аспирант
В данной статье рассмотрены особенности взаиморасчетов крупных российских металлургических корпораций с бюджетной системой страны относительно уплаты налога на добавленную стоимость. Цель исследования заключается в определении факторов, влияющих на величину уплаченного НДС. В работе также проанализированы производственные показатели металлургических комбинатов, рынки сбыта металлопродукции, удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью. Объект исследования – три крупнейшие корпорации черной металлургии, а именно: ПАО «Северсталь» (Вологодская область), ПАО «ММК» (Челябинская область) и ПАО «НЛМК» (Липецкая область). Предметом исследования стали расчеты данных корпораций с бюджетной системой РФ по поводу уплаты налога на добавленную стоимость. Информационную базу исследования составили труды отечественных авторов по вопросам развития налогообложения крупных корпораций черной металлургии, их роли в формировании доходов бюджетной системы России и регионов базирования, а также данные Федеральной налоговой службы и официальная отчетность о производственно-финансовой деятельности корпораций.
налог на добавленную стоимость, бюджетная система, экспортные операции, рынки сбыта, черная металлургия
В экономической литературе существует большое количество исследований, связанных с определением роли налога на добавленную стоимость [1-6], его динамикой, сбалансированной ставкой [7-8], оценкой потенциала [9], перспективами развития и направлениями реформирования данного налога [10-11]. Так, Наумкина Т.В. и Баранова О.А., анализируя роль НДС в налоговой системе России, отмечают, что данный налог обладает высокой емкостью в структуре налогов, значительным регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу бюджета. Кроме того, НДС является определяющим среди налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования [3]. Сайдулаев Д.Д. в своих исследованиях изучал особенности источников формирования Федерального бюджета РФ в целом и его составляющей части в виде поступлений от уплаты НДС при внутренних и внешних сделках налогоплательщиков [4-5]. В статье Умбетовой Д.А. говорится об экономической сущности налога на добавленную стоимость, а также о роли данного налога в налоговой системе России. В результатах исследования автор концентрирует внимание на том, что налогообложение добавленной стоимости − одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой объясняется возрастанием потребности этих государств в дополнительных доходах бюджета [6]. Гасиева З.П. в своей работе изучала положительные и отрицательные последствия от повышения ставки НДС. Автор затронула момент о том, как тяжело было бизнесу в начале 1990-х годов платить НДС с 28% ставкой и как снижение ставки до 20% в 1993 г. спровоцировало рост поступлений по этому налогу. Существовавшая ставка 20% до 2004 г. сменилась на 18%, и только с первого квартала 2019 г. было решено поднять ее до 20%. Такое повышение является решением, имеющим двойственные последствия. С одной стороны, оно позволит увеличить доходы бюджета, уменьшить бюджетный дефицит и получить средства для выполнения новых майских указов Президента. С другой стороны, это приведет к росту инфляции, снижению экономической активности, расширению теневого сектора и нарушению рыночного равновесия [7]. Суптело Н.П. и Дашута Е.Ф. в своей работе авторы утверждают, что управление налогом на добавленную стоимость является довольно сложной задачей, которая стоит перед налоговыми органами. Задолженность по отчислениям НДС в бюджет ежегодно растет, что вызвано непростым механизмом исчисления налога и наличием большого количества нормативных документов по расчету и взиманию. Повышение НДС обострит конкурентную борьбу между средними и крупными предприятиями и малыми предприятиями, работающими по упрощенной системе налогообложения. Резюмируется, что реформа в целом негативно отразится на доходах бизнеса. Делается вывод, что изменение НДС не приведет к расширению финансовых ресурсов, необходимых для развития местного самоуправления. Обосновывается необходимость и возможность передать регионам полномочия и право распоряжаться доходами от НДС. Данная мера может усилить конкуренцию между отдельными регионами за привлечение бизнеса и даст толчок к повышению товарооборота и к созданию лучших условий для предпринимательской деятельности [8]. Баташев Р.В. проводил оценку фискального потенциала налога на добавленную стоимость. В результатах исследования автор делает вывод о том, что при взимании НДС необходимо учитывать ряд риск-факторов, которые определяют динамику и структуру его поступления. Среди таких факторов высокая зависимость поступлений НДС от внутреннего спроса и тенденции макроэкономических показателей [9]. Комарова Е.И. и Троянская М.А. в совместной статье проводили анализ направлений реформирования порядка взимания и возмещения НДС. Авторами отмечается польза и простота данного налога, однако существующие недостатки в нормативной и правовой базы делают данный налог самым конфликтным и сложным в налоговой системе. В качестве рекомендаций авторы предлагают уделять внимание корректировкам в работе налоговых органов по администрированию НДС, в частности внедрению системы автоматизированного контроля за исчислением и возмещением НДС [10]. Шипилова А.