ПРАВОВОЙ СТАТУС СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются ключевые проблемы определения правового статуса Северного морского пути как в исторической ретроспективе, так и в соответствии с действующим законодательством России. Дается сравнительная характеристика российского подхода к решению этого вопроса и нормотворческой деятельности Канады в этой области. Приводится характеристика особенностей правового статуса внутренних вод, исключительной экономической зоны и арктических проливов России в рассматриваемом контексте. Дается ответ на вопрос об их соотносимости с договорными и обычными нормами современного международного морского права, в частности с Конвенцией ООН 1982 г. Делается вывод о том, что целостность и специфика правового статуса Северного морского пути, а также возможность контроля со стороны России за его использованием могут быть обоснованы как логистической неразрывностью и единством этой национальной транспортной коммуникации России, так и особенностями региона, через который она проходит. Показывается необходимость дальнейшего развития регионального международного сотрудничества в Арктике и создания приарктическими государствами собственной базы международных нормативных документов, определяющих его условия и содержание.

Ключевые слова:
Северный морской путь, Арктика, международное морское право.
Текст

Стратегическое значение Арктики для современного и перспективного развития России и мира общепризнанно и многогранно. Это касается как ее роли в обеспечении оборонных интересов приарктических государств, так и наличия в шельфе арктических морей богатейших запасов природных ресурсов, особое значение среди которых имеют углеводороды. Кроме того, уже сегодня арктический регион представляет значительный геополитический интерес для международного морского судоходства благодаря Северо-западному проходу (СЗП) и Северному морскому пути (СМП), соединяющим Атлантический и Тихий океаны.

Давно подсчитано, что использование СМП, например вместо существующих маршрутов через Суэцкий канал и Индийский океан, сокращает путь из Гамбурга в Шанхай более чем на 4 тыс. морских миль, экономит неделю пути и в среднем 650 тыс. долл. расходов на топливо для каждого судна при отсутствии рисков пиратских нападений. Возрастание коммерческой привлекательности арктических судоходных маршрутов предопределяет также то обстоятельство, что благодаря глобальному потеплению в последние годы в этих районах произошло значительное сокращение территорий покрытых льдом районов и, как результат, резко повысилась доступность СЗП и СМП, а также увеличилось время навигации по ним.

Только в 2013 г. к окончанию летнего навигационного периода через СЗП прошло 35 судов и было выдано и более 570 разрешений на соответствующий проход администрацией СМП. При этом речь идет не только о морских транспортных средствах под канадским или российским флагами. В качестве весьма перспективного для себя рассматривают СМП в том числе такие азиатские государства, как Китай, Япония, Индия, Южная Корея и Сингапур, ставшие в мае 2013 г. странами-наблюдателями Арктического совета, равно как и многие другие государства мира.

Вот почему в качестве важнейших задач реализации государственной стратегии нашей страны по развитию Арктики была провозглашена, с одной стороны, необходимость надлежащего «международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике», а с другой — совершенствование национальной «нормативно-правовой базы в сфере формирования основ государственного управления Арктической зоной Российской Федерации, законодательного закрепления ее статуса… государственного регулирования судоходства по трассам Северного морского пути».

В качестве одного из важнейших практических шагов, предпринятых в этом отношении в Российской Федерации в последнее время, стало принятие Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», который отразил базовые принципы российского видения правового статуса СМП и определения его границ.

Список литературы

1. Budzik Ph. Arctic Oil and Natural Gas Potential. URL: http://www.eia.gov/oiaf/analysispaper/arctic/pdf/arctic_oil.pdf (дата обращения: 6.10.2014).

2. Byers M. International Law and the Arctic. Cambridge University Press, 2013.

3. Chircop A., Bunik I., McConnel M. L., Svendsen K. Course Convergence? Comparative Perspectives of the Governance of Navigation ans Shipping in Canadian and Russian Arctic Waters // Ocean Yearbook 28. 2014.

4. Rothwell D. R. The Polar Regions and the Development of International Law. Cambridge University Press, 1996.

5. Tanaka Y. The International Law of the Sea. Cambridge University Press, 2012.

6. Воронков Л. Интересы России в Арктике. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=732#2 (дата обращения: 06.10.2014).

7. Вылегжанин А. Н. Введение // Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане: матер. Междунар. науч. симпоз. (Москва. 4 сент. 2012 г., РСМД). М., 2012.

8. Гуреев С. А., Буник И. В. К концепции проекта Федерального закона «О Северном морском пути» // Московский журнал международного права. 2005. № 1.

9. Лавров С. В. Нуукская декларация: новый этап сотрудничества арктических государств // Арктика: экология и экономика. 2011. №. 3. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5083A33779726F2BC32579280022719B (дата обращения: 06.10.2014).

10. Макаров А. Лёд тронулся // Власть. 2013. № 9. 11 марта.

11. Международно-правовые основы недропользования: учеб. пособие / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М., 2007.

12. Повал Л. М. Международно-правовые проблемы раздела экономических пространств Арктики // Арктика и Север. 2011. № 3. URL: http://www.narfu.ru/upload/iblock/2cb/oguovfdvgcruvkollxzalvpg-jajivdeiccprquqn%20onpptdevoxohmkxv%20dvyqzfukopfjal%20ymddwmtitwlflqinmmjjyujhmd%20mjxwoxifnocokectyoyjeb%20sclsnqthqoccys.pdf (дата обращения: 06.10.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?