г. Москва и Московская область, Россия
УДК 15 Психология
В статье изучены компоненты структуры мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Проведен теоретико-методологический анализ существующих на сегодняшний день подходов к изучению мотивационной сферы жизни человека и выделены лишь те, которые ориентированы, в большей степени, на поиск и описание диспозициональных (trait-like) основ мотивации и оценку индивидуальных различий в степени их выраженности у сотрудников ОВД, для выявления их глубинных мотивов и ценностей, определяющих профессиональное поведение и способных дать его прогноз. Одной из целей работы было создать оригинальный психодиагностический инструментарий направленный на выявление психологических особенностей профессиональной мотивации кандидатов к поступлению на службу в органы внутренних дел, сотрудников к назначению на иные должности в органах внутренних дел и выбору ими определенного направления профессиональной служебной деятельности. Новизна результатов состоит в том, что на основе предложенной структуры и известных методик и тестов - опросников может быть создана «Методика изучения профессиональной мотивации кандидатов к поступлению на службу в органы внутренних дел, сотрудников к назначению на иные должности в органах внутренних дел и выбору ими определенного направления профессиональной служебной деятельности», включающая 12 основных шкал: потребность достижения; потребность во власти; потребность в безопасности; потребность сопричастности; локус контроля; гедонизм/альтруизм; амбициозность; поведенческая регуляция; коррупционная устойчивость; добросовестность; профессиональная идентичность «Я-полицейский» и обязательную шкалу «социальной желательности» и атипичности ответов. Разрабатываемая методика может быть использована в деятельности кадровых подразделений для совершенствования профессионального психологического отбора кандидатов к поступлению на службу в органы внутренних дел, сотрудников к назначению на иные должности в органах внутренних дел и выбору ими определенного направления профессиональной служебной деятельности.
сотрудник органов внутренних дел; структура мотивации; методика; прогностический потенциал; коррупционная устойчивость
Актуальность. На прошедшей в июне 2021 года коллегии МВД России был обозначен ряд проблем, оказывающих негативное влияние на ход и результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД). Отмечено, что «на фоне снижения экономической привлекательности службы и ее престижа в обществе, сформировались негативные явления в комплектовании органов внутренних дел, которые выражаются в растущем некомплекте. К маю 2021 года число сотрудников, расторгнувших контракты, превысило число граждан, принятых на службу (15,0 тыс. и 13,4 тыс. соответственно). Одной из причин снижения привлекательности службы, а также некомплекта личного состава является существенное увеличение нагрузки, связанное с возложением на сотрудников дополнительных функций в результате проводимого в период с 2012 года сокращения численности и регулярного привлечения к обеспечению мероприятий за пределами мест дислокации… При этом требует дальнейшего совершенствования деятельность по укреплению служебной дисциплины и законности, противодействию коррупции. В первом квартале 2021 года остается значительным число сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников МВД России, привлеченных за коррупционные правонарушения (2,5 тыс., 116 из которых уволены со службы)» [7].
Налицо противоречие между необходимостью приема на службу в ОВД большого количества мотивированных, добросовестных сотрудников с высоким уровнем правосознания и антикоррупционной устойчивостью, и снижением экономической привлекательности службы при увеличении нагрузки на сотрудников. Наличие этого противоречия порождает проблему: в ряды сотрудников правоохранительных органов часто попадают люди с неустойчивой мотивацией к службе (что в последствии ведет к разочарованию в профессии и увольнению), либо изначально коррупционно-направленные, которые, имея достаточное представление о негативных аспектах службы в ОВД, тем не менее, осмысленно устраиваются в различные подразделения полиции с корыстными целями осуществления коррупционных актов.
В этой связи одним из перспективных направлений совершенствования кадрового обеспечения ОВД, представляется повышение эффективности профессионально-психологического отбора на службу в правоохранительные органы, одним из аспектов которого должно стать более тщательное изучение глубинной мотивации сотрудников, поступающих на службу и перемещающихся на иные должности. Имеющиеся методики диагностики личности на предмет устойчивости и качества профессиональной мотивации, как показывает практика, не удовлетворяют современным потребностям кадрового обеспечения ОВД и требуют совершенствования, что свидетельствует в пользу актуальности данного исследования.