В. в своей работе предлагает упорядочить и упростить получение возмещения НДС в условиях применения нулевой ставки и прочих случаях, систематизировать различные положения Налогового устранить имеющиеся внутренние противоречия, повысить эффективность работы контролирующих органов [11]. В монографии о роли крупнейших металлургических корпораций в формировании бюджетных доходов исследователями Вологодского научного центра РАН проводился динамический и структурный анализ расчетов по поводу уплаты НДС за период с 2007 по 2016 г. Авторы пришли к единому мнению о том, что возврат экспортного НДС крупнейшим комбинатам черной металлургии фактически сводит на нет участие сталелитейной промышленности в формировании доходов федерального бюджета. Их расчеты на примере комбинатов черной металлургии (ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК») показали, что отмена возврата экспортного НДС только в отношении данных корпораций приведет к увеличению федеральных трансфертов бюджетам Челябинской и Вологодской областей соответственно в 1,4–1,6 раза, а бюджету Липецкой области – почти в 3 раза. Такая прибавка позволила бы полностью решить проблему разбалансированности бюджетов этих регионов и направить дополнительные ресурсы на развитие [12]. В статье Зайцевой Е.С. рассматривался важный вопрос, связанный с налогообложением добавленной стоимости лома черных и цветных металлов. Федеральный закон от № 119-ФЗ от 22 июля 2005 г. позволял навести порядок в области заготовки и первичной переработки лома черных и цветных металлов с целью исключения мошеннических схем и декриминализации этого сегмента рынка металлов. Закон также давал возможность выбора расчетов: по традиционной схеме или без уплаты НДС. Возможность отказа от уплаты НДС привела к тому, что большинство фирм-ломозаготовителей так и сделали, и с 2007 г. начался массовый переход. Позже после внесения изменений в гл. ФЗ №85 с 1 января 2008 г. обязательным стало взимание НДС при операциях с ломом черных металлов, в то время как операции с ломом цветных металлов от НДС освобождаются. По данным ассоциации «Вторичные ресурсы», отечественный рынок ломозаготовки в 2005−2007 гг. оценивался приблизительно в 7,4-7,5 млрд долл. В2005 г. от физлиц принималось только 10% лома, тогда как в 2007-м эта цифра выросла до 80%. При возврате обязательного НДС эта пропорция могла бы вернуться обратно и тогда около 70% всех поставок переводились бы на юридические лица. Таким образом, доля рынка лома, за операции на котором НДС не уплачивается в бюджет, искусственно увеличилась бы до 5,3 млрд долл., а сумма, возмещаемая государством за эти операции, составила бы 0,95млрд долл. в год [13].
Черная металлургия России имеет важнейшую для экономики страны роль. Являясь базовой отраслью промышленного производства, данная отрасль оказывала и будет оказывать существенное влияние на развитие и размещение производительных сил.
На протяжении XX в. с размещением металлургических активов менялась и роль энергетического сектора страны. Так, в XVIII в. производственное металлургическое оборудование запускалось на водной двигательной силе, что предопределяло строительство предприятий вблизи дамб и рек. С развитие черной металлургии и последующим применением паровых двигателей актуальным стало расположение производств рядом с каменноугольными районами. Строительство Череповецкого металлургического комбината (ныне ПАО «Северсталь») было обусловлено нуждами ленинградской промышленности, развитием железнодорожной сети Европейского Севера России и базировалось на ломе черных металлов, польской железной руды и печорских коксующихся углей [14]. Новиков Н.И., Подъяпольский Д.В. и Новикова Г.В. изучали роль черной металлургии в развитии национальной и региональной экономики. Авторы отмечают, что отрасль, производя ключевые компоненты конструкционных материалов в строительстве и машиностроении, имеет высокую значимость в формировании индустриального фундамента экономики РФ. Вклад черной металлургии в ВВП страны находится на уровне 4-5%, а ее доля в суммарном экспорте составляет примерно 6-7%. В составе отрасли насчитывается около 1,5 тыс. предприятий и организаций [15]. Ревинская Л.Ю. в своем исследовании о состоянии и перспективах развития российской черной металлургии отмечает стратегическую важность отрасли в экономике, находящуюся второй по значимости после топливно-энергетического комплекса в промышленности России. Черная металлургия использует 5,3% электроэнергии и 5,8% природного газа от общего объема внутреннего потребления страны. Удельный вес отрасли в грузоперевозках на железной дороге составляет около 15%. Черная металлургия является фундаментом для развития многих других отраслей промышленного производства, а именно судостроения, авиации, железнодорожного транспорта, транспортного и тяжелого машиностроения, военного комплекса, энергетики и т.д. Она формирует условия для роста национальной экономики и способствует росту конкурентоспособности отечественных производителей на мировых рынках [16].
