросу о формировании стрессоустойчивости у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. 2015. № 1. С. 45-48.
29. Блохина М. А. Формирование стрессоустойчивости у детей подросткового возраста посредством социально-педагогического тренинга // Студенческая наука и XXI век. 2012. № 9. С. 413-416.
30. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. № 6. С. 183-189.