В статье рассматривается проблема определения искусства у Ива Кляйна. Фиксируется влияние дзен-буддизма, розенкрейцерства и феноменологии в уразумении искусства французским художником. Определяется, как имплицитно воспринимает искусство французский арт-деятель. Дается критика данного разумения его. Показывается противоречивость определения Кляйна вследствие того, что он не выявил его в эксплицитном виде. Делается вывод о теоретической противоречивости определения искусства Кляйном, но о его практической значимости для всех людей, не только художников (искусство есть все), которое в дальнейшем развивалось другими деятелями искусства.
западное искусство ХХ в., художники Франции, Ив Кляйн, новый реализм, неодадаизм, концептуальное искусство, минимализм, проблема дефиниции искусства
Одной из наиболее значительных фигур в искусстве послевоенного авангарда в западной Европе является французский художник Ив Кляйн. Он знаменит, прежде всего, своими сериями картин «Монохромы» (1957 г.), сделанными из цвета IKB (International Klein Blue), официально запатентованным французским артистом, и «Антропометрии» (1958 г.), хотя другие его работы также не менее известны, например, перфомансы «Пустота» (1958 г.) и «Прыжок в пустоту» (1960 г.).
В российском искусствоведении существует немного работ, касающихся данного художника на момент конца 2020 г. Отчасти эта статья может помочь заполнить интеллектуальное пространство на русском языке об этом французском деятеле искусств и его теоретических взглядах. С оригинальными работами самого Кляйна можно ознакомиться по следующим ссылкам [1; 2; 3].
Новизна настоящей статьи заключается в том, что в ней впервые рассматривается проблема определения искусства у Ива Кляйна в отечественном искусствоведении.
Актуальность текущей статьи непосредственно связана с тем фактом, что для того чтобы разуметь, что есть искусство, в том числе современное, нужно знать историю его дефиниции. Частью этой истории является имплицитная попытка дефиниции арта французским художником.
Материалом для данной статьи послужили как художественные и теоретические работы самого Кляйна [1;2;3], так и труды исследователей относительно французского художника и его теоретического наследия [4; 5; 6; 7; 8].
В творчестве Ива Кляйна проблема определения искусства не стоит эксплицитно. Он не пишет нигде прямым текстом, что для него есть искусство, и даже не пытается в открытую дать его дефиницию. Это имплицитно можно вывести из его теоретических работ. Для Кляйна искусство представляет собой проявление пустоты через духовный огонь, который, в свою очередь, проявляется в различных материальных формах в предметном мире. Тем самым, можно зафиксировать, что для французского художника искусством является все в феноменальном мире, ибо подлинное живописное пространство для него − пустота, которая собственно присутствует духовно во всем, а через духовный огонь и материально − во всем.
Искусство для французского художника неотделимо от пустоты, так, он пытается растворить живопись в ней − произвести «дематериализацию искусства». Для этого И. Кляйн создает уникальные зоны «нематериальной живописной чувствительности» − некие «нематериальные живописные состояния», в которые вовлекаются все, кто присутствует при рождении произведения искусства вместе с Кляйном.
Надо отметить, что если все есть искусство (как это есть для Кляйна), то искусство есть ничто, ведь чтобы дать определению чему-либо надо его отграничить от всего иного, что французский художник не делает. Хотя он полагает, что у искусства (как и у мира в целом) есть сущность, и эта сущность есть пустота (определение это закрытое и универсальное). То есть он относит себя к эссенциалистам, если смотреть с точки зрения самого Кляйна. Однако, с точки зрения же исследователя его творчества французский арт-деятель, есть самый настоящий антиэссенциалист. Его работы формально можно назвать искусством. Это так, потому что: 1) пустота не является чем-то реально сущим как природа, которой подражали художники прошлого (в настоящем случае Кляйн не подражает природе как реальности, а сам создает ее с помощью концептов); 2) только благодаря формальным критериям таким, как признание самим художником своих творений как произведений искусства, а также нахождение работ Кляйна в музее как в определенной общественной институции и признание их конкретной группой людей искусством позволяет выделить творчество Кляйна действительно как искусство, а не как нечто иное.
Таким образом, возникает противоречие в определении искусства французским художником. Возникает оно из-за того, что он сам не дает его эксплицитной дефиниции. И это противоречие уже не может быть решено, ибо сам художник умер, оставив искусствоведов и наследников его творческого наследия с тем, что есть.
Подводя итоги, стоит отметить, что однозначного, непротиворечивого, конкретного определения искусства Ив Кляйн за свою недолгую жизнь (тридцать четыре года) так и не дал. Себя он относил к эссенциалистам, о чем свидетельствует его мировоззрение. Напротив, его исследователи и почитатели склонны классифицировать его как антиэссенциалиста. Это противоречие будет оставаться до тех пор, пока искусство будет считаться всем, не выделяя себя из этого всего.
1. Klein Y. Paintings. URL: http://www.yvesklein.com/fr/oeuvres/ (дата обращения: 13.12.2020 г.)
2. Klein Y. Texts. URL: http://www.yvesklein.com/fr/ecrits/ (дата обращения: 13.12.2020 г.)
3. Klein Y. Le Manifeste de l’Hôtel Chelsea (1961). URL: http://mediation.centrepompidou.fr/education/ressources/ENS-yves_klein/ENS (дата обращения: 13.12.2020 г.)
4. Overcoming the Problems of Art: The Writings of Yves Klein/ trans. ed.Klaus Ottmann. - Spring Publications, Putnam, 2007.
5. Restany P.Yves Klein: Fire at the Heart of the Void / trans.Andrea Loselle. - Putnam, Connecticut, Spring Publications, 2005.
6. McEvilley T. Yves Klein: Conquistador of the Void; Yves Klein and Rosicrucianism // Yves Klein, 1928-1962: A Retrospective. - Houston: Institute for the Arts, Rice University, 1982.
7. Riout D. Yves Klein Manifester l’immatériel. - Paris: Éditions Gallimard, 2004.
8. Restany P. Yves Klein -Paris: Éditions du Chêne, 1982.