За последние 15 лет средняя выплавка стали в РФ составляла около 69,8 млн тонн в год, что соответствует 5-6 месту в мире среди стран-лидеров, а темпы прироста варьировались в пределах от -3 до 3 процентных пункта [17]. Стоит отметить, что за это время лидер мировой сталелитейной индустрии – Китай − смог увеличить выплавку стали примерно в 2,5 раза, тогда как прирост производства стали в России составил 1,1%. Российская черная металлургия основана на шести крупных холдингах, производящих до 93% всей стали страны. К их числу относятся: ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», ПАО «Евраз», ПАО «Мечел» и ПАО «Металлоинвест» [18]. Примечательно, что в первых трех из перечисленных холдингов ключевой акционер имеет в своем распоряжении как минимум 75% акций уставного капитала, такая ситуация естественным образом сводит к минимуму роль государства в развитии корпораций и отрасли в целом. В других компаниях ситуация несколько иная. Так, например, в ПАО «Евраз» уставный капитал разделен между Романом Абрамовичем (28,64%), Александром Абрамовым (19,32%), Александром Фроловым (9,65%), Геннадием Козовым (5,74%) и Максимом Воробьевым (3,01%) [19]. Игорь Зюзин владеет 51,54% акциями ПАО «Мечел» [20]. Алишеру Усманову принадлежит около 49% акций уставного капитала ПАО «Металлоинвест» [21].
Рассмотрим производственные показатели трех исследуемых российских корпораций черной металлургии, а также общее производство стали в России, в Китае и в мире (табл. 1). За последние 15 лет ПАО «Северсталь» выплавила примерно 167 млн тонн стали, ПАО «ММК» – 182 млн тонн и ПАО «НЛМК» – около 208 млн тонн. Среднегодовая выплавка за период составила 11,1, 12,1 и 13,3 млн тонн, соответственно, по корпорациям, при этом Магнитогорский комбинат сократил выплавку на 7%, ПАО «Северсталь» по итогам 2020 г. произвел столько же, сколько и в 2006 г., а Новолипецкий комбинат нарастил производство на 73% с 9130 до 15 833 тыс. тонн. Особенно значимы рост выплавки стали у ПАО «НЛМК» на 25% в 2012 г. удалось достичь благодаря выходу на проектную мощность сталеплавильного оборудования на липецкой площадке, а также устойчиво высокой загрузке сталеплавильных мощностей [22]. Средний вклад ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК» в общероссийском производстве стали составил 53,1% за 15 лет или 557 млн тонн.
К слову сказать, Китай за аналогичный период выплавил примерно 11,2 млрд тонн стали, что в 10,7 раза больше, чем в России. Начиная с 2013 г., страна выплавляет половину и более от общемирового производства стали. Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 г. Китаем было выпущено свыше 1065 млн тонн стали, что стало абсолютным рекордом страны за всю нынешнюю историю, а также больше, чем производство стали в России за 15 лет.
Таблица 1
Производство стали в ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», России, Китае и в мире с 2006 по 2020 г.*
Период |
ПАО «Северсталь» |
ПАО «ММК» |
ПАО «НЛМК» |
В сумме** |
Россия |
Доля *** |
Китай |
Мир |
Доля **** |
тыс. тонн |
млн тонн |
% |
млн тонн |
% |
|||||
2006 |
11267 |
12455 |
9130 |
32,9 |
70,8 |
46,4 |
419,1 |
1247,2 |
33,6 |
2007 |
11867 |
13261 |
9180 |
34,3 |
72,4 |
47,4 |
489,3 |
1346,1 |
36,3 |
2008 |
11081 |
11957 |
10500 |
33,5 |
68,5 |
49,0 |
500,3 |
1329,0 |
37,6 |
2009 |
9480 |
9618 |
10610 |
29,7 |
60,0 |
49,5 |
567,8 |
1224,0 |
46,4 |
2010 |
11033 |
11419 |
11550 |
34,0 |
66,9 |
50,8 |
638,7 |
1433,4 |
44,6 |
2011 |
11268 |
11724 |
11968 |
35,0 |
68,9 |
50,7 |
702,0 |
1538,0 |
45,6 |
2012 |
10566 |
12247 |
14923 |
37,7 |
70,2 |
53,8 |
731,0 |
1560,4 |
46,8 |
2013 |
10651 |
11941 |
15429 |
38,0 |
69,0 |
55,1 |
822,0 |
1650,4 |
49,8 |
2014 |
10851 |
13031 |
15904 |
39,8 |
71,5 |
55,6 |
822,8 |
1669,9 |
49,3 |
2015 |
10855 |
12236 |
15912 |
39,0 |
70,9 |
55,0 |
803,8 |
1620,0 |
49,6 |
2016 |
10891 |
12544 |
16608 |
40,0 |
70,8 |
56,6 |
