Общественная палата Мурманской области (Председатель)
Мурманск, Россия
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
УДК 342 Государственное право. Конституционное право. Административное право
ГРНТИ 10.71 Правоохранительные органы
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 6772 Прокуратура
ББК 60 Общественные науки в целом
Противодействие коррупции – приоритетная государственная задача и важнее направление деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится ведущее место в осуществлении антикоррупционной политики и обеспечении ее неукоснительного соблюдения и реализации. В работе раскрыто содержание полномочий органов прокуратуры в противодействии коррупции (на примере органов прокуратуры Мурманской области). Своевременное выявление и предупреждение коррупционных правонарушений, устранение их причин и условий является важнейшей задачей надзорного ведомства.
органы прокуратуры, прокуратура Мурманской области, прокурорский надзор, коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, неосновательное обогащение, цифровые права
Коррупция – это одна из глобальных проблем современности, в значительной степени препятствующая реализации социально-экономической и политической стратегии развития государства и препятствующая ее эффективному развитию.
Актуальным направлением надзорной деятельности органов российской прокуратуры следует назвать осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. На протяжении уже длительного периода времени коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и государства, вызывает недоверие со стороны населения к деятельности государства и обоснованно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации [40].
Президент России В.В. Путин в 2020 г. на заседании коллегии Генеральной прокуратуры России, обратил внимание, что «одним из актуальных направлений работы прокуратуры является противодействие коррупции, и с ней надо бороться всегда и по всем направлениям» [28].
Без малого, уже три столетия органы прокуратуры с честью выполняют свой долг перед Отечеством. Они самоотверженно стоят на страже принципов законности и правопорядка, служат надежной опорой государства. Во все времена, руководство страны ставило перед прокуратурой задачи, от решения которых зависело то, насколько успешно Россия сможет ответить на вызовы времени. Сегодня в центре особого внимания органов прокуратуры вопросы защиты прав социально уязвимых слоев населения, противодействие экстремизму, коррупции, нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ряд других вопросов. От неукоснительного исполнения прокурорами своего долга, от их готовности оперативно реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические реалии, нередко зависит судьба граждан, стабильное функционирование и развитие общества и государства [41].
Актуальность анализа противодействия коррупции в России связана с тем, что данная проблема на современном этапе развития нашей страны представляет собой одну из существенных государственных проблем. Коррупция пронизывает самые разные направления деятельности органов публичной власти и управления, что говорит о ее глобальном и системном характере.
Кроме того, современные геополитические проблемы порождают необходимость отвечать на вызовы безопасности, которые в свою очередь требуют разработки новых механизмов сотрудничества, координации экономической политики государства во избежание новых кризисов. Ни одно из названных направлений не может быть полностью реализовано без достижения ощутимых результатов в противодействии коррупции [30].
Согласимся с мнением, что «сегодня противодействие коррупции в России отличает использование точечных методов вместо полноценной работы, направленной на реальное искоренение данного явления. Несколько громких коррупционных дел, расследуемых на всю страну в последние годы, не могут заменить комплексных мер, сопровождаемых политической волей к системным изменениям в борьбе с коррупцией» [27; С. 286].
В Стратегии национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [12], выделяется самостоятельная цель обеспечения государственной и общественной безопасности – искоренение коррупции. Бесспорно, что в современном обществе актуальным остается разностороннее рассмотрение противодействия угрозам национальной безопасности государства. Коррупция, на наш взгляд, одна из самых опасных внутренних государственных проблем, превратившаяся в основное препятствие для формирования благополучного развития нашей страны.
На современном этапе наблюдается тенденция формирования масштабной концепции противодействия коррупции, что и представляет собой государственную антикоррупционную политику в России. Совершенствуются уже существующие законодательные акты в антикоррупционной сфере, распределяются полномочия федеральных органов государственной власти по вопросам противодействия коррупции, а также полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Однако анализ состояния современной российской антикоррупционной политики показывает, что основное внимание органы власти уделяют именно правовой составляющей в вопросе реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. Как следствие, не удается воздействовать на явление коррупции комплексно, системно, поскольку «в тени» остаются научный, организационный и другие направления воздействия [29].