Проблема исследования. Для выявления наиболее значимых личностных качеств, предопределяющих успешность профессиональной деятельности сотрудников ОВД и формирование у них отношения к конкретной специальности как к «делу всей жизни», способностей противостоять негативным воздействиям социальной и профессиональной среды, необходимо ясное представление об основных структурных компонентах мотивационно-ценностной сферы личности, об их устойчивых взаимосвязях и о методах оценки степени их выраженности, способствующих прогнозированию профессиональной и личностной надежности и выявлению склонности к коррупционному и иному девиантному поведению на этапе профессионально-психологического отбора на службу в ОВД и при перемещении на руководящие должности.
Исследование большинства психологических подходов и концепций мотивации личности, представленных на сегодняшний день в психологической науке, показали, что понятие мотивация изучается с самых различных аспектов, одновременно и как источник активности и как система побудителей любой деятельности. Исследователи определяют ее и как конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.И. Рубинштейн и др.). Огромное многообразие обнаруживается и в трактовках самой категории «мотив».
Мотивами называются самые различные психологические феномены: «представления и идеи, чувства и переживания» (Л.И. Божович), потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен), «желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга» (П.А. Рудик), «морально-политические установки и помыслы» (А.Г. Ковалев), «психические процессы, состояния и свойства личности» (К.К. Платонов), «предметы внешнего мира» (А.Н. Леонтьев), «установки» «потребности» (А. Маслоу) и даже «условия существования» (В.К. Вилюнас). Поэтому А.Н. Леонтьев указывал, что «работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации – до такой степени различны те понятия, по поводу которых употребляется термин «мотив», и что само это понятие превратилось в большой мешок, в который сложены самые различные вещи» [5].
При изучении мотивации сотрудников ОВД, побуждающей к профессиональной деятельности, с нашей точки зрения определяющим должно стать представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структурные компоненты.
Особенно интересной, на наш взгляд, в связи с необходимостью выявления глубинных и скрытых мотивов сотрудников ОВД, дающих прогноз их профессионального поведения (профессиональная успешность или, напротив, склонность к противоправному поведению, ориентация на коррупционную деятельность) является позиция К. Обуховского. Он выделяет категорию защитных мотивов, которые как бы «прикрывают» лежащие в их основе потребности, в которых человеку трудно признаться самому [8]. Проявление защитного мотива имеет место тогда, когда действия не противоречат цели, но связаны с ней только частично. При этом существуют актуальные мотивы – это такие, которые побуждают поведение и деятельность «здесь и сейчас», и потенциальные мотивы – такие, которые сформировались у личности, но не проявляются в деятельности, так как человек в данный момент не занимается этой деятельностью [4].
По причине множества представленных в литературе теорий мотивации, в данной статье представляется довольно затруднительным приведение и характеристика их полного перечня, поэтому затрагиваются лишь те теории, которые ориентированы, в большей степени, на поиск и описание диспозициональных (trait-like) основ мотивации и оценку индивидуальных различий в степени их выраженности у сотрудников ОВД, для выявления их глубинных мотивов и ценностей, определяющих профессиональное поведение и способных дать его прогноз.
Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы. На основе анализа общетеоретических подходов, концепций и моделей структуры мотивационной сферы личности в психологической науке и обобщения наиболее важных из них для решения задач данного исследования, были выделены следующие компоненты структуры мотивационной сферы личности сотрудников ОВД, определяющие их профессиональную мотивацию (далее – Структуры):
– потребностно-ценностный (иерархия потребностей, ценностей и личностных смыслов);
– ресурсно-личностный (мотивационные свойства и черты личности, являющиеся ресурсом успешности деятельности);
– нормативно-прогностический (личностная и профессиональная надежность, коррупционная устойчивость, моральная нормативность).
Рассмотрим их подробнее (Таблица 1).
Опираясь на диспозициональный и системно-деятельностный подходы, мы исходили из того, что мотивационная структура личности сотрудников ОВД выражает взаимосвязь диспозиционных (личностных) уровней и тех реальных условий, в которых они вынуждены действовать [10], а также из постулата, что мотивы формируются в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности [6].
Поэтому первый компонент предлагаемой Структуры условно назван потребностно-ценностный. Его содержанием выступают все актуальные потребности личности в их иерархии и личностной значимости, а также неосознаваемые потребности, как потенциальные мотивы деятельности.
Практика научных исследований показывает, что исследование степени удовлетворенности потребностей представляет собой очень трудную задачу, которая может быть лишь частично решена с помощью современных социально-психологических методов.