808,4 |
1629,6 |
49,6 |
2017 |
11651 |
12860 |
17113 |
41,6 |
71,5 |
58,2 |
870,9 |
1730,0 |
50,3 |
2018 |
12039 |
12660 |
17606 |
42,3 |
72,1 |
58,7 |
928,3 |
1808,0 |
51,3 |
2019 |
11847 |
12463 |
15696 |
40,0 |
71,9 |
55,6 |
996,3 |
1868,8 |
53,3 |
2020 |
11314 |
11574 |
15833 |
38,7 |
71,6 |
54,1 |
1064,8 |
1878,0 |
56,7 |
Всего за 2006-2020 |
166660 |
181990 |
207962 |
556,6 |
1047,0 |
53,2 |
11165,5 |
23532,8 |
47,4 |
В среднем за 2006−2020 |
11111 |
12133 |
13864 |
37,1 |
69,8 |
53,1 |
744,4 |
1568,9 |
46,8 |
2020 к 2006, раз |
1,00 |
0,93 |
1,73 |
1,18 |
1,01 |
1,17 |
2,54 |
1,51 |
1,69 |
** – суммарная выплавка стали ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК»; *** – удельный вес ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК» в общероссийском производстве стали; **** – удельный вес Китая в общемировом производстве стали. |
*Примечание: составлено по данным операционных результатов металлургических корпораций России и Всемирной Ассоциации стали.
В период с 2006 по 2020 г. сумма общих налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации составила 188,1 трлн руб., при этом рост за период составил 3,8 раза (с 5,4 до 20,7 трлн руб.). Говоря о динамике и структуре поступлений ключевых налогов в бюджет России в последние пятнадцать лет, можно отметить следующее:
1. Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей занимает налог на добычу полезных ископаемых. Его сумма за период составила около 43 трлн руб. или 22,8% в общем объеме поступлений. На втором месте налог на прибыль – 39 трлн и 20,8%. Третье место у НДФЛ – 37,8 трлн руб. с долей в 20,1%, а на четвертом – НДС, поступления которого составили 35,5 трлн руб., что соответствует 18,9% общей суммы.
2. Несмотря на наименьший вклад за исследуемый период НДС в формировании бюджета, рост поступлений данного налога в абсолютном выражении оказался максимальным и составил 4,72 раза против 2,4 раза у налога на прибыль, 4,45 раза у НДФЛ и 3,4 раза у НДПИ.
3. Роль в формировании бюджета сократилась у налога на прибыль с 30,7 до 19,4%, у НДПИ с 21,4 до 19,1%, доля НДФЛ выросла с 17,5 до 20,5% и у НДС с 17,5 до 21,7%, что подтверждает усиление значимости налога в бюджетных доходах (табл. 2).
Таблица 2
Удельный вес ключевых налогов в общей сумме налоговых платежей
в бюджет РФ с 2006 по 2020 г.*
Период |
Общая сумма платежей в бюджет РФ |
Налог на прибыль |
Доля |
НДФЛ |
Доля |
НДС |
Доля |
НДПИ |
Доля |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
||
2006 |
5441 |
1670 |
30,7 |
954 |
17,5 |
951 |
17,5 |
1162 |
21,4 |
2007 |
6398 |
2170 |
33,9 |
1294 |
20,2 |
1425 |
22,3 |
1197 |
18,7 |
2008 |
7968 |
2509 |
31,5 |
1679 |
21,1 |
1039 |
13,0 |
1708 |
21,4 |
2009 |
6307 |
1263 |
20,0 |
1681 |
26,7 |
1207 |
19,1 |
1054 |
16,7 |
2010 |
7687 |
1772 |
23,1 |
1810 |
23,5 |
1384 |
18,0 |
1406 |
18,3 |
2011 |
9734 |
2268 |
23,3 |
1994 |
20,5 |
1845 |
19,0 |
2043 |
21,0 |
2012 |
10953 |
2352 |
21,5 |
2260 |
20,6 |
1989 |
18,2 |
2459 |
22,5 |
2013 |
11323 |
2052 |
18,1 |
2498 |
22,1 |
1977 |
17,5 |
2576 |
22,8 |
2014 |
12606 |
2294 |
18,2 |
2689 |
21,3 |
2301 |
18,3 |
2904 |
23,0 |
2015 |
13707 |
2442 |
17,8 |
2805 |
20,5 |
2589 |
18,9 |
3226 |
23,5 |
2016 |
14388 |
2678 |
18,6 |
3017 |
21,0 |
2808 |
19,5 |
2929 |
20,4 |
2017 |
17194 |
3239 |
18,8 |
3252 |
18,9 |
3233 |
18,8 |
4130 |
24,0 |
2018 |
21149 |
4004 |
18,9 |
3656 |
17,3 |
3762 |
17,8 |
6127 |
29,0 |
2019 |
22511 |
4363 |
19,4 |
3956 |
17,6 |
4487 |
19,9 |
6106 |
27,1 |
2020 |
20714 |
4016 |
19,4 |
4250 |
20,5 |
4490 |
21,7 |
3947 |
19,1 |
Всего за 2006-2020 |
188080 |
39092 |
20,8 |
37795 |
20,1 |
35487 |
18,9 |
42974 |
22,8 |
В среднем за 2006-2020 |
12539 |
2606 |
22,2 |
2520 |
20,6 |
2366 |
18,6 |
2865 |
21,9 |
2020 к 2006, раз |
3,81 |
2,40 |
0,63 |
4,45 |
1,17 |
4,72 |
1,24 |
3,40 |
0,89 |
*Примечание: составлено по данным Федеральной налоговой службы.
