ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основании анализа отечественной литературы рассматривается электронное обучение как современный формат образовательной деятельности, как современная педагогическая технология. Подчеркивается роль цифровой трансформации образования, которая предполагает постоянное обновления содержания образования и планируемых результатов обучения, методов, средств и контроля учебной деятельности в динамично развивающейся цифровой информационно-образовательной среде. Использование новых видов образовательной деятельности, основанных на взаимопроникновении уже традиционных моделей учения и современных цифровых технологий, способствует качественной подготовке обучающихся. С учетом сложившихся факторов наиболее эффективным в этом плане является создание и использование образовательных электронных курсов, активное внедрение в профессиональную подготовку специалистов электронного обучения. Реализации образовательной деятельности с опорой на электронное обучение сопутствует специально созданная информационно-образовательная среда, которая берет на себя обеспечение обучения за счет использования информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов для освоения учебных программ. Электронные образовательные ресурсы представлены в электронной форме и включают в себя определенную структуру, основное предметное содержание и выходные данные. Благодаря электронным ресурсам обеспечивается информационное взаимодействие между участниками образовательных отношений, повышается качество формируемых компетенций и владение информационной культурой у обучающихся. Активное внедрение электронного обучения требует наличия не только психологической и профессиональной подготовленности всех участников образовательного дистанционного процесса, но и его теоретического освоения и методического сопровождения. Развитие электронного обучения стимулирует необходимость формирования профессиональных компетенций у педагогов для успешной деятельности в электронной информационно-образовательной среде. Электронные образовательные технологии позволяют дополнять и расширять существующие формы учебной коммуникации и в этом смысле использование электронного обучения в образовании сегодня представляет собой не только использование информационных технологий и цифровых решений при взаимодействии обучающего и обучающихся, но и определяет новый формат учения.

Ключевые слова:
электронное обучение, дистанционное обучение, информационные технологии, непрерывное профессиональное образование, цифровая трансформация образования
Текст

Современными исследователями справедливо отмечается, что изменения, которые происходят в настоящее время во многих сферах общественного производства, непосредственным образом затронули и сферу профессиональной деятельности человека. Как известно, в рамках психологии труда можно выделить два принципиально разных, но взаимосвязанных между собой путей решения совершенствования способов и форм трудовой деятельности. В первом случае – это технологический путь, который заключается в совершенствовании и прогрессе самих средств труда. Второй путь – это организационный, который связан уже с познанием и развитием самого субъекта профессиональной деятельности и необходимостью изучения и раскрытия различных свойств

человека в труде. В рамках реализации второго аспекта важное значение приобретают информационно-коммуникационные, цифровые технологии, обеспечивающие повышение эффективности и успешности выполнения учебной и профессиональной деятельности [16].

Принято считать, что сегодня мир переступил порог т.н. четвертой индустриальной революции, в основе которой лежит синтез уже существующего материального производства и информационных (цифровых, сетевых) технологий, которые связаны с повсеместным распространением Интернета вещей [19]. Цифровая трансформация в современном обществе – это не только изменение собственно технологического уклада и направлений экономического развития, но и, что важно, обновление и качественное изменение культуры профессиональной деятельности и это требует уже от работников различных профессий и разного уровня квалификации новых компетенций: высокий уровень общей эрудиции, владение информационными технологиями на уровне продвинутого пользователя, наличие проектного мышления и цифровой грамотности, владение программными продуктами и цифровыми инструментами и т.п. [12, 18].

Цифровая трансформация образования сегодня – это постоянное обновления содержания образования и планируемых результатов обучения, методов, средств и контроля учебной деятельности в динамично развивающейся цифровой информационно-образовательной среде, которые представляет собой комплексный процесс преобразований на основе современных информационных технологий. Использование новых видов образовательной деятельности, основанных на взаимопроникновении уже традиционных моделей учения и современных цифровых технологий, способствует качественной подготовке обучающихся (школьников, студентов, слушателей). С учетом сложившихся факторов наиболее эффективным в этом плане является создание и использование образовательных электронных курсов, активное внедрение в профессиональную подготовку специалистов для цифровой экономики РФ электронного обучения [13].

Концепции и методы электронного обучения напрямую связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий и развитием интереса пользователей и исследователей к интернету. Как уже было отмечено выше, в связи с качественными изменениями в сфере профессионального труда, интенсификацией научно-технического прогресса, модернизацией в сфере

профессиональной деятельности, внедрением электронных технологий в различные сферы жизнедеятельности современное образование пополнилось такими форматами электронного обучения, как дистанционное обучение, микрообучение, обучение в онлайне, мобильное обучение, облачные технологии, обучение в электронной информационно-коммуникационной среде, обучение в виртуальных аудиториях, цифровое интернет-обучение и др. [7]

Обращаясь к определению электронного обучения, можно отметить такие подходы: дистанционное обучение, которое позволяет объединить современные интеллектуальные системы киберкультуры и информационные методы обучения; существующие на настоящее время технические средства обеспечения и сопровождения образовательной работы, направленные на формирование компетенций обучающихся с учетом их личностных особенностей; использование информационно-коммуникационных и специальных мультимедийных технологий для повышения качества образования, сопровождения образовательного процесса, расширения доступа к сетевым сервисам; обучение, основанное на использовании электронных технологий без физического посещения учебных аудиторий; инновационный образовательный подход, обеспечивающий возможность погружения в специально организованную интерактивую образовательную среду на основе использования цифровых технологий [14].

