Россия
В статье на конкретных примерах показывается, как слова и выражения русского языка и до сегодняшнего дня несут на себе отпечаток весьма далеких от нас ментальных цивилизаций. Прослеживается, как они меняли свое лексическое значение в соответствии с особенностями мировосприятия и специфики жизнедеятельности людей, что имеет принципиальное значение для адекватного восприятия любой словесно передаваемой информации. Доказывается, что цивилизационная ментальность позволяет проследить и объяснить не только ретроспективу изменений в языковой системе, но и перспективы развития самого языка.
лексическое значение слов, ментальные цивилизации, цивилизационные смыслы слов, язычество, единобожие, цивилизация научного самоуправления.
В данной статье на примере некоторых хорошо известных и активно употребляемых в нашей повседневной жизни слов и словосочетаний попытаемся проследить те интересные изменения, которые происходили в их лексическом значении в связи со сменой ментальных цивилизаций. В частности, на таких, как семья, отец, очаг, пенаты, герой, гений, алтарь, могилы предков, чур меня, горсть родной земли, дым родного очага, священный огонь, священные границы, чересчур и некоторых других.
С нашей точки зрения, которая отражена в многочисленных публикациях, можно говорить о трех основных ментальных цивилизациях в истории развития человечества [7]. Это цивилизации «язычества», «единобожия», а также цивилизация, при которой люди самостоятельно регулируют собственную жизнедеятельность, основываясь на научном познании и осмыслении мира.
Известно, что так называемая языковая картина мира у различных этносов возникла не в одночасье и не разом, а формировалась на протяжении длительного исторического периода времени под воздействием множества факторов и условий. В их числе принято называть и религиозные, и природно-климатические, и географические, и геополитические, и социально-экономические, и многие другие.
Однако религиозный фактор по силе своего воздействия на жизнедеятельность как отдельного человека, так и целых этносов занимал и продолжает занимать особое место, прежде всего, потому, что этнос живет с одними и теми же ментально-религиозными ценностями тысячи лет нередко при полной смене географических, геополитических, природно-климатических, социально-экономических и прочих условий.
Значительная часть понятий при ментальной цивилизации язычества воспринималась в качестве очень близких по лексическому значению слов и употреблялась в качестве синонимов. В первую очередь именно в связи со сменой ментальных цивилизаций появлялись переносные значения этих слов.
Действительно, нашему современнику трудно представить, что может быть общего между семейным очагом и могилами предков, или между горстью родной земли, гением и демоном, или алтарем и пенатами.
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 10. М.: Советская энциклопедия, 1972.
3. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Прогресс, 2008.
4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.slovopedia.com/15/192-0.html
5. Коран. 11-е изд. / Перевод смыслов и коммент. Иман Валерии Пороховой. М.: Рипол Классик. 2010.
6. Оганесян С.С. Зависимость форм и видов речевой деятельности, а также семантики языковых единиц от типа ментальных цивилизаций // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2014. Т. 3. № 3. С. 17-22. DOI:https://doi.org/10.12737/4297.
7. Оганесян С.С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества. Ч. 1-3 // Представительная власть - ХХI век. 2013. № 2-5.
8. Словарь русского языка: В 4 т. 4-е изд., стереотип. Т. 4. С-Я. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык. 1999.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: Оникс; Мир и Образование, 2007.
10. Сохань И.В. Обработка пищи огнем как антропогенетическая революция. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/317/image/317-086.pdf
11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1999.
12. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. М.: Зерцало-М, 2011.
13. Тора, Новый Завет и Коран - закон, правопорядок и законопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М.: Гуманитарий, 2011.
14. Тора (Пятикнижие Моисеево) / С русским переводом. Ред. русского перевода П. Гиль; под общ. ред. Г. Бранновера. Иерусалим: Шамир; М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.
15. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2005.
16. Франкфорт Г., Франкфорт А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора, 2001.
17. Фюстель де Куланж. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. М.: Центрополиграф, 2010.
18. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.