Из выше представленной табл. также можно сделать вывод о том, что в 2020 г. НДС сыграл ключевую роль в формировании бюджета страны. На его возросшую роль повлияло также и повышение ставки с 18 до 20% в 2019 г. Так поступления НДС в бюджет увеличились на 19,3% с 2018 по 2019 г. [23].
Если говорить о роли предприятий черной металлургии в формировании доходов бюджетной системы (табл. 3) можно сказать следующее:
1. За пятнадцать лет федеральный бюджет возместил предприятиям черной металлургии около 349 млрд руб. налога на добавленную стоимость. Средний объем возмещаемого НДС за период составил 23,3 млрд руб. В 2015 г. (единственный раз) суммарный НДС предприятий металлургии был в пользу бюджетной системы и составлял 6,1 млрд руб. Отмена возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям в пользу металлургических корпораций позволила бы увеличить доходы бюджетной системы от черной металлургии с 943 млрд до 1,3 трлн руб. за последние 15 лет.
2. Ключевым налогом от предприятий российской черной металлургии в консолидированный бюджет России является налог на прибыль, итоговые поступления которого за период составляли 883,6 млрд руб. или 93,7% в совокупных поступлениях от отрасли. Также можно сказать, что удельный вес черной металлургии в формировании общих поступлений налога на прибыль среди всех отраслей составил около 2,3% за период.
3. Поступления НДФЛ от отрасли составили 225,8 млрд руб. Постепенный рост отчислений налога на доходы физлиц с 2007 по 2020 г. говорит от росте величины заработной платы на металлургических производствах.
4. Расчеты металлургических организаций с бюджетной системой по поводу уплаты налога на добычу полезных ископаемых являлись самыми незначительными из всех. С 2006 по 2020 г. общий НДПИ от отрасли составил 7,5 млрд руб., что эквивалентно 0,02% от общих поступлений НДПИ. Стоит отметить, что будущие поступления НДПИ от отрасли черной металлургии будут увеличиваться в связи ростом рентного коэффициента в 3,5 раза. Данная налоговая донастройка придет на замену существующим экспортным пошлинам. По мнению экспертов-экономистов, увеличение НДПИ может привести к изъятию из оборотного капитала металлургических корпораций около 20 млрд руб.
Таким образом, теперь инструментом изъятия сверхдоходов металлургов будет являться НДПИ. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров считает, что когда компании расплачиваются на этапе добычи ресурсов из земли, а не на этапе продажи, является логичным и справедливым вариантом налогообложения деятельности [24].