Объединяющим началом в понятии электронного обучения является возможность совмещения как педагогических технологий обучения, так и цифровых технологий для реализации процесса обучения.

Выбор электронного обучения в настоящее время оправдан. В условиях цифровой трансформации образования вопросы формирования у обучающихся цифровых компетенций выходят на первое место. В силу достаточно стремительных, непредсказуемых изменений в обществе и экономике особую актуальность приобретают инструменты формирования профессиональных знаний, умений и навыков на основе электронного обучения. Сегодня электронное обучение является важным компонентом учебной и педагогической деятельности в подавляющем количестве колледжей, университетов, образовательных организаций по всему миру (Анисимова А.В., Царапкина Ю.М., Буваков К.В., Лапин Н.С., Монахов И.А. и др.) [2, 6].

Реализации образовательной деятельности с опорой на электронное обучение сопутствует специально созданная информационно-образовательная среда, которая и берет на себя обеспечение обучения за счет использования информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов для освоения

учебных программ [10]. Электронные образовательные ресурсы в настоящее время являются одним из ключевых компонентов современного образования, представлены в электронной форме и включают в себя определенную структуру, основное предметное содержание и выходные данные. Благодаря электронным ресурсам обеспечивается информационное взаимодействие между участниками образовательных отношений, повышается качество формируемых компетенций и владение информационной культурой у обучающихся (Алисов А.А., Кондратенко С.В., Кузьменко А.А., Морозова А.В., Спасенников В.В. и др.) [1, 11].

В состав электронного обучения входят учебники в электронном виде, образовательные услуги и технологии. Современные обучающиеся – это поколение, для которых электронная информация и способы ее получения является повседневной составляющей жизни [4]. Современные информационные технологии в образовании воспринимаются обучающимися положительно, знания, умения и навыки, которые они получают, используются в дальнейшем не только в профессиональном развитии, но и в повседневной жизни. Таким образом, электронное образование может рассматриваться как эффективный инструмент формирования цифровых компетенций.

Согласно проведенным обзорам российского и мирового рынка электронного обучения, применение технологий в обучении дает безграничные возможности для профессионального развития и получения полезных знаний, умений, навыков. Получать знания в XXI веке стало возможным быстро, увлекательно и доступно. С точки зрения интересов экономики, электронное обучение предоставляет возможность получения одинакового уровня образования людям, которые живут в удаленных точках страны или, например, работают удаленно [7].

Среди основных преимуществ электронного обучения можно отметить возможность обеспечения удобного время для обучения; гибкость при индивидуальном подборе обучающих материалов и способов педагогической работы; использование образовательных платформ; доступность и качество образования.

При этом одним из важнейших преимуществ электронного обучения является возможность использования цифровых следов обучающегося – результатов логирования (записи) информации о действиях каждого пользователя в электронной информационно-образовательной среде. Данный стек методов и технологий (набор инструментов, применяющийся при работе в проектах)

формирует актуальное и практически значимое направление исследований – развитие методов учебной аналитики [5].

Необходимость исследования методов учебной аналитики обусловлена необходимостью применять методы интеллектуального анализа данных для оценки поведения обучающихся в электронной образовательной среде, предназначенной для формирования цифровых компетенций, что позволяет с большей вероятностью прогнозировать возможные ошибки и подмену данных в системах электронного обучения. Сегодня учебная аналитика уже используется как инструмент для уточнения учебных траекторий обучающихся, что позволяет индивидуализировать и конретизировать образовательные маршруты. Использование учебной аналитики позволяет собирать и осмысливать данные, получаемые в образовательной организации и принято считать, что это позволяет принимать более взвешенные и объективные решения со стороны руководства, чем тем, которые основаны на субъективных оценках экспертов [20].

В условиях постоянного развивающихся сфер деятельности человека постоянно создаются программы непрерывного образования. Электронное обучение с использованием технологий дистанционного обучения – достаточно удобная форма получения образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Дистанционное обучение – это вид обучения, базирующийся на использовании разнообразных традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, с помощью которых создаются условия для свободного выбора образовательных дисциплин, согласно стандартам, виртуального общения с преподавателем, при этом обучение не зависит от расположения обучающегося в пространстве. Использование формата электронного обучения в рамках дополнительных профессиональных программ позволяет говорить о возможности реализации непрерывного профессионального образования специалистов, повышения профессионализма и профессионального обновления, другими словами, о развитии субъектов профессиональной деятельности [9, 17].

