В статье раскрывается содержание обучения, обеспечивающего реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, которое порой вызывает серьезные трудности в массовой начальной школе. Автор предлагает один из вариантов расшифровки содержания личностных и метапредметных результатов, что может помочь учителям физической культуры создать условия для выполнения стандарта с учетом специфики уроков физкультуры в начальной школе.
физическая культура, личностные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
С 1 сентября 2010 г. в школах России активно внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход [4].
Усвоение универсальных учебных действий способствует достижению цели и результатов образования — развитию личности обучающегося. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным — готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальных компетенций, личностных качеств основ гражданской идентичности;
- метапредметным — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и овладение метапредметными понятиями;
- предметным — освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также овладение системой основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Для учебной дисциплины «Физическая культура» указанные выше результаты подробно прописаны в примерной программе по физической культуре [3]. Педагогу необходимо лишь представить качественную динамическую характеристику процесса формирования каждого качества, расписанного по годам обучения. Эта динамическая модель формирования личностных и метапредметных результатов обучающихся по учебной дисциплине «Физическая культура» является необходимой для критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, продуктивной деятельности педагогических работников и образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом [4].