Таблица 1
Компоненты структуры мотивационной сферы личности сотрудников ОВД
Компонент Структуры |
Исследуемые критерии |
Эмпирические показатели критерия |
Диагностический инструментарий исследования |
Прогностическая цель исследования критерия и его показателей |
Потребностно-ценностный
(Иерархия потребностей, ценностей и личностных смыслов) |
1. Потребность достижения |
Потребность быть лучше других; вызов, интерес («быть лучше себя») долгосрочные проекты с возможностью реализовать себя; рациональность и эффективность о всех сферах жизни |
Тест глубинных личностных мотивов Д. Мак Келланда
«Иерархия потреб-ностей» модифи-кация И.А. Акинди-новой (др. названия «Пирамида потреб-ностей», Методика актуальности основ-ных потребностей, «Парные сравне-ния») |
Индивидуальные особенности комбинации данных четырех типов потребностей определяют уровень значимости и смысла для сотрудника их удовлетворения и позволяют прогнозировать что станет основными побудителями его профессиональной деятельности. |
2. Потребность во власти |
Влияние (способность изменять поведение других людей) воздействие (способ-ность эмоционально вовлекать); контроль над другими; престиж, статус, уважение других людей |
|||
3. Потребность в безопасности |
Стереотипность мыш-ления; приверженность крайностям; наличие «образа угрозы»; восприимчивость к чужому мнению; подав-ленное индивидуальное мышление; запускаемый страх
|
|||
4. Потребность сопричастности |
ориентация на коллек-тивную деятельность; на людей; на позитив; на поиск друзей и общение; на сотрудничество и принятие |
|||
Ресурсно-личностный |
1. Локус контроля
|
-вектор мотивационной направленности (экстернальность или интернальность); общая целеустремленность
|
Тест смысложиз-ненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьев шкала «локус контроля - Я» |
Позволяет выявить уровень представлений о себе как о сильной личности, способной контролировать события собственной жизни и планировать свою деятельность исходя из смыслового ее содержания.
|
2. Гедонизм; - альтруизм;
|
(стремление к получению удовольствий любой ценой, эгоистические матиериалистические тенденции)/мотивы самопожертвования ради других);
|
Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / ценности Шварца). |
Уровень гедонизма является отражением, стремления к обладанию ресурсами, склонности к манипулированию другими ради достижения собственных целей, сосредоточенности на вопросах досуга. Его исследование при профессионально-психологическом отборе помогает оценивать широкий комплекс личностных качеств, характеризующих степень выраженности у сотрудника или кандидата потребительских, эгоистических и материалистических, мотивов, в комплексе названных «гедонистическими» [1]. Противоположные качества личности формирующие мотивы «служения людям» называются альтруистическими.
|
|
3.Амбициозность
|
Самооценка; Самоэффективность; самодетерминация
|
Тест самоэффек-тивности (Ш. Ральф и М.Ерусалем в адаптации Ромека В.Г.) Шкала самодетер-минации личности (Б. Шелдон; в адаптации и модификации Е.Н. Осина) |
Измерение амбициозности позволяет выявить уровень активности, целеустремленности, стремления к достижениям, уверенности в себе, напористости, социальной смелости, стремления к доминированию в межличностных отношениях. Эти качества являются тем набором положительно связанных с высокими профессиональными достижениями личностных характеристик, которые обязательны для руководителей всех уровней и должны иметь высокие показатели у обследуемых сотрудников.
|
|
4. Поведенческая регуляция |
Беспокойство, тревожность, эмоциональная лабильность, низкая самооценка, чувство одиночества, пессимизм |
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) А.Г.Маклаков С.В.Чермянин (шкала «Поведенческая регуляция» |
Целью выявления таких индивидуальных психологических особенностей кандидатов и сотрудников, как повышенная тревожность, низкая самооценка и преобладание негативных эмоций является сравнение их с показателями по критериям амбициозности и гедонизма. Если показатели этих личностных характеристик тесно связаны с высокими показателями по шкале амбициозность и гедонизм то это может стать отражением избыточных (невротических) потребностей во власти материальных и эгоистических потребностей и быть неприемлемыми при принятии положительного кадрового решения, так как дают негативный прогноз непрофессионального поведения. |
|
Нормативно- прогностический |
1. Коррупционная устойчивость
|
Правосознание Моральная нормативность Осознание долга
|
Методика изучения правосознания Л.А. Ясюковой. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) Личностный опросник NEO PR (шкала добросовестности) |
Оценка сформированности правового самосознания и готовности сотрудника придерживаться правовых норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях позволяет спрогнозировать коррупционную устойчивость.