Активное внедрение электронного обучения требует наличия не только психологической и профессиональной подготовленности всех участников образовательного дистанционного процесса, но и его теоретического освоения и методического сопровождения. Кроме того, развитие электронного образования стимулирует необходимость формирования профильных профессиональных компетенций у педагогов для успешной деятельности в электронной

информационно-образовательной среде: направленность на организационное и методическое сопровождение информационного мультимедийного курса, умение поддерживать заинтересованность в учебном материале и держать внимание аудитории в обезличенном формате, без социальных взаимодействий; умение работать с видеокамерой для выстраивания учебного взаимодействия и др. [15]. При реализации электронного обучения концептуально меняется и роль педагога, который становится куратором учебного курса [8].

Системы электронного обучения получили широкое распространение, что дало исследователям больший объем информации по сравнению с традиционным образовательным процессом. Это связано с активным использованием в электронном обучении различных технологий сбора данных и с большим масштабом аудитории электронных образовательных сред. Не так давно появилось новое направление в области интеллектуального анализа данных – анализ образовательных данных, чему способствовал рост объема данных в системах электронного образования [3].

Опыт применения интеллектуального анализа данных в образовательных средах является обширным и многогранным, но далеко не исчерпывающим. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что электронное обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Применением методов анализа информации об обучении является эффективным инструментом улучшения качества образования с применением информационных технологий и способно привнести положительные изменения в существующие практики онлайн-обучения в условиях цифровой трансформации образования. Развитие методов учебной аналитики, использование технологий интеллектуального анализа данных, цифровых следов пользователей в системе электронного обучения является перспективным направлением исследований как педагогами, так и техническими специалистами.

Электронные образовательные технологии позволяют дополнять и расширять существующие формы учебной коммуникации и в этом смысле использование электронного обучения в образовании сегодня – это не только использование информационных технологий и цифровых решений при взаимодействии обучающего и обучающихся, но и, в целом, новый формат учения.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алисов А.А., Кондратенко С.В., Кузьменко А.А., Морозова А.В., Спасенников В.В. История создания электронных изданий // Эргодизайн. 2018. № 1. С. 5-9.

2. Анисимова А.В., Царапкина Ю.М. Особенности использования системы электронного обучения на платформе «Цифровой колледж Подмосковья» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (51). С. 178-186.

3. Белоножко П.П., Карпенко А.П., Храмов Д.А. Анализ образовательных данных: направления и перспективы применения // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Том 9. № 4. С. 57.

4. Буваков К.В., Лапин Н.С. Разработка учебных курсов и добавление элементов в среде Moodle в системе медиаобразования студентов // Академия профессионального образования. 2017. № 4. С. 7-10.

5. Вилкова К.А., Захарова У.С. Учебная аналитика в традиционном образовании: ее роль и результаты // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Том 24. № 3. С. 59-76.

6. Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 34-47.

7. Казаренков В.И., Карнелович М.М., Казаренкова Т.Б. Использование электронных образовательных ресурсов в профессиональном образовании: преимущества и риски // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 4. С. 9-18.

8. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Том 22. № 3. С. 61-73.

9. Кумохин А.Г., Антоновский А.В. Качество дистанционного обучения: анализ противоречий и перспективы развития // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 2. С. 22-39.

10. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Дистанционное обучение в современных условиях: обзор возможностей и ограничений // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 1. С. 42-56.

11. Лунченкова Э.Б., Горячева Н.В. Аудиовизуальные пособия как элементы информационной образовательной среды уголовно-исполнительной системы // Информационные технологии в УИС. 2021. № 2. С. 79-85.

12. Мальцева Т.В. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Том 1. № 2. С. 8.

13. Мейсурова А.Ф., Кратович П.В., Нотов А.А. Применение технологий электронного обучения для повышения качества университетского образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 175-186.

14. Монахов И.А. Электронное обучение в системе современных педагогических технологий: особенности развития и основные формы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (46). С. 209-220.

15. Пеккер П.Л. Профессиональные компетенции преподавателей электронных курсов (на примере национальной российской платформы открытого образования) // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 109-117.

16. Психология труда: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Карпова; 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2014. 350 с.

17. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн-курсов (MOOK) в формирование уровня удовлетворенности обучением // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4 (152). С. 262-277.

18. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. Том 29. № 4. С. 9-15.

19. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2019. 344 с.

20. Царькова Е.Г., Воротникова Т.Ю. Применение информационных технологий для повышения эффективности процесса обучения / Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: проблемы, перспективы, инновации. Сборник материалов научно-методической конференции, Рязань, 20-22 ноября 2019 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 135-141.


Войти или Создать
* Забыли пароль?