В настоящее время признано, что вопрос противодействия коррупции стоит как нельзя остро. Многие ученые, политики и другие общественные деятели видят именно в коррупции основную проблему государства РФ. В своих публикациях мы неоднократно останавливались на отдельных аспектах противодействия коррупции [33-40].
В активной борьбе с коррупцией сегодня можно наблюдать последовательную политику органов всех ветвей власти. После принятия Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [6] деятельность законодателя в вопросах разработки и принятия антикоррупционного законодательства вышла на новый уровень.
Противодействие коррупции следует назвать одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры России, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
16.08.2021 г. Указом Президента РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы [11], который является продолжением совместной со всеми органами государственной власти, местного самоуправления, институтами гражданского общества работы по противодействию коррупции с учетом новых задач, поставленных Президентом страны, в частности, связанных с совершенствованием действующего федерального законодательства.
На территории Мурманской области всеми органами власти и местного самоуправления, приняты меры по приведению действующих планов противодействия коррупции с Национальным планом, кроме того, в Мурманской области, в русле федерального антикоррупционного законодательства разработан и действует региональный план основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2021-2024 годы [16].
Законодательством о противодействии коррупции, органам прокуратуры, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. «О прокуратуре РФ» [10], отведена особая роль, в связи с чем предоставлены достаточно широкие полномочия для эффективной борьбы с коррупцией. Для воплощения в жизнь данных полномочий, Генеральной прокуратурой России 29.08.2014 г. издан Приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» [18].
Важную роль в исследуемом вопросе играет также Приказ Генеральной прокуратуры России от 08.08.2018 г. № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы») [17].
За 11 месяцев 2021 г., прокурорами в Мурманской области выявлено свыше 1600 нарушений антикоррупционного законодательства, в целях их устранения приняты меры прокурорского реагирования, обеспечено реальное устранение нарушений закона, 315 должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке [31; 32].
В системе государственной гражданской службы имеют место конфликтные ситуации, которые порождаются публичной властью. С одной стороны, власть призвана защищать гражданина и способствовать развитию государственности, с другой, данные нарушаются либо интересы гражданина, либо интересы государства.
По результатам проверок и связи с выявлением и пресечением серьезных нарушений антикоррупционного законодательства, сопряженных с конфликтом интересов на государственной службе, предоставление заведомо недостоверных сведений о доходах, нарушений иных стандартов поведения на службе досрочно прекращены полномочия 3 депутатов Советов депутатов муниципальных образований и 1 государственного гражданского служащего Мурманской области.
Обратим внимание на нарушения, получившие наибольшее освещение в региональных СМИ. Так, в истекшем периоде 2021 года прокурорами Мурманской области проведены проверки правомерности получения главами муниципальных образований премиальных вознаграждений.
В результате проведенных проверок в муниципальных правовых актах, определяющих выплату премий лицам, замещающим муниципальные должности, выявлены противоречия федеральному законодательству. Имеют место факты принятия главами муниципальных образований решений о назначении и выплате премий, без соответствующего согласования с представительными органами, что противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7], Бюджетного кодекса РФ [8]. То есть должностные лица органов местного самоуправления самостоятельно, без объективной оценки определяли размер денежного вознаграждения, а также иные доплаты и выплаты.
Такие нарушения выявлены прокурорами городов Апатиты, Североморска, Кольского, Кандалакшского, Печенгского, Ковдорского районов области, Октябрьского административного округа г. Мурманска.
Применяется и доказывает свои преимущества в правотворчестве механизм проверки соответствия региональной базы изменениям законодательства и судебной практики. По результатам проверок прокурорами в целях устранения выявленных нарушений закона в адрес органов местного самоуправления на незаконные нормативные правовые акты принесено 12 протестов, внесено 1 представление, направлено 1 требование об устранении коррупциогенных факторов, направлено 7 исковых заявлений в суд, которые находятся на рассмотрении.
Вопрос законности выплат премиальных вознаграждений главам муниципальных образований оставлен на контроле прокуратуры области до рассмотрения мер прокурорского реагирования и фактического восстановления денежных средств в местных бюджетах.
