Россия
Казань, Республика Татарстан, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 60 Прикладные науки. Общие вопросы
ГРНТИ 68.01 Общие вопросы сельского хозяйства
ГРНТИ 68.31 Сельскохозяйственная мелиорация
Развитие процессов глобализации и, как следствие, «размытие границ» между странами порождают жесткую конкуренцию на продовольственных рынках. В таких условиях обеспечение продовольственной безопасности во многом зависит от эффективности аграрного производства. Один из факторов его устойчивости, вне зависимости от влияния погодно-климатических условий, особенно в зонах рискованного земледелия, в том числе Республике Татарстан – орошение. Исследований проводили с целью оценки современного состояния развития орошаемого земледелия и его экономической эффективности в Республике Татарстан. Эффективность полива изучали в Арском и Лаишевском муниципальных районах Республики Татарстан при подаче воды соответственно дизельными (ООО «Кырлай») и электрифицированными насосными станциями (ООО «Нармонка»). Объект исследований – картофель на общей площади 258 га. не понятно как можно проводить исследования в разных хозяйствах с разными способами подачи воды, а расчеты вести на общую площадь Затраты на орошение при 5-кратном поливе с подачей воды электрифицированными насосными станциями и окупились 11,9 раз. Прямые затрат на 1 га картофеля при планируемой урожайности 250 ц/га (согласно технологической карте АФ выше сказано, что ООО где правильно? «Кырлай» на 2020 г.) составили 110590 руб./га, в том числе на 5-кратный полив – 10235 руб./га, или 9,2 %. Себестоимость продукции при поливе уменьшается, по сравнению с выращиванием без орошения, в 2 раза и более. Рубль прямых затрат на полив обеспечивает получение дополнительной продукции на сумму более 12 руб. По данным ФГБУ «Управление «Татмелиоводхоз», значительно выгоднее выращивать на орошении плодово-ягодные и овощные культуры. Это должно подтолкнуть к структурным изменениям в пользу производства на поливе высоко маржинальных культур
мелиорация сельскохозяйственных земель, интенсификация сельскохозяйственного производства, экономическая эффективность полива сельскохозяйственных культур, государственная поддержка аграрного производства
Введение. Орошаемые земли во всем мире служат одним из главных факторов обеспечения стабильности сельскохозяйственного производства и реализации продовольственной безопасности. В мировой практике комплексная мелиорация земель, включающая, наряду с гидромелиорацией в качестве основного фактора длительного и коренного изменения природной среды, агролесомелиорацию, культуртехническую и биологическую мелиорацию, мелиоративные мероприятия в сочетании с прогрессивной агротехникой, интенсивными и высокими агротехнологиями и техническими средствами – решающее условие стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции. В развитых странах мира доля мелиорированных земель составляет не менее 30 %. В России величина этого показателя не превышает 7,9 %, а в Республике Татарстан – 1,5 %. При этом если в США в зоне достаточного и устойчивого увлажнения находится 60 % пашни, то в Российской Федерации – только 1 %. В зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения с осадками от 400 до 600 мм в год в России расположены 59 % обрабатываемых земель, тогда как в Соединённых штатах Америки только 29 %, в засушливой и сухой зонах с осадками менее 400 мм в год в – соответственно 40 % и 11 %.
Вследствие проведения в конце ХХ в. аграрной реформы положение мелиоративного комплекса Республики Татарстан, как наиболее капиталоемкой отрасли АПК, резко ухудшилось. В период интенсивного развития (в 80-е гг.) площадь орошаемых земель в Республике Татарстан составляла 250 тыс. га. Это позволяло обеспечивать животноводство кормами и производить до 40 ц корм. ед. с 1 га. На сегодняшний день, согласно данных межведомственной инвентаризационной комиссии по оценке орошаемых земель, на сегодняшний день орошаемая площадь в Республике Татарстан составляет чуть более 37 тыс. га, еще 169 тыс. га пашни обеспеченной водными ресурсами не эксплуатируются в силу непригодности материально-технических базы.
В связи с этим, наиболее значимыми стали решения, направленные на экономически эффективное производство продукции более рациональными способами при соблюдении природоохранных мероприятий на базе единства экологических, экономических, технико-технологических, социальных и организационно-правовых принципов [1, 2].
