Источники и теоретические основы зарождения общественного мнения о сотрудниках полиции
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье речь идет о критериях оценки общества действий полиции. Сотрудники полиции принимают активное участие в обеспечении безопасности личности, общества в целом, государства, выполняя тяжелые задачи в различных районах страны. Оценка деятельности сотрудников полиции проявляется в общественном мнении, которое закладывается и формируется еще в детском возрасте. Формирование общественного мнения происходит в результате его развития как в общественных рамках в целом, так и в определенных общностях: социальной, региональной, профессиональной, политической и других. Процесс формирования общественного мнения состоит из трех основных этапов: зарождения, непосредственного формирования, а также функционирования общественного мнения. Необходимо на основе анализа результатов деятельности прошлых лет выстраивать новые программы, разрабатывать методики, которые будут способствовать повышению уровня доверия граждан к сотрудникам полиции, указывать на наиболее проблемные моменты деятельности полицейских, улучшат качество ее деятельности Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего тем, что оценка деятельности сотрудников полиции проявляется в общественном мнении, которое закладывается и формируется еще в детском возрасте. Научная и учебная литература не содержит данных о том, как именно происходит зарождение общественного мнения в сознании ребенка о деятельности правоохранительных органов, поэтому данная работа является важным этапом в исследовании оценки деятельности сотрудников полиции. Представления об уровне защищенности общества от преступлений, а также уровень доверительного отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел определяется, прежде всего, при их взаимодействии в процессе разрешения различных ситуаций, в зависимости от нанесенного ущерба, а также качества оказания помощи полицейскими. Все это требует высокой моральной подготовки, эффективного общения с коллегами, а также гражданами в различных ситуациях.

Ключевые слова:
общество, общественное мнение, полиция, действия полиции, детство, отрочество, социальные группы
Текст

Мнение членов общественного пространства как в прошлом, так и в текущем периоде, имеет весомое значение при оценивании деятельности сотрудников полиции. Основная функция и цель деятельности полиции обеспечение безопасности и сохранности как общества, так и конкретной личности. Сотрудники полиции ежедневно несут службу и поддерживают общественный порядок, охраняют частную собственность граждан, ведут превентивную работу. Конечно полиция коммуницирует не только с законопослушными гражданами, но и с криминальными элементами общества. Как демонстрирует отечественный и зарубежный опыт [3-5], наиболее важным фактором в работе полиции является степень восприятия обществом. Впечатление, которое полиция производит на людей, можно характеризовать, как оценка, которую полиция может получить от членов социума. Эта оценка может быть положительной и может помогать полиции при осуществлении ее деятельности, а может оказаться негативной. Тогда общество не будет иметь доверия к полиции. Этот кредит доверия является очень весомым в службе полицейских. В зарубежных источниках существует мнение, что полиция является другом, и любое незаконное действие должно быть заявлено в полиции.    Само собой оценка, предоставленная обществом, может отличаться в зависимости от субъекта.

Актуальность данной темы заключается в оценке действий и образа полицейского, которая складывается с раннего детства. Научная и учебная литература не содержит данных о том, как именно происходит зарождение общественного мнения в сознании ребенка о деятельности правоохранительных органов, поэтому данная работа является важным этапом в исследовании оценки деятельности сотрудников полиции.

Представления об уровне защищенности общества от преступлений, а также уровень доверительного отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел определяется, прежде всего, при их взаимодействии в процессе разрешения различных ситуаций, в зависимости от нанесенного ущерба, а также качества оказания помощи полицейскими. Все это требует высокой моральной подготовки, эффективного общения с коллегами, а также гражданами в различных ситуациях.