Ключевым аспектом эффективности мер противодействия коррупции является обеспечение соблюдения ограничений, запретов и обязанностей. В текущем году прокурорами уделялось внимание соблюдению должностными лицами органов власти различных уровней установленных законом обязанностей, запретов и ограничений. Всего в 2021 году прокуратурой Мурманской области выявлено порядка 800 таких нарушений, допущенных чиновниками различных уровней. По результатам рассмотрения представлений прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 249 лиц. В 4 случаях полномочия должностных лиц прекращены досрочно.
Например, главный специалист сектора дорожной деятельности отдела развития инфраструктуры Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в Сведениях о доходах за 2019 год, умышленно скрыла участие в деятельности юридического лица. По фактам выявленных нарушений 09.06.2021 в адрес министра транспорта и дорожного хозяйства области внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное лицо уволено с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия. Также прекращены досрочно полномочия лица, замещавшего муниципальную должность, который вопреки установленным антикоррупционным законодательством запретам, занимался предпринимательской деятельностью.
Случаи непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов выявлены в действиях первого заместителя главы Администрации ЗАТО Североморск, главы муниципального образования городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, главы муниципального образования г. Оленегорска. По всем выявленным фактам внесены представления.
Кроме того, прокуратура Мурманской области совместно с правоохранительными органами ведет планомерную, наступательную борьбу с коррупцией. Так, в истекшем периоде 2021 года судами области вынесено более 30 приговоров за совершение преступлений коррупционной направленности.
Уголовные дела по обвинению в совершении преступлений коррупционной направленности одни из наиболее сложных, как для раскрытия, т.к. данный вид преступлений является наиболее латентным, так и для расследования, в связи с тем, что обвиняемые в своем большинстве не признают вину, выдвигают различные версии требующие проверки и опровержения следственным путем.
Поддержание государственного обвинения по таким уголовным делам поручается наиболее опытным и подготовленным сотрудникам прокуратуры Мурманской области.
В 2021 году судами области вынесены приговоры в отношении депутата Совета депутатов ЗАТО г. Островной, совершившего хищение бюджетных средств в сумме, превышающей 7,3 млн. руб., заместителя генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», получившего часть коммерческого подкупа в размере 350 тыс. руб. из общей суммы подкупа составлявшего 1 263 тыс. руб.; заместителя руководителя государственного автономного учреждения Мурманской области «Центр спортивной подготовки», получившего взятку в размере 150 тыс. руб.
Вынесены приговоры в отношении лиц, совершавших хищения в сфере государственного-оборонного заказа.
В производстве следственных органов находятся уголовные дела в отношении депутатов представительных органов, глав муниципальных образований области, злоупотреблявших своими полномочиями и получавших взятки. Такие дела находятся на особом контроле, надзор за ходом и результатами их расследования, осуществляется сотрудниками аппарата прокуратуры Мурманской области.
В соответствии с действующим законодательством размер незаконного денежного вознаграждения, получаемого должностным лицом, в размере, не превышающем 10 тыс. руб. является мелкой взяткой. Норма «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ) введена в Уголовный кодекс РФ [9] Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ [3].
К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению и нравственным ограничениям. Устоялось мнение о том, что тот, кто предлагает взятку или дает ее ничего не нарушает, напротив, во всем виноват тот, кому взятки дают. Тем не менее, в коррупционном процессе всегда две стороны – взяткодатель и взяткополучатель. При этом взяткодатель – это, конечно же не во всех, но во многих случаях первоисточник коррупции.
В поле зрения органов прокуратуры находятся вопросы, правового регулирования и правоприменительной практики, связанные с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой [19]. Известно, что вступившим в силу 01.01.2021 г. Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ) и принятым в целях его реализации Указом Президента РФ от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13] (далее - Указ № 778) внесены изменения в отдельные законодательные акты, которые в том числе затрагивают вопросы противодействия коррупции.
Так, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [4] (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) дополнена пунктом 7, согласно которому с 01.01.2021 г. к иностранным финансовым инструментам отнесены цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.