Целью проведенных исследований являлось оценка современного состояния развития орошаемого земледелия и ее экономической эффективности в Республике Татарстан.
Условия, материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых мелиораторов, и практиков, международные и отечественные правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе мелиоративных работ и реализации аграрной политики, а также материалы международных и национальных научно-практических конференций [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].
Исследования по определению эффективности полива при подаче воды дизельными и электрифицированными насосными станциями проводили соответственно на полях, расположенных в Арском (ООО «Кырлай») и Лаишевском (ООО «Нармонка») муниципальных районах Республики Татарстан. Объект исследований – картофель на площади 258 га. Технология возделывания – общепринятая. Экономическую эффективность рассчитывали общепринятым методом – путем сопоставления общих затрат со стоимостью выращенной продукции.
В ходе исследования применяли монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический методы. В качестве информационной базы использовали официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия (МСхИП) Республики Татарстан (РТ), Федерального государственного учреждения «Управление Татмелиоводхоз», плановые и отчетные документы сельскохозяйственных организаций, материалы, содержащиеся в монографиях, диссертациях, отчетах НИИ, публикациях научных конференций, экспертные оценки, данные, полученные в ходе авторского анализа и расчетов.
Результаты и обсуждение. «Краем без будущего» называли Поволжье прежде. В XIX в. в регионе было 40 засушливых лет, в XX в. их было уже 60, в том числе 20 лет было острозасушливыми. Это зачастую приводило к страшному голоду [4, 7].
В 2010 г. в 26 регионах России в связи с засухой был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Гибель посевов сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13 млн га, что составило 29 % от их площади в пострадавших регионах или 17 % от общей посевной площади в РФ. Пострадавшими от засухи были признаны 24,9 тыс. хозяйств в 888 районах 41 субъекта Федерации. Подтвержденный прямой ущерб (реальные прямые затраты) по данным экспертной оценки составил 41,5 млрд руб. (без учета недополученной выгоды).
В результате дефицит сена в Российской Федерации составил 4,1 млн т, сенажа – 4,9 млн т, силоса – 4,7 млн т, соломы – 1 млн т. Недобор фуражного зерна превысил 7 млн т, семян озимых зерновых культур – 228 тыс. т, яровых культур – 1 млн 369 тыс. т. Лимитирующим фактором урожайности сельскохозяйственных культур стала низкая влагообеспеченность вегетационных периодов [14].
По оценке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в 2010 г. дефицит по сену составил 470 тыс. т, сенажу – 747 тыс. т, силосу – 890 тыс. т, соломе – 367 тыс. т, фуражному зерну – 1126 тыс. т, семенам озимых зерновых культур – 25 тыс. т, семенам яровых зерновых культур – 75 тыс. т. Из-за засухи недополучено 4 млн т продукции зерновых культур на сумму 20 млрд руб.; 1 млн т кормовых на сумму 4,5 млрд руб.; 1,1 млн т картофеля на сумму более 11 млрд руб.; 1 млн т сахарной свеклы на сумму 1,6 млрд руб. [10].
Учитывая изложенное становиться очевидной необходимость восстановления, реконструкции и дальнейшего развития системы мелиорации как надежного средства противостояния аномальным погодным явлениям. В Татарстане есть такие возможности. Например, из 6 тыс. км2 Куйбышевского водохранилища около половины (2,9 тыс. км2) расположено на территории республики.
Кроме Волги, по Татарстану протекают Кама, Вятка, Белая, а также многочисленные малые реки (более 3 тыс.), образующие густую речную сеть. В целом на каждый квадратный километр поверхности приходится от 1 до 3 км рек и речек. Озер и прудов в республике мало (чуть более 1300), тем не менее они имеют огромное значение для аграрного производства, поскольку повышают уровень грунтовых вод, которые становятся доступными для сельскохозяйственных культур со стержневой корневой системой.
