В статье идёт речь о различных формах и методах работы, которые проводятся в учреждениях дополнительного образования в области физической культуры и спорта по патриотическому воспитанию обучающихся. В частности, занятия каратэ в спортивных школах способствуют социализации подростков через участие в учебно-тренировочном процессе, соревнованиях, спортивно-массовые мероприятиях
патриотическое воспитание, дополнительное образование, спортивная школа, занятия каратэ
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
1. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2020 г. N 369 «О внесении изменений в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». - Текст : электронный. -URL: https://base.garant.ru/73825962/ (дата обращения 12.11.2021).
2. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349-352. - Текст : электронный. - URL: https://moluch.ru/archive/69/11944/ (дата обращения: 16.11.2021).
3. Григина О. В. Формирование гражданского и патриотическогосознания школьников через работу школьной газеты / О. В. Григина. - Текст : электронный. - URL: https://studylib.ru/doc/4366978/grigina-o.v.-formirovanie-grazhdansko (дата обращения: 12.11.2021).
4. Ивченко И. Н. Современный подход к построению воспитательной работы в системе дополнительного образования как одна из форм сопровождения одарённых и талантливых обучающихся / И. Н. Ивченко. - Текст : электронный. - URL: https://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/1538-sovremennyj-podkhod-k-postroeniyu-vospitatelnoj-raboty-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-odna-iz-form-soprovozhdeniya-odarjonnykh-i-talantlivykh-obuchayushchikhsya (дата обращения: 12.11.2021).
5. Кулевина П. О. Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования / П. О. Кулевина. - Череповец, 2009. - Текст : непосредственный.
6. Программа воспитательной работы МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района «Физкультура и спорт - наше здоровье!». - Текст : электронный. - URL: https://infourok.ru/programma-vospitatelnaya-rabota-v-dyussh-2665025.html (дата обращения: 15.11.2021).