|
2. Добросовестность
|
Ответственность Организованность Самодисциплина
|
Изучение показателей моральной нормативности дает возможность оценить индивидуальные особенности его восприятия морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Особенности морального выбора свидетельствуют о морально-нравственном развитии личности и дают прогноз ее поведения в сложных этических ситуациях выбора. |
||
3. Профессиональ-ная идентичность» Я-полицейский» |
Статусы профессиональной идентичности: Сформированная профессиональная идетничность Навязанная профессиональная идетничность Кризис выбора Мораторий |
Кун М., Макпорт-ленд Т. «Кто Я?» |
Изучение выраженности статуса профессиональной идентичности: позволит прогнозировать насколько осознанно и взвешенно кандидат принимает решение о поступлении на службу в ОВД, насколько он принимает социально-профессиональную роль «полицейский». |
Исходя из простого анализа ответов респондента на известные тестовые методики «Иерархия потребностей» А. Маслоу, «Ценностных ориентаций» М. Рокича и др. (особенно, учитывая понимание сотрудником «социальной желательности» ответов при первичном приеме на службу в ОВД или при перемещении на иные должности), можно предполагать, что истинной картины мотивации добиться в данном случае будет трудно. Постановка на первые ранговые места сотрудниками ценностей «Здоровья» «Семьи», «Любви» и т.д. не будет отражать специфику мотивации службы в ОВД и способствовать выявлению корыстных мотивов или прогнозу коррупционного и иного непрофессионального поведения.
Поэтому мы предположили, что основным показателем, достоверно отражающим потребностно-ценностный компонент структуры мотивации сотрудника или кандидата на службу в ОВД, могут стать индвидуальное сочетание четырех социальных потребностей (их иерархия и уровень удовлетворенности): потребность достижения, потребность во власти; потребность в безопасности; потребность сопричастности. Первый уровень потребностей - биологический исследовать не целесообразно, так как его удовлетворение считаем априорным и имеющим возможности для удовлетворения в той или иной степени на любой другой работе и в любой профессии. Наилучшим инструментом психодиагностического измерения в данном случае становятся «Тест глубинных личностных мотивов» Д. Мак Келланда и «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой позволяющие установить доминирующие мотиваторы профессионального поведения.
Ресурсно-личностный компонент структуры профессиональной мотивации сотрудников и кандидатов на службу в ОВД отражает мотивационные свойства и черты личности, являющиеся ресурсом успешности деятельности. Критериями мотивационной сферы личности, отражающими данный компонент, будут: локус контроля, гедонизм, альтруизм, амбициозность, поведенческая регуляция.
«Гедонизм» (от греч. hêdonê – наслаждение) как направленность личности, характеризующаяся стремлением к получению удовольствий, является отражением уровня эгоистических и материалистических мотивов, стремления к обладанию ресурсами, склонности к манипулированию другими ради достижения собственных целей, сосредоточенности на вопросах досуга. Предполагается, что высокие показатели по критерию «гедонизм» отражают потенциальные мотивы сотрудника либо увольнения со службы, в связи с низкой удовлетворенностью субъективно значимых потребностей, либо поиска противоправных путей удовлетворения их на более высоком уровне, не покидая службы в ОВД.
При профессионально-психологическом отборе, необходимо оценивать широкий комплекс личностных качеств, характеризующих степень выраженности у сотрудника или кандидата потребительских, гедонистических мотивов.
Кроме того для многих людей определяющими при выборе профессиональной дятельности и ведущими карьерными ориентациями, являются мотивы удовлетворения потребности во власти и превосходстве.
Мотивацию власти (А.Адлер, Д. Верофф) «как стремления и способности получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения и т.п.» особенно важно учитывать при перемещении сотрудников на иные (руководящие) должности, а так же при приеме на службу в правоохранительные органы в целом. Важно выяснить, не является ли данная потребность избыточной (невротической), являющейся реализацией нужды в снятии психического напряжения, вызванного внутриличностным конфликтом или иной психотравмирующей ситуацией.
Термин - невротические потребности, был введен в науку К.Хорни. Он обозначает иррациональные способы решения проблем, вызываемых базовой тревогой и направленных на удовлетворение неадекватных потребностей [10]. Согласно ее теории люди разрабатывают ряд поведенческих стратегий для преодоления этой тревоги, многие из которых, в конечном счете, становятся хорошо усвоенными чертами их личности. Потребности, лежащие в основе этих стратегий, не всегда рациональны или адекватны. Здоровая амбициозность, как показатель стремления к достижениям – это очень положительное мотивационное качество личности. Однако, если она принимает патологические формы и перерастает в невротическую жажду власти над людьми, то в комплексе с властными полномочиями, законно дающимися сотрудникам ОВД и «возможностями судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения» может стать условием и причиной злоупотреблений, психологического насилия и причинения вреда другим людям.