Таблица 3
Удельный вес ключевых налогов от производств черной металлургии в формировании суммарных поступлений среди всех отраслей с 2006 по 2020 г.*
Период |
НДС |
Налог на прибыль |
НДФЛ |
НДПИ |
Всего поступлений в бюджет РФ |
||||
млн руб. |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
|
2006 |
-26271 |
148649 |
8,90 |
24051 |
2,52 |
3779 |
0,33 |
163462 |
3,00 |
2007 |
-21439 |
75404 |
3,47 |
9385 |
0,73 |
169 |
0,01 |
70664 |
1,10 |
2008 |
-34510 |
93480 |
3,73 |
10951 |
0,65 |
182 |
0,01 |
77939 |
0,98 |
2009 |
-39588 |
-8566 |
-0,68 |
9356 |
0,56 |
170 |
0,02 |
-29564 |
-0,47 |
2010 |
-35858 |
19689 |
1,11 |
10496 |
0,58 |
198 |
0,01 |
6878 |
0,09 |
2011 |
-28574 |
19530 |
0,86 |
11787 |
0,59 |
231 |
0,01 |
16425 |
0,17 |
2012 |
-27962 |
13217 |
0,56 |
12682 |
0,56 |
231 |
0,01 |
12192 |
0,11 |
2013 |
-24633 |
9763 |
0,48 |
13693 |
0,55 |
313 |
0,01 |
13504 |
0,12 |
2014 |
-7855 |
25615 |
1,12 |
14208 |
0,53 |
214 |
0,01 |
45917 |
0,36 |
2015 |
6056 |
44364 |
1,82 |
15408 |
0,55 |
237 |
0,01 |
79044 |
0,58 |
2016 |
-6481 |
46082 |
1,72 |
16104 |
0,53 |
219 |
0,01 |
67352 |
0,47 |
2017 |
-16680 |
73617 |
2,27 |
17320 |
0,53 |
268 |
0,01 |
86232 |
0,50 |
2018 |
-28394 |
132016 |
3,30 |
19106 |
0,52 |
319 |
0,01 |
136887 |
0,65 |
2019 |
-29466 |
102787 |
2,36 |
20328 |
0,51 |
439 |
0,01 |
104438 |
0,46 |
2020 |
-27298 |
87921 |
2,19 |
20913 |
0,49 |
503 |
0,01 |
91592 |
0,44 |
Всего за 2006-2020 |
-348953 |
883568 |
2,26 |
225788 |
0,60 |
7472 |
0,02 |
942962 |
0,50 |
В среднем за 2006-2020 |
-23264 |
58905 |
2,21 |
15053 |
0,69 |
498 |
0,03 |
62864 |
0,57 |
2020 к 2006, раз |
1,04 |
0,59 |
0,25 |
0,87 |
0,20 |
0,13 |
0,04 |
0,56 |
0,15 |
*Примечание: составлено по данным Федеральной налоговой службы
Проведя небольшой сравнительный анализ ключевых поступлений налогов от отрасли черной металлургии, рассмотрим более подробно расчеты корпораций ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК» с бюджетной системой по поводу уплаты налога на добавленную стоимость. Стоит сказать, что НДС является вторым по значимости налогом в налоговой нагрузке металлургических предприятий после налога на прибыль. И как было упомянуто выше, уплата данного налога характеризуется такой особенностью российского налогового законодательства, как возмещение НДС предприятиям из федерального бюджета.
В период с 2006 по 2020 г. федеральный бюджет возместил ПАО «НЛМК» НДС на общую сумму около 200,2 млрд руб. При этом поступления налога на прибыль в федеральный бюджет составили примерно 59,3 млрд руб., что больше, чем у ПАО «Северсталь» и ПАО «ММК» на 41 и 22,8 млрд руб. соответственно.
Учитывая тот факт, что с 2019 г. уровень процентной ставки по НДС вырос с 18 до 20%, увеличенные объемы возмещаемого НДС из федерального бюджета в пользу
ПАО «НЛМК» не только снижают роль комбината в формировании налоговых доходов бюджетной системы, но и отвлекают инвестиционные ресурсы из экономики [25]. Ключевыми причинами «отрицательного» НДС у Новолипецкого комбината являются рынки сбыта. Так, средняя доля России в структуре продаж по регионам ПАО «НЛМК» за последние семь лет составила всего 38,2%, а значит 61,8% – продажи металлопродукции на экспорт, среди которых Турция, страны Евросоюза, Северной Америки и Азии [26]. Напротив, у ПАО «Северсталь» и ПАО «ММК» отечественный рынок является основным в структуре продаж, где доля России варьируется от 63 до 75% (табл. 4).