Результаты анализа метеоданных свидетельствуют о том, что в течении последних 10 лет на территории Республики Татарстан только в 2017 г. среднесуточные температуры воздуха за вегетационный период были ниже среднемноголетних значений по региону. В остальные годы превышение величины этого показателя над нормой составляло от 1 % в 2018 г. до 27 % в самом жарком за всю историю Среднего Поволжья 2010 г. Это, на наш взгляд, подтверждает гипотезу об изменениях климата в сторону потепления. Результаты анализа состояния термических ресурсов и влагообеспеченности вегетационного периода в Республике Татарстан свидетельствуют о том, что в современных условиях высокие температуры в сочетании с низкой влагообеспеченностью ограничивают формирование высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Положение осложняет частая повторяемость засух и суховеев разной силы и продолжительности, неравномерное распределение осадков по месяцам и декадам, а также ливневый характер их выпадения, который препятствует накоплению влаги в почве из-за стекания с полей [13].
В обеспечении высокоэффективного аграрного производства кроме природно-климатического потенциала одну из ключевых ролей играет материально-техническое оснащение. За годы институциональных преобразований аграрного сектора экономики и финансово-экономического кризиса из-за несвоевременного ремонта и реконструкции хозяйствами мелиоративных объектов большинство мелиорированных угодий вышли из оборота и не обеспечивают формирования проектных показателей урожайности. Тем не менее, за последние 10 лет совместными усилиями МСХиП республики и мелиораторов удалось переломить сложившуюся тенденцию, остановить выбытие орошаемых земель из оборота и резкое снижение продуктивности сельскохозяйственных культур от дефицита влаги и неблагоприятных погодных условий, что стабилизировало ситуацию в земледелии и АПК в целом [10, 11, 14].
Признавая высокую роль мелиорации в повышении экономической и экологической эффективности аграрного производства, а также воспроизводства почвенного плодородия, необходимо отметить, что она не может зависеть от частной инициативы, ее проведение должно государственной задачей [4, 7]. Осознание системности и взаимосвязанного характера проблем сохранения мелиоративного потенциала и развития орошаемого земледелия в Республики Татарстан, потребовало их решения на основе программно-целевого метода государственного управления, который предусматривает формулирование системы целей, задач и ключевых показателей (индикаторов) развития, разработку приоритетных направлений и мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, распределение бюджетных и внебюджетных ресурсов по целям и задачам, разработку механизма управления [12, 14]. Для этого предварительно, с нашим участием, были проведены масштабные исследования, направленные на научное обоснование объёмов оросительной мелиорации на основе анализа экологомелиоративного состояния земель, эффективности действующих оросительных систем, фактического и необходимого объёмов производства растениеводческой продукции с целью восстановления и увеличения фонда мелиорированных земель для полного удовлетворения потребности в продовольствии и кормах. В частности, было установлено, что продуктивность орошаемого гектара в 2,5…3,0 раза выше, чем на богаре, а в засушливые годы сбор кормовых корнеплодов на поливе возрастает в 3…4 раза, сеяных трав и картофеля – в 3…5 раз (рис. 1). По результатам исследований были разработаны и реализованы ряд программ по мелиорации, которые предусматривали проведение масштабных работ по реконструкции (восстановлению) существующих и созданию новых оросительных систем в рамках освоения адаптивно-ландшафтных систем земледелия, направленных на обеспечение достаточного и устойчивого производства кормов и овощной продукции в Республике Татарстан [12, 16, 17]
Проведено значительное обновление мелиоративного комплекса. В результате на сегодняшний день более 70%, площадей, занятых картофелем и овощами, в республике находятся на орошении. Полив стал более востребованным в хозяйствах с развитым животноводством [15].
Благодаря республиканской программе развития мелиорации ряд предприятий приобрели современную поливную технику. В результате ее использования урожайность картофеля на поливе в ООО «Кырлай» составила 300…450 ц/га, ООО «Ак барс Агро» – 350…400 ц/га; ЗАО «Бирюли» – 300…500 ц/га; СХП им. Вахитова– 280…320 ц/га; КХ «Земляки» –350…400 ц/га.
