В последние десятилетия усиливается дисбаланс в распределении населения по территории России и влияние внутренней миграции на возникновение межнациональной напряженности. Для преодоления указанных тенденций актуальным представляется исследование вопроса правового обеспечения развития внутренней миграции. В статье анализируются положения основных указов Президента Российской Федерации, связанных с вопросами миграции, и уделяется внимание основным тенденциям развития законодательства в данной сфере. Учитывая влияние миграционных ограничений на конституционные права граждан, обосновывается необходимость правового регулирования полномочий в сфере миграции на уровне федерального закона. Создание эффективных правовых механизмов регулирования внутренней миграции обусловлено необходимостью учета геополитических интересов и задач социально-экономического развития страны и возможного изменения вследствие этого приоритетов торгово-экономического сотрудничества, а также развития импортозамещения. В целях определения первоочередных мер основное внимание в работе сконцентрировано на исследовании сдерживающих факторов для внутренней миграции, разрешение которых возможно с использованием правовых средств. Одним из основных инструментов является изменение характера регистрационного учета по месту пребывания с разрешительного на уведомительный, что требует уточнения процедуры и оснований такого учета. Наличие социальной инфраструктуры и доступных способов ее использования также является важной предпосылкой привлечения трудовых ресурсов. В рамках данного направления рассматривается новый институт найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и его влияние на развитие внутренней миграции. Обобщаются факторы возникновения межнациональной и межконфессиональной напряженности, предлагаются меры по их предупреждению.
Внутренняя миграция, регистрационный учет, неравномерность расселения, жилищный фонд социального использования, межнациональные отношения, межэтнические разногласия, толерантность.
Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 90-х гг. XX в. сокращалась численность населения северных и восточных регионов России. В 2011 г. наиболее высокий показатель выбывшего населения зафиксирован в Северо-Кавказском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Однако благодаря естественному приросту населения в Северо-Кавказском федеральном округе сохраняется положительная динамика прироста населения, а Дальневосточный и Сибирский федеральные округа стабильно теряют население как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. Основным направлением внутренней миграции остается переселение с востока страны в центр, в том числе в Московский регион, в результате чего усиливается дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации, растет социальная напряженность в обществе, усиливается негативное влияние внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах РФ. Справедливо замечено, что не созданы благоприятные социально-экономические условия для заселения народами России ее окраин. Актуальными в связи с этим являются слова Т. Я. Хабриевой: «…интересы сохранения единого экономического пространства и одновременно интеграции в мировое хозяйство требуют принятия многих законодательных мер».
Совершенствование правового регулирования внутренней миграции в нашей стране является одной из основных задач государственной миграционной политики Российской Федерации. В условиях повышения инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, Северо-Кавказского региона, образования в составе Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя вопрос регулирования внутренней миграции приобретает особую актуальность. Необходимость совершенствования законодательства в этой сфере также обусловлена вступлением России в ВТО и возможным изменением в связи с этим социально-экономического положения отдельных регионов. В целях учета геополитических интересов и задач социально-экономического развития страны требуется создание эффективных правовых механизмов регулирования внутренней миграции, учитывающих возможное изменение приоритетов торгово-экономического сотрудничества, в том числе в целях развития импортозамещения.
Принятые в последние годы законодательные и иные правовые меры принесли ощутимый позитивный эффект: государство получило инструменты для более гибкого регулирования процессов миграции, повысилась прозрачность миграционных потоков, обеспечены более широкие возможности для реализации прав и свобод личности, заложены основы формирования более сбалансированной миграционной политики Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на принятые меры, сохраняются проблемы, требующие решения. Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. российское миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом.
1. Виноградова П. А. Правовые меры по урегулированию межнациональных конфликтов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 4.
2. Предупреждение межнациональных конфликтов - стратегически важная задача государства (интервью с начальником управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ю. П. Хохловым) // Прокурор. 2014. № 1.
3. Хабриева Т. Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. № 12.
4. Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Динамика развития миграционного законодательства в современной России // Журнал российского права. 2010. № 10.