В данной статье представлены результаты предпроектного исследования, проведенного экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме «Повышение качества обучения учащихся предметам естественно-математического цикла». В результате анкетирования педагогов Красноярского края выявлены факторы, оказывающие влияние на качество подготовки учащихся по предметам естественно-математического цикла (дополнительный функционал учителей, совмещение преподавания наряду с основным других предметов, высокая почасовая нагрузка и т.п.). Педагоги ответили на вопросы, связанные с основной профессиональной деятельностью, дополнительной нагрузкой, развитием профессиональной компетентности, своего потенциала. На основании результатов предпроектного исследования авторским коллективом предложена разработка и реализации специальной программы действий, направленной на изменение условий обучения (кадровых, организационно-управленческих, организационно-методических) по данным предметам на региональном и муниципальном уровне.
качество обучения, факторы, качество подготовки учащихся, предметы естественно-математического цикла, потенциал кадров.
В настоящее время в Красноярском крае существует повышенная потребность в специалистах технического и естественнонаучного профиля, обусловленная особенностями его социально-экономического развития и реализацией ряда проектов, таких как «Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020 года», «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения», «Нижнее Приангарье» [2]. Для системы образования это означает, что в крае востребованы выпускники, обладающие глубокими знаниями по предметам естественно-математического цикла.
Вместе с тем, результаты Единого государственного экзамена в крае за последние три года по предметам естественноматематического цикла остаются ниже, чем в среднем по России, что сигнализирует о низком уровне обучения школьников по данным предметам. Министр образования и науки Красноярского края В.В. Башев, выступая на августовском пе-дагогическом совете работников образования, сказал: «…в крае серьезно отстает преподавание по естественно-научным и точным дисциплинам. Это значит, что мы должны поднять качество преподавания и результаты ЕГЭ. Это должно быть приоритетом, как для школ, так и для муниципалитетов» [1] (25 августа, 2009 года, г. Красноярск).
Для решения данной задачи в Красноярском институте повышения квалификации, имеющем статус экспериментальной площадки РАО, на 2010-2012 гг. по одному из направлений был развернут проект «Повышение качества обучения учащихся предметам естественно-математического цикла»
- учителя второй категории - 29% анкетируемых;
- учителя первой категории - 42%;
- высшую категорию имеют 20% опрошенных учителей.
Анкетируемых характеризует высокая занятость и профессиональная активность:
- 53,4% являются классными руководителями;
- 12% совмещают должность заместителя директора школы;
- 11% выполняют обязанности лаборанта;
- 27% — руководители РМО и ШМО;
- 2% — директора школ;
- 47% педагогов являются организаторами и руководителями НОУ, различных интеллектуальных конкурсов для учащихся;
- 18% –участники различных профессиональных конкурсов.
1. Башев В.В. Наша новая школа: общее и профессиональное образование для экономики края: доклад. Красноярск, 2009. http://www.krao.ru/rb-topic.php?t=13
2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р. 40 с. URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/z7v.htm