За последние шесть лет (2015–2020 гг.) в Республике Татарстан в рамках федеральных и региональных программ по мелиорации было привлечено более 4,2 млрд руб., что позволило реконструировать оросительные системы на площади более 32 тыс. га, проложить более 266 км водопроводов, пробурить 131 скважин, установить 44 водонапорные башни, привести в нормативное техническое состояние более 450 из имеющихся 878 прудов, в которых аккумулируется 127,2 млн м3 воды, что одновременно позволило сохранить сельскохозяйственные земли на площади 44,7 тыс. га от воздействий водной эрозии. При этом в целом, по экспертным оценкам, для гарантированного обеспечения населения республики продуктами питания первой необходимости следует увеличить площадь орошаемых земель с 37 тыс. га до не менее чем 100 тыс. га [5]. Посредством проведения ремонтно-восстановительных работ достигнуто повышение технической надежности и устойчивости гидротехнических сооружений, снижение угрозы возникновения аварийных ситуаций на плотинах во время весеннего паводка, обеспечена защита населения и объектов, попадающих в зону возможного затопления.
Интенсивное развитие ягодного кластера Республики Татарстан на основе капельного орошения послужило толчком для развития такого направления, как строительство водонапорных башен. Большинство существующих скважин и водонапорных башен в республике построены более 30 лет назад, ряд из них находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Результаты проведенных исследований, инвентаризации и анализа свидетельствуют о том, что требуется ремонт 221 скважины, 149 скважин не подлежат восстановлению по причине отсутствия воды, необходимо пробурить более 350 новых скважин, а также установить 92 водонапорные башни. С целью решения этой задачи в Республике Татарстан разработана и реализуется программа развития мелиорации, которая предусматривает субсидирование
90 % затрат по бурению скважин.
Изучение вопросов экономической эффективности орошаемого земледелия, проведенное на примере ООО «Нармонка» и ООО «Кырлай» показало, что затраты на полив при подаче воды электрифицированными насосными станциями окупились 11,9 раз, их доля в общей структуре затрат составила 9,2 %.
Себестоимость продукции при поливе уменьшается, по сравнению с выращиванием без орошения, в 2 раза и более. Рубль прямых затрат на полив обеспечивает получение дополнительной продукции на сумму более 12 руб.
На сегодняшний день почти треть орошаемых земель (12 тыс. га) в Республике Татарстан занимают посевы кормовых культур, стоимость валовой продукции которых составляет всего 0,38 млрд. руб. (табл. 1). При этом выращивание на орошении плодово-ягодных и овощных культур по данным ФГБУ «Управление «Татмелилводхоз», значительно выгоднее (рис.2). Такая ситуация должна подтолкнуть к структурным изменениям в пользу производства на поливе высоко маржинальных культур.
В целом, на сегодняшний день в Республике Татарстан на 1 % орошаемой пашни производится валовой продукции растениеводства на сумму 19,4 млрд руб., или 18,5 % от ее стоимости (рис. 3). Это свидетельствует о высокой эффективности такого производства.
Выводы. Аграрное производство Республики Татарстан осуществляется в условиях рискового земледелия, связанного с дисбалансом термических ресурсов и водообеспеченности вегетативных периодов. Мелиорация земель позволяет создать комплекс благоприятных природных условий, направленных на улучшение агроклиматических, гидрологических, и почвенных условий, способствующих получению стабильных высоких урожаев возделываемых сельскохозяйственных культур на обширных территориях.
О высокой эффективности орошаемого земледелия в условиях Республики Татарстан свидетельствует тот факт, что на 1 % орошаемой пашни производится валовой продукции растениеводства на сумму 19,4 млрд руб., или 18,5 % от ее стоимости. Кроме того, себестоимость продукции при поливе в 2 раза и более ниже, чем на багре, 1 рубль прямых затрат на полив обеспечивает получение дополнительной продукции на сумму более 12 руб.
Однако, в силу высокой технологичности и затратности мелиоративных мероприятий, низкого технического уровня и значительного физического износа существующей мелиоративной инфраструктуры и инженерных сооружений, недостаточного количество поливной техники, нарушения технологии орошения и возделывания сельскохозяйственных культур, результаты отрасли не столь высоки, как могли бы быть. Преобладающее большинство сельскохозяйственных организаций и предприятий малых форм хозяйствования на селе не имеют достаточно ресурсов для восстановления существовавших и организации новых площадей орошаемого земледелия. В связи с этим для развития мелиоративной отрасли необходимо усиление роли государства, разработка и реализация мер и механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности и хозяйствования, а также выработка государственных мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности мелиоративного земледелия и развития частно-государственного партнёрства.