Общественное мнение вызывало интерес еще в Античности. Интерпретации данного понятия можно встретить уже в работах Платона, Аристотеля, Сократа и других философов. Именно они делали первые попытки осознания роли данного понятия, а также в жизни всего общества. В процессе исторического развития общественное мнение рассматривалось по отношению к вопросам власти и определяется возможной социальной силой, выражающей общие блага, а также и как маловажные суждения народа, как толпы. В настоящее время Российские исследователи рассматривают феномен общественного мнения в процессе его функционирования в обществе, а также взаимодействие с социальными институтами.  Процесс построения общественной оценки происходит в результате ее развития как в общественных рамках в целом, так и в определенных общностях: социальной, региональной, профессиональной, политической и других. Исходя из этого можно делать соответствующие выводы об общественном мнении как мнении, например, целой страны, а также его части: жителей определенного района, представителей одной профессии и т.д. Так, составляющие части групп высказывают свое мнение относительно каких-либо вопросов, в результате чего образуется большинство голосов.  Исходя из этих результатов можно говорить о единодушии, плюрализме, ряде несовпадающих точек зрения общества. Источником, основой формирования общественного мнения может выступать форма общественного опыта, научное знание, средства массовой информации, пропаганда. Каждый из перечисленных источников по-своему может оказывать воздействие на интересы социального развития, формируя реальные или иллюзорные взгляды.

Процесс формирования общественного мнения состоит из трех основных этапов: зарождения, непосредственного формирования, а также функционирования общественного мнения. Для первого характерно возникновение источника формирования и интереса в какой-либо области общественной жизни, к какому-либо явлению или процессу. Образуется определенная группа, проявляющая общий интерес и происходит оценка выбранного объекта. Ее представители стремятся к получению 0знаний об интересующего источника информации. На втором этапе происходит непосредственное формирование общественного мнения, в ходе которого субъектами общественных отношений производится обмен полученных мнений. Для третьего этапа характерен переход мнений общества в оценку какого-либо явления, что образует суждение большинства людей. Субъекты общественных отношений используют полученные знания, переходя от словесной к поведенческой форме действий.

Особой областью психологических знаний является возрастная психология. В процессе рассмотрения развития ребенка возможно определить характеристику определенных возрастных периодов, устанавливая взаимосвязь между понятиями «возраст» и «детство» [1-2]. Возрастным периодом признается цикл в развитии ребенка, который имеет определенную структуру и динамику. Следует учитывать, что бывают случаи, когда хронологический возраст человека, указанный в официальных документах, не совпадает с его психологическим возрастом. Младший школьный возраст относится к вершине детского развития человека, на котором еще сохраняются наивность, легкомыслие. Однако непосредственность поведения утрачивает свою значимость, образуется новая логика мышления, появляются новые интересы и ценности. Момент времени, когда ребенок начинает ходить в школу, является для него кризисным. Такой перелом может проявляться в возрасте от 6 до 8 лет, что связано с субъективными изменениями жизненной ситуации. Для данного периода большое значение имеет социальная среда развития, которая должна сопровождаться стабильными отношениями в окружающей среде. Как считает отечественный психолог  Лидия Ильинична  Божович, а также ряд других исследователей, кризис 7 лет является периодом рождения у ребенка социального «Я». Изменения в самосознании приводят к переоценке ценностей человека. Приходят на смену старым новые мотивы, интересы. Более важным становится деятельность, связанная с обучением, игровые виды оказываются менее важными. В связи с этим происходят глубокие изменения в переживаниях человека, образующие устойчивость аффективных комплексов.

Дифференциацию внутренней и внешней жизни человека в данном возрасте связывают с изменением в структуре его поведения. Тот интеллектуальный момент, который позволяет ребенку адекватно оценивать поступки с учетом последующих результатов и последствий. Также данный момент является и эмоциональным, в ходе которого устанавливается личностный смысл действия. Смысловая ориентировка становится наиболее важной, исключает детскую импульсивность в поведении ребенка. Именно поэтому теряется детская непосредственность, ребенок действует, скрывая свои переживания, эмоции, пытается скрыть это от других.

