Статья посвящена анализу основ взаимодействия органов государственной власти и добровольческих организаций. На современном этапе развития волонтерского движения в России в целом созданы необходимые условия для их эффективного взаимодействия с органами исполнительной власти. Представляется необходимым продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, механизмов отбора, обучения и поощрения волонтерских организаций. Лишь плодотворное сотрудничество органов государственной власти с добровольческими организациями способно более эффективно проводить государственную политику, направленную на решение социальных проблем.
добровольчество (волонтерство), добровольческие организации, органы государственной власти, некоммерческие организации, социально-ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения, гражданское общество
Актуальность. Добровольческий труд в современной России является повседневной социальной практикой. Волонтеры объединяются, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, организовать общественно-значимые мероприятия или решать проблемы благоустройства территории. В последние годы развивается все больше и больше направлений, в которых волонтерские организации реализуют свою деятельность. Под терминами «волонтерство» или «добровольчество» в XVIII−XIX вв. понимали добровольное поступление на службу в армии. Сегодня это уникальный способ самовыражения личности, ее самореализации, формирования личной инициативы, гражданской ответственности и лидерских качеств в молодежной среде. Волонтерство за последние двадцать лет стало одним из приоритетных направлений и приобрело беспрецедентные масштабы. Это подтверждают и цифры. Десять лет назад после наводнения в г. Крымск приехало около трех тыс. чел. − помогать разбирать завалы, приводить в порядок жилье и развозить гуманитарную помощь, а в прошедшем году в разгар пандемии более 187 тыс. чел. в нашей стране объединились, чтобы помочь пожилым и маломобильным людям получить лекарства и продукты, а также помочь медицинским работникам оказать необходимую помощь. В настоящее время без волонтеров не обходится и ни одно крупное событие на любом уровне организации. Начиная от крупных Всероссийских событий, таких как Олимпиада в Сочи, которое сопровождали 25 000 волонтеров, заканчивая проектами на уровне муниципалитетов, например, проект «Калуга – Новогодняя столица России» сопровождали 300 волонтеров [18].
Проведение подобных масштабных мероприятий создает условия не только для развития социальной активности, эмпатии их участников, но и способствует саморазвитию и самореализации всех задействованных субъектов [3], формируя рефлексивные и прогностические способности, критичность мышления, креативность личности [2], что реализует одно из приоритетных сегодня направлений модернизации образования в РФ – ориентир на воспитание свободной и ответственной личности.
Исследования вопросов организации волонтерской деятельности на современном этапе. Исследователь О.И. Холина определяет волонтерство, как вид неформальной деятельности, выполняемой на добровольной и безвозмездной основе, как государственных и негосударственных социальных учреждениях [15]. А.А. Андросова, Е.В. Макарова рассматривают волонтерство, как добровольную деятельность, приносящую пользу и государству и самим волонтерам [1]. Польза для государства от волонтерской деятельности выражается в частичном восполнении дефицита кадров в социальных учреждениях. Польза для волонтеров выражается в том, что в процессе деятельности у них формируются качества, способствующие работать в команде, происходит развитие духовной сферы.
Т.В. Пушкарева, В.Н. Мельникова определяют понятие «волонтерство» как добровольную общественно-полезную деятельность, которая носит организованный или неорганизованный характер. Особенностью организованного волонтерства является то, что данная деятельность осуществляется в рамках некоммерческих организаций и носит систематический характер. Неорганизованное волонтерство представляет собой деятельность, осуществляемую спонтанно и эпизодически. В любом случае организованное или неорганизованное волонтерство осуществляется сознательно и на исключительно добровольной основе [6].
Государством и обществом волонтерство все больше осознается существенным ресурсом для решения серьезных социальных проблем, развития территорий местных сообществ, а также способом позитивного развития молодежи и повышения общественного и человеческого потенциала. Так, 5 декабря 2020 г. в праздничной трансляции онлайн-марафона #МыВместе В.В. Путин сказал, что волонтерская деятельность – это один из способов самореализации для любого человека. Истинное добровольчество, истинное волонтерство не может быть сделано для галочки. Оно не может осуществляться для какого-то отчета, для отчетности и каких-то докладов на будущее [17].