1. Анзельм К.А. Евразийский форум «Мелиорация: эффективные технологии и инвестиции» // Водное хозяйство Казахстана. 2014. №6 (62).С. 22-24.
2. Perspectives on environmental impacts and a land reclamation strategy for solar and wind energy systems / A. Dhar, M.A. Naeth, P.D. Jennings, et al. // Science of The Total Environment. 2019. 20. 134602. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0048969719345930?via%3Dihub (дата обращения: 07.08.2021). doi:https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2019.134602.
3. Совершенствование формирования внутренней управленческой отчетности о мелиоративных работах / А.Р. Закирова, Г.С. Клычова, Уллах Рахим и др. // Вестник Казанского ГАУ. 2021. № 2(62). С. 100-106.
4. Землепользователи орошаемых земель / М.Г. Ишбулатов, А.В. Комиссаров, Б.Н. Батанов и др. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 5 (148). С. 15-19.
5. Каюмов И.А., Хисматуллин М.М., Хисматуллин М.М. Инновационное развитие мелиорации в Республике Татарстан // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 1. № 7 (29). С. 70-72.
6. Вопросы развития малых форм хозяйствования и кооперации в сельском хозяйстве / Ф.Н. Мухаметгалиев, Д.Ф. Хафизов, М.М. Хисматуллин и др. // Вестник Казанского ГАУ. 2019. № 1 (52). С. 138-144.
7. Носов А.К. Обоснование необходимости развития орошения для обеспечения кормопроизводства в Южном федеральном округе: автореферат дисс. канд.техн. н. М., 2009. 25 с.
8. «Об итогах реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы» в части развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и планах до 2020 года»: утв. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24 апреля 2019 г. № 338. URL: http://old.gossov.tatarstan.ru/fs/a_events/3134_fieldfullim/1_1406.pdf (дата обращения: 03.08.2021).
9. Поморова А.В. Организационно-экономические аспекты повышения эффективности использования орошаемых земель в условиях рынка: На примере Саратовской области: дисс. канд.экон.н. Саратов, 2005. 173 с.
10. «О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета министров Республики Татарстан»: утв. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 22 декабря 2012 г. № 1128. URL: https://docs.cntd.ru/document/571028102 (дата обращения: 03.08.2021).
11. «Об утверждении экономически значимых региональных программ»: утв. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 25.07.2011 г № 580. URL: https://tatarstan-gov.ru/doc/48000 (дата обращения: 03.08.2021).
12. «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Республике Мордовия на период до 2020 года»: утв. Постановлением Правительство Республики Мордовия от 15.08.2011 г № 312. URL: https://mordovia-gov.ru/doc/35031 (дата обращения 03.08.2021).
13. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М., Исайчева Е.С. Вопросы развития институциональных преобразований в аграрной сфере //Вестник Казанского ГАУ. 2013. №1. С.51-54.
14. Хисматуллин М.М. Оптимизация фонов питания райграсовыхагроценозов на серых лесных почвах Среднего Поволжья: дисс. доктора с.-х. наук. Казань, 2019. 422 с.
15. Accounting and analytical support of internal management reporting on reclamation works / G. Klychova, А. Zakirova, Sh. Khusainov, et al. // E3S Web of Conferences 157. 04022. 2020. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/17/e3sconf_ktti2020_04022/e3sconf_ktti2020_04022.html (датаобращения:03.08.2021)doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015704022
16. Management of sea reclamation land using drip irrigation with treated effluent and its effect on Rosa chinensis / N. Li, Y. Kang, X. Li, et al. // Agricultural Water Management. 2020. 228. 105887. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0378377419303622?via%3Dihub (дата обращения: 03.08.2021). doi:10.1016 / j.agwat.2019.105887.
17. Сафиоллин Ф.Н., Хисматуллин М.М. Система мелиоративного земледелия в Республике Татарстан. Казань, 2015. 310 с.
18. “On approval of the Republican target program “Development of reclamation of agricultural lands in the Republic of Mordovia for the period up to 2020”. [Internet]. Decree of the Government of the Republic of Mordovia. 15.08.2011 No. 312. [cited 2021, August 03]. Available from: https://mordovia-gov.ru/doc/35031 (date of access 03.08.2021).