Таблица 4
Расчеты металлургических корпораций с бюджетной системой
по налогу на прибыль и НДС с 2006 по 2020 г.*
Период** |
ПАО «Северсталь» |
ПАО «ММК» |
ПАО «НЛМК» |
||||||
Налог на прибыль в ФБ*** |
НДС |
Доля****, в % |
Налог на прибыль в ФБ*** |
НДС |
Доля****, в % |
Налог на прибыль в ФБ*** |
НДС |
Доля****, в % |
|
2006 |
3847 |
-1141 |
32,2 |
3246 |
-6686 |
27,0 |
4606 |
-3829 |
27,0 |
2007 |
5339 |
3097 |
34,8 |
3245 |
-8367 |
27,0 |
3440 |
-6087 |
27,0 |
2008 |
6936 |
4090 |
38,2 |
2838 |
-11189 |
27,0 |
5572 |
-10775 |
31,6 |
2009 |
-179 |
-979 |
-59,1 |
51 |
-11855 |
10,0 |
4 |
-7307 |
0,3 |
2010 |
796 |
-975 |
15,5 |
149 |
-5747 |
10,0 |
794 |
-12166 |
15,1 |
2011 |
1003 |
-1404 |
19,7 |
160 |
5406 |
10,0 |
1442 |
-16178 |
20,5 |
2012 |
891 |
-588 |
56,5 |
196 |
4390 |
10,0 |
614 |
-14867 |
13,2 |
2013 |
574 |
-2932 |
42,9 |
0 |
5069 |
0,0 |
1109 |
-14321 |
0,0 |
2014 |
1614 |
1547 |
72,7 |
14 |
8669 |
9,8 |
1520 |
-10380 |
15,8 |
2015 |
1598 |
5819 |
81,7 |
1098 |
16041 |
10,0 |
2910 |
-10690 |
18,2 |
2016 |
1816 |
3524 |
41,2 |
1555 |
13393 |
10,0 |
3417 |
-14512 |
25,0 |
2017 |
5943 |
462 |
52,1 |
2374 |
14350 |
14,9 |
6128 |
-19041 |
38,7 |
2018 |
4391 |
1220 |
24,6 |
3727 |
9639 |
15,1 |
10179 |
-21101 |
37,3 |
2019 |
3881 |
-3834 |
23,1 |
2616 |
18550 |
15,2 |
9445 |
-19088 |
44,2 |
2020 |
2553 |
-11091 |
23,6 |
1559 |
19596 |
15,1 |
8097 |
-19831 |
44,3 |
Всего за 2006-2020 |
41003 |
-3185 |
33,0 |
22828 |
71259 |
16,9 |
59277 |
-200173 |
30,7 |
В среднем за 2006-2020 |
2734 |
-212 |
33,3 |
1522 |
4751 |
14,1 |
3952 |
-13345 |
23,9 |
2020 к 2006, раз |
0,66 |
9,72 |
0,73 |
0,48 |
-2,93 |
0,56 |
1,76 |
5,18 |
1,64 |
** – в связи с отсутствием данных статистической налоговой отчетности ФНС, информация по объему налоговых поступлений от корпораций черной металлургии приведена с 2006 г.; *** – налог на прибыль в федеральный бюджет; **** – доля налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет в совокупном объеме налога на прибыль от металлургического производства региона базирования корпорации. |
*Примечание: составлено по данным управлений ФНС по Вологодской, Челябинской и Липецкой областям.
Таким образом, резюмируя итог проведенного исследования, перечислим основные полученные результаты:
1. В экономической литературе существует большое количество исследований по тематике НДС, касающихся развития и потенциала данного налога, последствий от повышения и понижения ставки, роли НДС в формировании бюджетной системы страны. Налог на добавленную стоимость является одним из главных косвенных налогов, который формирует бюджет на 18,6% в среднем. Несмотря на то, что его доля в совокупных налоговых поступлениях ниже, чем у налога на прибыль (22,2%), налога на доходы физических лиц (20,6%) и налога на добычу полезных ископаемых (21,9%), его динамика продемонстрировала наибольший рост как в абсолютном (+4,72 раза), так и в удельно-весовом выражении (+1,24 раза).
2. Для Российской Федерации черная металлургия является второй по значимости после нефтегазового комплекса отраслью промышленного производства. Отрасль играет большую роль в формировании индустриального фундамента экономики, а также имеет стратегическую для страны важность. Она производит 4-5% совокупного ВВП страны, а также 6-7% экспорта. На территории России функционирует около полутора тысяч компаний и организаций, относящихся к сегменту черной металлургии. Отраслью потребляется 5,3% производимой электроэнергии и 5,8% природного газа. Доля отрасли в железнодорожных грузоперевозках составляет около 15%. Черная металлургия является фундаментом для развития многих других отраслей промышленного производства, а именно судостроения, авиации, железнодорожного транспорта и т.д. В период с 2006 по 2020 г. российскими корпорациями черной металлургии было выплавлено 1047 млн тонн стали, в то время как Китай произвел 1065 млн тонн стали (на 1,7% больше) всего за один 2020-й год. Из-за активного развития сталелитейной промышленности Китая, страна с 2013 г. стала производить половину и больше всей стали в мире. При этом, доля России в общемировом производстве сократилась с 5,7 до 3,8%.
3. Расчеты между российскими предприятиями и организациями черной металлургии с федеральным бюджетом имеют стабильно отрицательный НДС. Так, по данным ФНС, за прошедшие пятнадцать лет сумма возмещаемого НДС из федерального бюджета в пользу предприятий черной металлургии составила 349 млрд руб. Единственный год, в котором федеральный бюджет был в плюсе по НДС от отрасли черной металлургии это 2015-й, его сумма НДС составила 6,1 млрд руб. Ключевым реципиентом налога на добавленную стоимость из федерального бюджета оказался находящийся в Липецкой области ПАО «НЛМК».