Особую актуальность сегодня получает организация профессиональной подготовки студенческой молодежи к участию в волонтерской деятельности, а также вопросы переподготовки педагогических работников [4], что реализуется через профильные программы.
В настоящее время правовую базу в области организации добровольческого движения в России составляют: Конституция РФ [5]; Федеральные законы «О некоммерческих организациях» [7]; «Об общественных объединениях» [8]; «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [9]; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» [10].
В Калужской области 11 марта 2020 г. Постановлением правительства был утвержден порядок взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями [11].
Изучив нормативную базу, можно прийти к выводу, что ключевым моментом в успешном развитии добровольчества и реализации государственной молодежной политики является системное сотрудничество исполнительных органов власти и общественных организаций.
Рассматривая взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих организаций в рамках региональных и муниципальных законодательных актов в Калужской области, можно выделить следующие формы:
− поддержка деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
− обмен информацией, оказание информационно-методической, консультативной, организационной поддержки некоммерческим организациям;
− проведение совместных мероприятий;
− реализация совместных программ;
− участие некоммерческих организаций в подготовке проектов нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ;
− привлечение представителей некоммерческих организаций к работе в составе совещательных, вспомогательных, консультативных и экспертных органов при органах государственной власти;
− участие некоммерческих организаций в проведении общественной экспертизы и осуществлении общественного контроля в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
− осуществление некоммерческими организациями общественного мониторинга, экспертной и аналитической деятельности и др. Перечень форм взаимодействия не является исчерпывающим и может быть расширен на усмотрение сторон такого взаимодействия.
Самой распространенной формой сотрудничества органов муниципальной власти и волонтерских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования «Город Калуга» является проведение совместных мероприятий и реализация совместных программ. Молодежные и детские объединения привлекаются к реализации проектов и программ по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики, что регламентировано федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ).
В зависимости от необходимых результатов данное взаимодействие может осуществляться несколькими способами.
Одним выступает самостоятельный поиск. Так, крупнейшей в стране базой данных о волонтерах из всех регионов страны является единая информационная система DOBRO.RU. Регистрация в системе позволяет создавать мероприятия и проекты различной направленности и привлекать волонтеров к участию в них [16].
Вторым способом является привлечение к партнерству волонтерских организаций для решения совместных задач. В муниципальном образовании город «Калуга» на данный момент налажено тесное сотрудничество с 10 волонтерскими организациями, работающими по разным направлениям. Примером сотрудничества является привлечение Калужского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» к организации и проведению мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, а именно: Всероссийская акция «Бессмертный полк», «Письма Победы», военно-патриотические игры «Зарница», «Орленок», «Тактика», «Риск».
Поскольку волонтеры зачастую не являются профессионалами в области социальной работы и не обладают необходимыми знаниями об особенностях той целевой группы, которой они оказывают помощь, а также высокая сменяемость и непостоянность волонтерского коллектива создают необходимость обучения и подготовки ребят к добровольческой деятельности.
Организация подготовки и обучения волонтеров включает в себя технологии привлечения и отбора волонтеров, обучающие программы и тренинги. Предварительное обучение волонтеров способствует тому, что они осуществляют свою деятельность более эффективно и безопасно как для себя, так и для благополучателей. Второй аспект связан с тем, что человек, реализующий себя в волонтерской деятельности, руководствуется рядом мотивов, одним из которых является личное развитие – получение знаний, умений и навыков, приобретение компетенции и опыта. Успешные и постоянно-действующие волонтерские организации имеют собственную программу привлечения добровольцев, адаптации в коллективе и обучения необходимым знаниям и навыкам. Взаимодействие с такими волонтерскими организациями значительно упрощает организацию мероприятий и реализацию программ для органов исполнительной власти.
