сотрудник с 01.01.1998 по настоящее время
Пенза, Пензенская область, Россия
Показана многосторонность понятия и необходимость развития культуры интеллектуальной деятельности студента как способа адаптации в современном информационном пространстве. Рассмотрены особенности проектирования совместной когнитивной системы «Педагог – учебная информация – студент» как условие развития культуры интеллектуальной деятельности будущего специалиста и повышения качества усвоения учебной информации в процессе профессиональной подготовки. Проанализированы и обсуждены результаты исследования факторов снижения качества интеллектуальной и учебной деятельности студента в условиях высшего образования. Сделаны выводы и предложены рекомендации направлений психолого-педагогической коррекции в высшей школе в перспективе дальнейших исследований.
культура интеллектуальной деятельности, когнитивная эргономика, совместная когнитивная система, репрезентация, учебная информация, визуализация, кодирование, знаково-символические средства, эмоциональная напряжённость
1. Чурилова, Е. Ю. Условия развития культуры интеллектуальной деятельности студентов - будущих педагогов в учебном процессе / Е.Ю. Чурилова, В.И. Лях, Е.В. Феськова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №4. - С. 241.
2. Митрофанов, Д. В. Интеллектуальная культура студентов: диагностика уровня развития / Д.В. Митрофанов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т.23, № 172. - С. 7-14.
3. Холодная, М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб: Питер, 2006. - 382 с.
4. Осорина, М. В. Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности / М. В. Осорина, М. О. Аванесян, О. В. Щербакова // Вестник СПбГУ. - 2011. - Сер.12. Вып. 2. - С. 32-43.
5. Литвинов, А. В. Метакогниция: понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) / А.В. Литвинов, Т.В. Иволгина // Современная зарубежная психология. - 2013.- №3.- С.59-70.
6. Крылова, Н. Н. Интеллектуально-графическая культура студента как способ реализации принципа наглядности в обучении / Н.Н. Крылова // Проблемы управления качеством образования: сб. избранных статей Междунар. научно-метод. конф. (Санкт-Петербург, Июль 2020). - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. - С. 27-31.
7. Величковский, Б. Б. Психологические проблемы когнитивной эргономики / Б. Б. Величковский // Мир психологии. - 2018.- №4 (96).- С.102-115.
8. Микешина, Л. А. Репрезентация / Л. А. Микешина // Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2021 (последняя редакция: 20.10.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7282
9. Усольцев, А. П. Наглядность и ее функции в обучении / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало // Педагогическое образование в России. - 2016. - №6. - С.102-109.
10. Рапуто, А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей / А.Г. Рапуто // III Всеросс. научно-практ. Интернет-конф. «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. URL: http://econf.rae.ru/article/5147
11. Остапенко, А. А. Техника графического уплотнения учебной информации / А. А. Остапенко, А. А. Касатиков, С. П. Грушевский // Педагогическая техника. - 2005. - №1. - С.23-26.
12. Аранова, С. В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования / С. В. Аранова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №5. - С.9-16.
13. Крылова, Н. Н. Интервальное запоминание, кодирование и визуализация как способы саморегуляции эффективного усвоения учебной информации студентами / Н. Н. Крылова // Сурский вестник. - 2020. - №1 (9). - С. 51-55.
14. Габдреева, Г. Ш. Взаимосвязь психических состояний и когнитивных процессов в системе саморегуляции жизнедеятельности субъекта / Г. Ш. Габдреева, М. Г. Юсупов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №4. - С.253-258.
15. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб., 2005. - 412 с.
16. Психология состояний: учеб. пособие / А. О. Прохоров, М. Е. Валиуллина, Г.Ш. Габдреева, М.М. Гарифуллина, В.Д. Менделевич. - М.: Изд.-во «Когнито-Центр», 2011.- 624 с.
17. Крылова, Н. Н. Исследование многофакторности причин эмоциональной напряжённости студента как условие выбора оптимального комплексного подхода психолого-педагогической коррекции в учебно-воспитательном процессе высшей школы / Н. Н. Крылова // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №8. С.71-81. - URL: http://naukavestnik.ru /doc/2021/08/Krylova
18. Сороковикова, Э. Г. Психофизиологические состояния студентов в стрессогенной ситуации экзамена / Э. Г. Сороковикова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №4. Т. II. - С.217-221.
19. Крылова, Н. Н. Амбивалентность как социально-психологическая реальность становления личности в юношеском возрасте / Н. Н. Крылова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сб. статей VII Всеросс. научно-практ. конф. - Пенза: РИО ПГАУ, 2021. - С.129-133.
20. Крылова, Н. Н. Развитие метакогнитивной регуляции студента: психолого-педагогическое обоснование / Н. Н. Крылова // Педагогическое образование и наука. - 2020. - №5. - С.136-138.