Поэтому в ресурсно-личностный компонент Структуры введен критерий «Амбициозность», позволяющий выявить уровень активности, целеустремленности, стремления к достижениям, уверенности в себе, напористости, социальной смелости, стремления к доминированию в межличностных отношениях. Эти качества являются тем набором положительно связанных с высокими профессиональными достижениями личностных характеристик, которые обязательны для руководителей всех уровней и должны иметь высокие показатели у обследуемых сотрудников. Однако, если они тесно связаны с высокими показателями невротизации по критерию «регуляция поведения», то должны быть дополнительно обследованы психологом, так как могут отражать избыточные (невротические) потребности и быть неприемлемыми при принятии положительного кадрового решения.
Отражением амбициозности и эмпирически измеримыми ее показателями могут выступать представления сотрудника о своей самоэффективности и самодетерминации. Под самоэффективностью в психологической науке понимается уверенность индивида в своей способности организовать и осуществить некоторую последовательность действий для того, чтобы решить проблему (выполнить задачу) Индивидуальный уровень самоэффективности определяет профессиональные достижения и должен быть учтен при их прогнозировании [16].
Ранее выполненными А. Бандурой и его последователями исследованиями доказано, что «Самоэффективность может повысить или снизить мотивацию к осуществлению активных действий, особенно в трудных ситуациях. Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, они ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности» [14]. Кроме самоэффективности, на наш взгляд, большой вклад в формирование мотивационной сферы личности вносит понятие «самодетерминированной компетентности», введенное в научный обиход Эдвардом Л. Деси и Ричардом М. Райаном для обозначения способности индивида к осуществлению и переживанию выбора (восприятие собственных действий как самостоятельно выбранных и совершенных) [15].
С нашей точки зрения измерения по шкале самодетерминации, наряду с исследованием локуса контроля личности позволят прогнозировать готовность сотрудника нести ответственность за свой выбор и осуществлять его с позиций моральной и правовой нормативности. Необходимость измерений показателей самоэффективности и самодетерминации у личности при принятии кадровых решений обусловлена их высоким прогностическим потенциалом при оценке качества мотивации (ее обоснованности и надежности), основанных на таких чертах личности как позитивное мышление и уверенность в своих силах и способностях, выступающих мотивами к выбору той или иной специальности в правоохранительной деятельности.
Критерий «поведенческая регуляция» предназначен для выявления таких индивидуальных психологических особенностей, как преобладание негативных эмоций, повышенное беспокойство, тревожность, эмоциональная лабильность, низкая самооценка, чувство одиночества, пессимизм. Для таких людей стремление к власти над другими людьми и контроль над обстоятельствами их жизни и деятельности могут стать реализацией собственных не эффективных стратегий совладания со стрессом и мотиваторами непрофессионального и ненормативного поведения.
Третий компонент предлагаемой Структуры условно назван нормативно – прогностический. Его содержанием и конкретными эмпирическими критериями и показателями выступают: коррупционная устойчивость; добросовестность; профессиональная идентичность «Я-полицейский». Предполагается, что исследование отражающих эти показатели личностных характеристик таких как: степень осознанности выбора профессии и предстоящих трудностей, неосознанные мотивы реализации невротических потребностей (в защищенности/безопасности, ослабления тревоги и страха, невротическая жажда достижений, власти и др.), уровень моральной нормативности и добросовестности будет способствовать прогнозированию потенциальной возможности возникновения корыстно-утилитарных мотивов, относящиеся к сфере нарушения норм закона и права. Конкретными показателями этих критериев, которые можно измерить психодиагностическими методиками являются: правосознание; моральная нормативность; осознание долга; ответственность; организованность; самодисциплина и сформированная профессиональная идентичность «Я- полицейский». Большим прогностическим потенциалом при психодиагностических измерениях вышеназванных личностных черт - мотиваторов обладают на наш взгляд: методика изучения правосознания Л.А. Ясюковой; методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга); методика М Куна., Т. Макпортленда «Кто Я?» Личностный опросник NEO PR (шкала добросовестности).