При отборе волонтеров для проведения крупных событийных проектов данный функционал должен полностью выполняться органами исполнительной власти, либо учреждениями, которые берут на себя организаторские функции. При этом, привлекая волонтеров, органы исполнительной власти и другие бюджетные учреждения должны соблюдать важный принцип: деятельность добровольцев не должна подменять собой ту работу, которую обязаны делать либо сотрудники органов исполнительной власти, либо учреждения, которым волонтеры оказывают помощь. Конечная цель волонтеров − не в помощи государственным органам, а в повышении качества жизни клиентов, пациентов и благополучателей, для которых они реализуют свою деятельность.
Несмотря на то что волонтерский труд бескорыстный, органам исполнительной власти необходимо предусматривать формы поддержки и поощрения волонтеров.
Согласно Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г. это могут быть:
− проведение конкурсов и распределение премий в области лучших практик организации добровольческой (волонтерской) деятельности с последующим размещением информации о них в социальных сетях;
− организация личных наград за заслуги в области благотворительности и добровольчества (волонтерства);
− выдача благодарственных писем и грамот;
− возможность участвовать в межрегиональных программах и мероприятиях.
Широко распространенной практикой является проведение всевозможных мероприятий для добровольцев, вручение наиболее отличившимся волонтерам грамот, небольших подарков, а также премии «Волонтер года». Важным мотивационным стимулом является получение положительных рекомендаций для дальнейшей профессиональной или волонтерской деятельности. Реализация данных мероприятий со стороны органов исполнительной власти позволяет выстраивать эффективное взаимодействие с волонтерскими организациями и мотивировать их к совместной результативной работе.
Заключение. Подводя итог, можно выделить три основные составляющие успешного взаимодействия органов исполнительной власти и волонтерских организаций, а именно: проработанная нормативно-правовая база; соответствие знаний и навыков волонтеров поставленным задачам и поощрение деятельности волонтерских организаций. На современном этапе в целом созданы необходимые условия для их эффективного взаимодействия. Представляется необходимым продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, механизмов отбора, обучения и поощрения волонтерских организаций. Именно грамотное и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти и действующих волонтерских организаций смогут стать мощной силой для реализации самых амбициозных волонтерских и молодежных программ и перспектив.
1. Андросова А.А., Макарова Е.В. Волонтерство как социально-культурный феномен российского общества // Вестник Самарского университета: История, Педагогика, Философия. - Самара, 2014 - С. 58-62.
2. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение становления саморазвивающейся личности: монография. − Москва: Инфра-М. 2019. - 296 с.
3. Иванова И.В. Саморазвитие личности подростков в процессе социально полезной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2019. − №4(109). - С.15-22.
4. Иванова И.В., Борисова Е.А. Социальная волонтерская практика как база реализации личностного потенциала студентов и способ овладения основами будущей профессии через практико-ориентированную деятельность // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». − 2019. - 312 с. - С.220-222.
5. Конституция РФ: принята всенар. голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесен. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
6. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». − Москва: Дашков и К, 2005.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
8. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
9. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
10. Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
11. Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями: Постановление Правительства Калужской области от 11.03.2020 № 173 [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
12. Об утверждении государственной программы Калужской области «Молодежь Калужской области»: Постановление Правительства Калужской области от 16.12.2013 № 669 [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
13. О разграничении полномочий органов государственной власти Калужской области в сфере добровольчества (волонтерства) на территории Калужской области: Закон Калужской области от 27.06.2019 №487-ОЗ [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
14. Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Молодежь муниципального образования «Город Калуга»: Постановление Городской Управы города Калуги от 30.12.2019 № 523-п [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/
15. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. − 2011. − № 8. − С. 71-73.
16. https://dobro.ru/ - информационный электронный ресурс.
17. https://onf.ru/2020/12/05/putin-istinnoe-volonterstvo-ne-mozhet-byt-prosto-dlya-galochki/- информационный электронный ресурс.
18. https://nedelya40.ru/v-kaluge-nagradili-samyh-aktivnyh-volonterov_123093/- информационный электронный ресурс.