4. Три крупнейшие российские корпорации черной металлургии (ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК»), которые производят около 53,2% всей стали в стране, имели разный характер взаиморасчетов с бюджетной системой, в частности, уплаты налога на добавленную стоимость. Так, с 2006 по 2020 г. объем возмещаемого НДС из федерального бюджета в пользу предприятий составил 200,2 млрд руб. у ПАО «НЛМК» и 3,2 млрд руб. у ПАО «Северсталь». Напротив, Магнитогорский металлургический комбинат за указанный период перечислял НДС в бюджетную систему в общей сумме на 71,3 млрд руб. Основная причина такого различия заключается в рынках сбыта. Объем продаж на внешние рынки у Новолипецкого комбината достигает 60 и более процентов, тогда как у ПАО «Северсталь» и ПАО «ММК» в приоритете домашний рынок.
1. Харченко В.И. Фискальная роль налога на добавленную стоимость в налоговой политике государства // Научные записки молодых исследователей. − 2019. − №3. − С. 24-30.
2. Шипилова А.В. Оценка роли налога на добавленную стоимость в формировании федерального бюджета Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. − 2012. − №30. − С. 38-44.
3. Наумкина Т.В., Баранова О.А. Место и роль НДС в налоговой системе России // МНИЖ. − 2013. − №4-2 (11). − С. 15-19.
4. Сайдулаев Д.Д. Роль НДС в формировании доходов федерального бюджета // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. − 2020. − №11-2. − С. 188-193.
5. Сайдулаев Д.Д. Анализ поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему России // Экономика и бизнес: теория и практика. − 2020. − №11-3. − С. 52-56.
6. Умбетова Д.А. Экономическая сущность НДС и его роль в налоговой системе РФ // Символ науки. − 2019. − №4. − С. 84-87.
7. Гасиева З.П. Повышение ставки НДС: плюсы и минусы // Вестник экономической безопасности. − 2019. − №4. − С. 290-294.
8. Суптело Н.П., Дашута Е.Ф. Влияние повышения ставки НДС на развитие предпринимательства и межбюджетные отношения в России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. − 2019. − №1 (28). − С. 66-74
9. Баташев Р.В. Оценка фискального потенциала НДС // ЕГИ. − 2020. − №6 (32). − С. 61-66.
10. Комарова Е.И., Троянская М.А. Направления реформирования порядка взимания и возмещения НДС // АНИ: экономика и управление. − 2019. − №3 (28). − С. 188-192.
11. Шипилова А.В. Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России // Финансы и кредит. − 2012. − №6 (486). − С. 62-71.
12. Ильин В.А. Влияние металлургических корпораций на формирование доходов региональных бюджетов (2007-2016) [Текст]: монография / В.А. Ильин, А.И. Поварова. - Вологда: ВолНЦ РАН, 2019. - 198 с.
13. Зайцева Е.С. Налоговое регулирование металлургического рынка // Проблемы экономики и юридической практики. − 2008. − №2. − С. 351-352
14. Адамеску А.А. Роль черной металлургии как базовой отрасли промышленности в региональном развитии страны // Регионология. − 2011. − №4 (77). − С. 136-159.
15. Новиков Н.И., Подъяпольский Д.В., Новикова Г.В. Роль черной металлургии в развитии национальной и региональной экономики // Вестник КемГУ. − 2014. − №2 (58). С. 254-258.
16. Ревинская Л.Ю. Российская черная металлургия: состояние и перспективы развития // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. − 2015. − №11. − С. 51-57.
17. Всемирная Ассоциация стали. URL: https://www.worldsteel.org/
18. Металлургия. Аналитическая справка. Вклад металлургической промышленности в российскую экономику [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Metallupgiya_2019.pdf
19. Структура акционерного капитала ПАО «Евраз». URL: https://www.evraz.com/ru/investors/shareholders/shareholder-structure/
20. Структура акционерного капитала ПАО «Мечел». URL: https://mechel.ru/shareholders/info/capital/
21. Структура акционерного капитала ПАО «Металлоинвест». URL: https://www.metalloinvest.com/investors/share-capital/
22. Годовой отчет ПАО «НЛМК» за 2012 год. URL: https://nlmk.com/upload/iblock/5aa/godovoy_otchet_za_2012_god.pdf
23. Налог на добавленную стоимость (НДС). URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/TAXATION/TAXES/NDS/
24. Из-под земли до стали. НДПИ для металлургов будет повышен с 2022 года. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4935647
25. Ильин В.А., Поварова А.И. Недостатки налогового администрирования крупного бизнеса и их влияние на региональные бюджеты // Экономика региона. − 2017. − №1. − С. 25-37.
26. Рынки сбыта металлопродукции ПАО «НЛМК». URL: https://nlmk.com/ru/about/markets/