Согласно рекомендациям письма Минтруда России от 20.02.2021 № 18-2/10/П-1330 [20] уведомление подается в отношении каждого лица, чьи сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются, при условии наличия у такого лица цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых прав и цифровой валюты. При их отсутствии уведомление не подается.
В соответствии с пунктом 6 Указа № 778 и пунктом 6 приложения № 2 к этому Указу с 1 июля 2021 г. данные о цифровых финансовых активах, правах и валюте необходимо подавать в составе обновленной справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 [14].
В рамках декларационной кампании 2021 года при представлении справок о доходах отражать информацию о цифровых финансовых активах и цифровой валюте по состоянию на 31 декабря 2020 г., а также сообщать о сделках по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты, совершенных в 2020 году, не требуется.
Органы прокуратуры призваны обеспечить контроль за реализацией указанных выше положений с учетом информационного письма Минтруда России от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085 «О возможности приобретения цифровых финансовых активов и цифровой валюты и владения ими отдельными категориями лиц» [21] и письма Минтруда России от 20.02.2021 № 18-2/10/П-1330 [20].
Таким образом, можно сделать вывод, что органы прокуратуры должны принимать непосредственное участие в совершенствовании правового регулирования вопросов, связанных с выявлением и пресечением преступлений коррупционной направленности, предметом которых являются цифровые финансовые активы, иные цифровые права, цифровая валюта, а также с обнаружением, арестом и последующим возвращением потерпевшим и (или) обращением в доход государства цифровых активов, иных цифровых прав, цифровой валюты, полученных (преобразованных в таковые) в результате совершения этих преступлений.
Изложенное в свою очередь, подтверждается Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы [11], согласно которому Генеральной прокуратуре России до 15 июля 2024 г. необходимо представить предложения по совершенствованию правового регулирования в анализируемой сфере (п. 52 Национального плана).
Важно использовать в работе органов прокуратуры возможности применения гражданско-правового механизма в противодействии коррупции. Сегодня приобретает положительную динамику практика признания коррупционных нарушений неосновательным обогащением и взысканием с должника причитающихся сумму в доход государства.
Так, заместитель военного прокурора Северного флота обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Шахову К.А. о взыскании неосновательного обогащения, указав в обоснование, что в ходе проведенной военной прокуратурой Северного флота проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье установлено, что ответчику как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, 24 июля 2009 г. на семью из двух человек ГУ 1973 ОМИС выдан государственный жилищный сертификат на общую сумму 1 335 600 рублей для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге, который был оплачен 16 ноября 2009 года. Исковые требования военного прокурора удовлетворены. Взыскано в пользу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с Шахова Константина Александровича сумму неосновательного обогащения в размере 1 335 600 рублей, а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 14 878 рублей [25].
Решением № 2-254/2019 2-254/2019~М-92/2019 М-92/2019 от 15 февраля 2019 г. по делу № 2-254/2019 Североморского районного суда Мурманской области также удовлетворены требования военного прокурора Северного флота о взыскании неосновательного обогащения, который обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Лаврову В.И. о взыскании неосновательного обогащения, указав в обоснование, что в ходе проведенной военной прокуратурой Северного флота проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье установлено, что ответчику как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, 4 июля 2008 года на семью из двух человек, включая супругу ФИО1., ГУ 1973 ОМИС был выдан государственный жилищный сертификат на общую сумму 1 179 360 руб. для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что 10 августа 2005 года Лавров В.И. в порядке наследования приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: *** – общей площадью 32,10 кв.м, то есть был обеспечен жильем по нормам, установленным Кимрским городским собранием, он 23 мая 2006 года при постановке на учет в качестве кандидата на получение ГЖС и 2 июля 2008 года при обращении за получением данного сертификата в своих заявлениях указал, что не имеет в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации.
С Лаврова В.И. взыскан, в пользу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 1 179 360 (один миллион сто семьдесят девять тысяч триста шестьдесят) рублей [26].
