Россия
Основной целью развития концептуальных основ разработки корпоративной налоговой политики является создание целостной теоретической базы для будущих научных и прикладных исследований, способных синтезировать в единую систему инструментарий налоговой политики на микроуровне. В данной работе представлены вопросы развития налоговой политики на уровне хозяйствующих субъектов, а также анализируется эффективность налоговой политики для экономического субъекта с учетом влияния налогового бремени.
налоговая политика, налоговая нагрузка, налоговое планирование и прогнозирование, формирование налоговой политики на уровне хозяйствующих субъектов, концепция корпоративной налоговой политики
Необходимость выработки общего подхода к разработке и реализации корпоративной налоговой политики сегодня стоит весьма остро, поскольку на практике нет универсального методического инструментария, который бы использовался организациями в различных отраслях экономики в условиях неопределенности и риска. Как было высказано ранее, не так много исследований в этой области было проведено в последние годы. Вместе с тем, практикам нужна именно такая разработка.
В качестве теоретической основы исследования системы взглядов на разработку и реализацию корпоративной налоговой политики послужили работы Е.С. Тютюнниковой, труды Ю.С. Цыганковой, включающие в себя вопросы развития теории и практики формирования эффективной налоговой политики для экономического субъекта с учетом влияния налогового бремени [1].
Е.С. Тютюнниковой был предложен методический инструментарий формирования налоговой политики на примере организаций средств массовой информации (СМИ) (рисунок-1). Она попыталась объяснить феномен налоговой политики предприятия как самостоятельной экономической категории и описать ее характеристики, определила место и роль налоговой составляющей в управлении компанией, выявила обстоятельства, влияющие на процесс разработки налоговой политики на микроуровне.
По мнению автора именно государственная политика является базой для разработки налоговой политики на уровне предприятия. Поэтому в работе особое внимание было уделено исследованию политики государства в сфере налогообложения, идентифицированы цель, задачи и инструменты её реализации. Сделан вывод, что без реформирования налоговой системы в нашей стране нельзя было достичь цели и задач налоговой политики, провозглашенной Правительством РФ в программных документах. Безусловно, актуализированная политика государства в области налогов повлияла на процесс разработки политики в сфере налогообложения на уровне экономического субъекта. Поскольку цель корпоративной налоговой политики – это минимизация налоговых рисков, то Е.С. Тютюнникова в своей работе их выделила и предложила пути их нивелирования [2].
Рисунок 1 – Концептуальные основы формирования налоговой политики, предложенные Е.С. Тютюнниковой.
Следует отметить, что при конструировании налоговой политики для телекоммуникационных предприятий Е.С. Тютюнникова рекомендовала не просто комплекс мероприятий, приводящих к минимизации налоговых платежей, а учла цели и задачи развития предприятия [3].
При формировании налоговой политики следует придерживаться принципа сближения частных интересов и государственных целей, поскольку нарушение этой гармонии может привести к налоговым санкциям и как результат, получению убытков. Реализация предложенного принципа возможна через такие инструменты налоговой политики, как инвестиционные налоговые льготы и освобождения, предусмотренные регулятивами о налогах и сборах.
Принцип эффективности означает, что при формировании налоговой политики нужно исходить из того, что цель предприятия – это получение прибыли, а в стратегическом плане – это приращение его рыночной стоимости, поэтому нужно не минимизировать налоговые платежи, а их оптимизировать, используя законно установленные способы. Другими словами, нужно достичь максимальной выгоды при минимальных налоговых издержках.
Принцип ответственности должностных лиц за нарушение законодательства предполагает, что предприятие как налогоплательщик и их должностные лица несут ответственность за совершенные правонарушения или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в области налогообложения: налоговую, дисциплинарную, административную и уголовную.
Принципы последовательности применения норм и правил налогового учета предполагает, что при подготовке налоговой политики, нужно исходить из того, что те правила, которые руководство задекларирует, необходимо применять методично от одного отчетного периода к другому.
Принцип компетентности и профессионализма должностных лиц предприятия предполагает использование ими приобретенных знаний и умений, обеспечивающих качественное выполнение ими своих обязанностей.
Профессор И.А. Коростелкина предложила требования к разработке налоговой политики: достаточная степень законодательной реализации условий налоговой вариативности; правоустанавливающее категорирование положений налоговой стратегии; немедленное извещение экономических субъектов о предлагаемых новациях; возможность отбора элементов налога, создающих индивидуальную налоговую нагрузку субъекта [4].
Под требованиями, обычно понимают, совокупность утверждений относительно атрибутов, свойств или качеств чего-либо, а мы, в частности, говорим о налоговой политике экономического субъекта, то к требованиям, которые нужно выполнять при её разработке следует отнести:
– соблюдение российского и международного законодательства в сфере налогообложения;
– следование правовой позиции, подготовленной на основании актуальной судебной практики, разъяснений Минфина и ФНС России;
– следование принципам формирования налоговой политики;
– соблюдение этических норм профессионального поведения;
– формирование налоговой политики исходя из рискованности деятельности организации.
Поскольку в методический инструментарий налоговой политики с позиции её эффективности входит оценка, многие отечественные экономисты предлагают систему показателей, с помощью которых можно произвести оценивание работы команды специалистов, занимающихся её разработкой и реализацией. Это объясняется тем, что успешно реализованная налоговая политика – это результат работы целой команды, а также успешного воплощения в жизнь административных решений в области налогообложения [5].
Таким образом, концептуальный подход к разработке и реализации корпоративной налоговой политики включает в себя сущность налоговой политики, её цель, задачи, принципы и требования к ней.
1. Васильева М.В., Коростелкина И.А. Меры налоговой политики как фактор устойчивого развития [Текст] / М.В. Васильева, И.А. Коростелкина // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов - 2020. - С. 258-264.
2. Попова Л.В., Маслова И.А. Государственный контроль за совершением налоговых правонарушений [Текст] / Л.В. Попова, И.А. Маслова // Управленческий учет. № 7. - 2019. - С. 64-70.
3. Варакса Н.Г. Регулирование налоговой политики посредством инфляции [Текст] / Н.Г. Варакса // Экономические и гуманитарные науки № 4 (267). - 2017. - С. 105-112.
4. Дедкова Е.Г., Маслова И.А. Анализ элементов налоговой политики для целей обеспечения экономической безопасности территории [Текст] / Е.Г. Дедкова, И.А. Маслова // Экономические и гуманитарные науки № 12 (347). - 2020. - С. 68-76.
5. Тихонов, Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков [Текст] / Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник // - М.: Альпина Бизнес Букс, 2020. - 256 c.