Профессиональная идентичность, являясь ведущей характеристикой профессионального развития человека, свидетельствующей об осознании своей тождественности с профессиональной группой и оценкой значимости членства в ней, отражает степень профессионального самоопределения человека и осознания своей профессии как призвания. Поэтому представляется, что исследование уровня профессиональной идентичности «Я-полицейский» позволит с высокой степенью достоверности прогнозировать устойчивость и осознанность мотивации выбора службы в ОВД и принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития.
Выводы. Таким образом, соответственно предложенной структуре и представленных в таблице 1 известных методик и тестов - опросников может быть создана «Методика изучения профессиональной мотивации кандидатов к поступлению на службу в органы внутренних дел, сотрудников к назначению на иные должности в органах внутренних дел и выбору ими определенного направления профессиональной служебной деятельности», включающая 12 основных шкал: потребность достижения; потребность во власти; потребность в безопасности; потребность сопричастности; локус контроля; гедонизм/альтруизм; амбициозность; поведенческая регуляция; коррупционная устойчивость; добросовестность; профессиональная идентичность «Я-полицейский» и обязательную шкалу «социальной желательности» и атипичности ответов.
Из предложенных в таблице 1 психодиагностических методик, применяя их в некоторых случаях полностью (например «Тест самоэффективности» (Ш. Ральф и М. Ерусалем в адаптации Ромека В.Г.) и «Шкала самодетерминации личности» (Б. Шелдон; в адаптации и модификации Е.Н. Осина) содержат всего по 10 – 13 утверждений), а в некоторых случаях лишь отдельные, интересующие шкалы методики (Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин (шкала «Поведенческая регуляция»; Личностный опросник NEO PR (шкала добросовестности) представляется возможным сформировать компактный информативный тест-опросник профессиональной мотивации кандидатов к поступлению на службу в ОВД, сотрудников к назначению на иные должности в ОВД и выбору ими определенного направления профессиональной служебной деятельности, обладающий высокой прогностической способностью.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М., «Мысль», 1976.
2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - URL:https://pedlib.ru/Books/6/0322/6_0322-71.shtml/ (дата обращения: 03.12.2021).
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011.
4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.: 1988.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: 2012.
6. Немов Р.С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2 / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2019. - URL: https:// www. Litres.ru/robert-nemov/obschaya-psihologiya-v-3-t-tom-ii-v-4-kn-kniga-2-vni-391 50776/ (дата обращения: 01.12.2021).
7. Об объявлении решения коллегии МВД России от 30 июня 2021 г. № 3 км: [Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июля 2021 № 580].
8. Обуховский К. Психология влечений человека / К. Обуховский. - М.: Прогресс, 1971.
9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Канон, 2021.
10. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В.А. Ядов. - 2-е расширенное изд. - М.: ЦСПиМ, 2013. - Текст: непосредственный.
11. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2000.
12. Alderfer C.P. Existence, relatedness, and growt: Human needs in organizational settings/ C.P. Alderfer. - New York: Free Press, 1972. - URL: http:// www.inakhan.ru/raznoe/teoriya-sushhestvovaniya-svyazi-i-rosta-alderfera-teoriya-sushhestvovaniya-svyazi-i-rosta-alderfera.html/ (дата обращения: 01.12.2021).
13. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior. Psychological Review, 64(6, Pt.1), - URL: https:// www.psycnet.apa.org/ doiLanding?doi=10.1037%2Fh0043445/ (дата обращения: 01.12.2021).
14. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control/ A. Bandura. - Stanford, CA: Freeman, 1997, p. 3. - URL: http://www.researchgate.net/ publication/10822958_Negative_Self-Efficacy_and_Goal_Effects Revisited/ (дата обращения: 01.12.2021).
15. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behaviour/ E.L. Deci, R.M.Ryan - New York: Plenum, 1985. - URL: https:// www. selfdeterminationtheory.org /SDT/documents/ 2000_RyanDeci _SDT.pdf/ (дата обращения: 01.12.2021).
16. Judge T.A., Shaw J.C., Jackson C.L., Scott B.A., Rich B.L. Self-efficacy and work-related performance: The integral role of individual differences // Journal of Applied Psychology, 2007, 92(1), 107-127. - URL: http:// www.panglossinc.com/Judge,%20Jackson,%20et%20al.pdf/ (дата обращения: 01.12.2021).
17. McClelland D., Atkinson J., Clark J., Lowell E. The achievement motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953. - URL: http:// www.citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.715.1151&rep=rep1&type=pdf/ (дата обращения: 01.12.2021).
18. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology, 2000, 25(1), p. 58. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0361476 X99910202/ (дата обращения: 01.12.2021).