В статье рассматривается проблема формирования концепции социальной ответственности бизнеса и основные ее составляющие. В основе этой концепции — добровольная инициативная деятельность в социальной сфере, не имеющая непосредственной связи с интересами извлечения прибыли. Выделены направления такой деятельности: охрана труда и создание благоприятных условий трудовой деятельности работников; сохранение окружающей среды; социальная защита населения местного сообщества; культура и образование; здравоохранение, физкультура и спорт. Сделана попытка определить следующие принципы социальной деятельности бизнеса: уважение к правопорядку, включающее не только соблюдение требований законов, но и воздержание от злоупотребления своими правами и использования пробелов и недостатков закона исключительно в собственных интересах; уважение к международным нормам и правам человека; ориентация на нравственные идеалы; актуальные социальные проблемы.
Социальная ответственность бизнеса, социальная деятельность, нравственные идеалы.
В современном обществе в силу его приверженности гуманитарным ценностям невозможны организация и функционирование бизнес-структур без связей с обществом и обязательств перед ним. Констатация существования этой неразрывной связи между бизнес-сообществом и социумом отражается в идее социальной ответственности бизнеса. Становясь все более популярной, эта идея в России находится на стадии концептуализации, до настоящего времени не обрела четких, научно приемлемых очертаний. Концепция корпоративной социальной ответственности, часто упоминаемая в работах последнего десятилетия, безусловно, задает некоторые ориентиры для создания соответствующих теоретических основ, однако она разработана зарубежными учеными в рамках теории менеджмента и не затрагивает иных, кроме управленческих и отчасти экономических, проблем. Эти особенности не позволяют рассматривать ее в качестве универсальной теории, потребность в которой назревает, если уже не стала насущной. В связи с этим возрастает актуальность попыток определить возможную сферу социальной деятельности бизнеса, содержание этой деятельности и ее правовые формы.
Прежде всего необходимо определиться с понятием «бизнес», которое применительно к избранной проблематике должно означать субъект предпринимательской деятельности или совокупность таких субъектов в регионе, стране, отрасли экономической деятельности (бизнес-сообщество). С учетом складывающейся практики социальной активности предпринимателей очевидно, что это понятие в настоящее время реально охватывает лишь организации, являющиеся работодателями значительного количества работников и получающие внушительного размера прибыль.
Нельзя не обратить внимание и на то, что социальное предназначение бизнеса в научной литературе рассматривается в узком, среднем и широком значении (иногда говорят об уровнях ответственности).
В узком значении социальная ответственность бизнеса сводится к его основной цели — извлечению прибыли и удовлетворению потребностей потребителей.
Условно названное средним значение охватывает уплату предусмотренных законодательством налогов, создание рабочих мест и выплату справедливой заработной платы работникам. Совершенно очевидно, что сюда должно включаться и осуществляемое в силу требований закона социальное страхование. В России это пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, медицинское страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Широкое значение включает не только названные компоненты, но и деятельность, необязательную для субъекта предпринимательской деятельности и не имеющую непосредственной связи с его интересами, — установление благоприятных (льготных по сравнению с требованиями законодательства) условий труда, осуществление дополнительного социального страхования и социальной поддержки работников и пенсионеров из их числа, а также членов семей работников, участие в социальных программах государственных и муниципальных органов власти, благотворительность.
1. Ackerman R. W. How Companies Respond to Social Demands // Harvard Business Review. 1973. Vol. 51. No. 4.
2. Anderson I. Corporate Social Responsibility. N. Y., 1989.
3. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. N. Y., 1953.
4. Carroll A. B. Corporate Social Responsibility: Evolution of Definitional Construct // Business and Society. 1999. Vol. 38. No. 3.
5. Carroll A. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders // Business Horizons. 1991. Vol. 34. Issue 4.
6. Davis K. Can Business Afford to Ignore Social Responsibilities // California Management Review. 1960. Vol. 2. No. 3.
7. Davis K. The Meaning and Scope of Social Responsibility // Contemporary Management. Issues and Viewpoints. Englewood Cliffs, 1974.
8. Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits // New York Times Magazine. 1970. September 13.
9. Благов Ю. Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Серия 8. Вып. 2.
10. Благов Ю. Е., Иванова Е. А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях // Российский журнал менеджмента. Т. 10. № 1. 2009.
11. Глебова И. С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: учеб. пособие. Казань, 2008.
12. Доклад «Заработная плата в мире в 2012-2013 гг.». Заработная плата и справедливый рост / ГТПДТ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М., 2013.
13. Зорькин В. Д. Правовой путь России. М., 2014. Вып. 8.
14. Исследование «Социальная ответственность бизнеса - опыт России и Запада». М., 2004.
15. Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. М., 2006.
16. Латухина К. Бизнес меняет прописку // Российская газета. 2014. 21 марта.
17. Липинский Д. А., Хачатуров Р. Л., Шишкин А. Г. Меры юридической ответственности: монография. М., 2014.
18. Минина И. А. Корпоративная социальная ответственность как форма реализации позитивной юридической ответственности // Адвокат. 2009. № 7.
19. Московцев В. В. Социальное рыночное хозяйство в России: вектор развития: монография. Тамбов, 2006.
20. Прохоров М. НЭП 2.0: об обороне и наступлении // Газета «Коммерсант». 2014. 17 апр.; 22 мая; 7 июля.
21. Савичева Е. Ю. К вопросу о дефиниции категории «социальная ответственность бизнеса» // Российское предпринимательство. 2011. № 8. Вып. 1.
22. Савченко А. А. К методологии оценки корпоративной социальной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. 2009. Вып. 4.
23. Фаткуллин Ф. Н. Проблемы теории государства и права: курс лекций. Казань, 1987.
24. Черкаев Д. Корпоративная социальная ответственность и этика: проблемы соотношения с российским правом. URL: www.incorpore.ru/ru/materials/our/korp/material32.html.
25. Чирикова А. Е., Лапина Н. Ю., Шилова Л. С., Шишкин С. В. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? М., 2005.