Выработанный судами подход к толкованию антикоррупционного законодательства по вопросу определения круга лиц, ответственных за совершение коррупции, проверен Конституционным Судом РФ и признан отвечающим требованиям Конституции РФ [1]. Суд разъяснил, что изъятие имущества у третьих лиц является допустимым, если доказано его приобретение за счет незаконных доходов госслужащего либо при его коррупционном содействии (Определения от 24 октября 2019 г. № 2949-О [23], от 30 июня 2020 г. № 1634-О [22], от 2 октября 2019 г. № 2656-О [24] и др.).
Бесспорно, за последние годы ситуация с возмещением ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями существенно улучшилась. Вместе с тем, вопросы, связанные с обязанностью органов прокуратуры по применению всех возможных средств к возмещению ущерба, являются по-прежнему актуальными.
Для противодействия коррупции необходимо объединение усилий и представителей власти, и граждан, и правоохранительных органов, ведь только совместными усилиями можно достичь результата в этой борьбе. Каждый житель страны должен проявлять активную гражданскую позицию, не замалчивать факты взяточничества, злоупотребления полномочиями и т.д.
Существует множество механизмов противодействия коррупции, но универсального средства не существует. Россия может адаптировать некоторые зарубежные практики для реализации своей стратегии. Но наилучшего результата можно добиться только при совместном использовании нескольких механизмов.
Приоритеты органов прокуратуры Мурманской области на 2022 год:
- совершенствование деятельности, связанной с выявлением и пресечением преступлений коррупционной направленности, предметом которых являются цифровые финансовые активы, иные цифровые права, цифровая валюта, а также с обнаружением, арестом и последующим возвращением потерпевшим и (или) обращением в доход государства цифровых активов, иных цифровых прав, цифровой валюты, полученных (преобразованных в таковые) в результате совершения этих преступлений;
- обращение с исками о неосновательном обогащении, по фактам обнаружения незаконного использования чужих денежных средств и обращении имущества в доход государства;
- утверждение стандартов поведения на службе;
- выявление и пресечение фактов конфликта интересов на службе;
- продолжение работы по восстановлению средств местных бюджетов;
- продолжение работы по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности.
В настоящее время требуется выработка единой системы критериев оценки эффективности деятельности органов прокуратуры в сфере противодействии коррупции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что органы прокуратуры РФ обладают значительным арсеналом полномочий в вопросах противодействия коррупции. Данные полномочия действенны и эффективны. Антикоррупционное законодательство динамично развивается, а деятельность органов прокуратуры в части противодействия коррупции имеет четкую направленность на защиту общества и государства от коррупционных проявлений.
Проблемы коррупции должны решаться системно путем проведения мероприятий, включающих решение организационных, социальных, экономических и правовых вопросов на основе специальных нормативных правовых мер, в том числе общегосударственных, направленных не только на выявление уже совершенных правонарушений, но и на устранение условий для их возникновения. Координатором антикоррупционной деятельности в решении этих вопросов выступают органы прокуратуры как единственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные правонарушения.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 15.12.2021)
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 173, 06.08.2020.
3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета, № 149, 08.07.2016.
4. Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Российская газета, № 100, 14.05.2013.
5. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета, № 133, 22.07.2009
6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
10. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992.
11. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.
12. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
13. Указ Президента РФ от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 50 (часть IV). Ст. 8185.
14. Указ Президента РФ от 23.06.2014 № 460 (ред. от 10.12.2020) «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть II). Ст. 3520.
15. Закон Мурманской области от 23.11.2009 № 1154-01-ЗМО (ред. от 24.12.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 226, 01.12.2009, с. 3.
16. Постановление Правительства Мурманской области от 22.09.2021 № 674-ПП «О Плане основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2021 - 2024 годы» // Электронный бюллетень Правительства Мурманской области : Электронный ресурс : Режим доступа : http://www.gov-murman.ru (дата обращения 15.12.2021)
17. Приказ Генпрокуратуры России от 08.08.2018 № 485 (ред. от 30.04.2019) «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы») // Законность. 2018. № 10.
18. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 (ред. от 24.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» // Законность. 2014. № 12.