Таким образом, вступая в школьную жизнь, ребенком приобретается собственная внутренняя позиция, совершенствуется теоретическое мышление, происходит получение большого количества новых знаний и умений, что является необходимой базой для их дальнейшего обучения. В данный период жизни ребенка происходит влияние на его внутренний мир со стороны учебной деятельности, а также со стороны социального взаимодействия.

В настоящее время с целью оценки эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов используют метод опроса, заключающийся в установлении общественной позиции относительно вопроса о доверии граждан к представителям данной профессии. Для того, чтобы рассмотреть данный вопрос, обратимся к данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который является основополагающим исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов. В целях изучения общественного мнения о работе сотрудников полиции, 9 ноября 2021 года ВЦИОМ предоставляет результаты проведенного исследования, приуроченного к Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.  Согласно полученным данным, 67 % россиян выражают к сотрудникам полиции свое доверие. Увеличилось количество граждан, указывающих на положительную оценку полиции в своем регионе, что составляет 46 %, что почти в два раза выше прошлогоднего показателя (в 2016 году - 24 %). Общественное мнение об образе полицейского в настоящее время такое: сотрудник полиции – опрятен (на что указывает 77 % жителей нашей страны), вежлив в общении (по мнению 66 % населения), дружелюбен (66 %), порядочен (65 %), храбр (65 %), компетентен (64 %), а также готов к оказанию необходимой помощи (64 %). Данные показатели значительно увеличились в сравнении с предыдущими исследованиями. Уровень готовности оказания помощи сотрудникам полиции в случае необходимости, также высок, и составляет 90 % в случае пояснений подробностей происшествия, очевидцами которого они стали и 74 % россиян не отказались бы от участия в следственных действиях в качестве понятых.

Как отмечает  ВЦИОМ, в деятельности МВД 2021 год является наиболее значимым. Резкий рост доверия к сотрудникам, постепенное улучшение представления о полицейских, говорит о качественных изменениях в работе правоохранительных органов. Общество утверждает, что полиция стала гораздо ближе к народу, уровень их взаимодействия превысил все ранее полученные результаты. В системе МВД также проводятся исследования, касающиеся вопросов оценки деятельности полиции. Так, Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России был произведен анализ общественного мнения в 85 субъектах России во втором и четвертом квартале 2020 года. В данном опросе принимало участие 94 000 россиян. Граждане Российской Федерации считают, что их безопасность и интересы достойно защищаются сотрудниками полиции. В целом по России такой показатель достиг 38,6 %. В области защиты прав граждан эффективной деятельность полиции считает 37 % граждан страны.

Анализируя полученные данные, можно с уверенностью утверждать, что главным итогом изучения общественного мнения на настоящий момент, является то, что уровень доверия граждан к полиции в обществе в последние годы практически достигает 50 %. Качеством работы сотрудников полиции довольно более двух третей россиян. Можно утверждать о положительных тенденциях, которые стоит не только поддерживать на таком высоком уровне, а также стараться улучшать качество, эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов, с учетом статистических данных прошлых лет. Необходимо на основе анализа результатов деятельности прошлых лет выстраивать новые программы, разрабатывать методики, которые будут способствовать повышению уровня доверия граждан к сотрудникам полиции, указывать на наиболее проблемные моменты деятельности полицейских, улучшат качество ее деятельности.

Список литературы

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. М.: Генезис, 2001. - с. 60.

2. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - Санкт-Петербург. 2000.

3. Башлуева Н.Н. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у курсантов и студентов.// Формирование нравственно - мировоззренческих традиций у курсантов высших образовательных учреждений. Материалы научно-теоретической конференции 28 апреля 2011 - Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России. 2011. С. 63-66.

4. Башлуева, М.А. Сущность, структура и содержание процесса подготовки курсантов вузов МВД России к педагогической профилактике наркотического поведения/ М.А. Башлуева, Ф.К. Зиннуров // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 4 (68). - С. 162-168.

5. Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект - Руза, 2014.

Рецензии
1. Источники и теоретические основы зарождения общественного мнения о сотрудниках полиции Авторы: Горач Николай Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?