19. Информационное письмо Генпрокуратуры России от 30.03.2021 № 80-10-2021 «О правовом регулировании вопросов, связанных с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : КонсультантПлюс
20. Письмо Минтруда России от 20.02.2021 № 18-2/10/П-1330 «Об Указе Президента РФ от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : КонсультантПлюс
21. Письмо Минтруда России от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085 «О направлении информационного письма о возможности приобретения цифровых финансовых активов и цифровой валюты и владения ими отдельными категориями лиц» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : КонсультантПлюс
22. Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 № 1634-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Капитал» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : КонсультантПлюс
23. Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2019 № 2949-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захарченко Дмитрия Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также федеральных законов «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и «О прокуратуре Российской Федерации» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : КонсультантПлюс
24. Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2019 № 2656-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Разгоновой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав положениями федеральных законов «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» : [Электронный ресурс] : Режим доступа : КонсультантПлюс
25. Решение № 2-271/2019 2-271/2019~М-115/2019 М-115/2019 от 18.02.2019 г. по делу № 2-271/2019 Североморского районного суд Мурманской области : [Электронный ресурс] : Режим доступа : https://sudact.ru (Дата обращения 15.12.2021)
26. Решение № 2-254/2019 2-254/2019~М-92/2019 М-92/2019 от 15.02.2019 г. по делу № 2-254/2019 Североморского районного суда Мурманской области : [Электронный ресурс] : Режим доступа : https://sudact.ru (Дата обращения 15.12.2021)
27. Бабак Е.А. Анализ законодательства по борьбе с коррупцией в Российской Федерации // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2021. Том 12. № 2. С. 284-287.
28. Заседание коллегии Генпрокуратуры : [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://kremlin.ru/events/ president/news/62998 (дата обращения: 10.12.2021).
29. Зиотдинова А.Ю., Пономарев А.В. Понятие и причины коррупции // Modern Science. 2021. № 4-1. С. 267-274.
30. Никифоров С.А. Противодействие коррупции на стадии заключения соглашения о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой механизм противодействия коррупции // Научно-практические исследования. 2020. № 11-1 (34). С. 13-19.
31. Основные статистические данные о работе прокуратуры Мурманской области за январь-сентябрь 2021 г. (Основные результаты работы) : Электронный ресурс : Режим доступа : https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_51/search?article=66500754 (Дата обращения 15.12.2021)
32. Под председательством прокурора Мурманской области Сергея Паволина состоялось заседание «круглого стола» на тему «Взаимодействие общественности и государства в противодействии коррупции и задачи по совместной работе на следующий год» : Электронный ресурс : Режим доступа : https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_51/mass-media/events-and-meetings?item=67339999 (Дата обращения 15.12.2021)
33. Рашева Н.Ю. Законодательство о противодействии коррупции: региональный опыт (на примере Мурманской области) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 3 (96). С. 186-202.
34. Рашева Н.Ю. Направления по противодействию коррупции в деятельности образовательной организации (опыт Мурманского арктического государственного университета) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 3 (96). С. 203-215.
35. Рашева Н.Ю. Особенности противодействия коррупции в системе органов прокуратуры (на примере органов прокуратуры Мурманской области) / В сборнике: Теоретические и практические проблемы современного правопонимания. Материалы научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Ю. Рашева. Мурманск, 2020. С. 138-143.
36. Рашева Н.Ю. Особенности, проблемы и перспективы реализации отдельных направлений Национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы на территории Мурманской области // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 171-182.
37. Рашева Н.Ю. Отдельные аспекты реализации Национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (на примере Мурманской области) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 183-201.
38. Рашева Н.Ю. Правовые особенности и перспективы развития участия общественности в противодействии коррупции // Современное право. 2020. № 10. С. 25-39.
39. Рашева Н.Ю. Противодействие коррупции: особенности развития законодательства и правоприменительной практики (опыт Мурманской области) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 3 (96). С. 216-228.
40. Рашева, Н.Ю. Особенности противодействия коррупции в системе органов прокуратуры (на примере органов прокуратуры Мурманской области) / Н.Ю. Рашева / В сборнике: Теоретические и практические проблемы современного правопонимания. Материалы научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Ю. Рашева. Мурманск, 2020. С. 138-143.
41. Свечников Н.И., Синцов Г.В. Правоохранительная деятельность прокуратуры России по противодействию коррупции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 1 (53). С. 5-17.