Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены особенности перехода российского образования на дистанционное обучение. Выявлены наиболее распространенные проблемы, возникшие в связи с новым форматом обучения. Указано на необходимость оценки соответствия и готовности общеобразовательных организаций, педагогических работников, учащихся и их семей к введению режима дистанционного обучения. В связи с такой необходимостью подчеркнута важность проведения комплекса мониторинговых исследований, касающихся различных социально-экономических механизмов реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе моделей финансово-экономического и ресурсного обеспечения дистанционного обучения на уровне субъектов Российской Федерации, образовательных организаций, педагогов, учащихся и их семей в контексте перехода на указанный формат занятий. Рассмотрены результаты анализа комплекса мониторинговых исследований по социально-экономическим механизмам реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий различных целевых групп. Проводились исследования стратегий / моделей / организационных форм обеспечения реализации электронного обучения, осуществлялась оценка финансово-экономического, методического и ресурсного обеспечения дистанционного обучения на уровне регионов, образовательных организаций и семьи, определялись возможные способы формирования экосистемы цифровой экономики в системе общего образования на региональном уровне, проводилось изучения текущих условия для обеспечения реализации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в разрезе региона, образовательной организации и семьи, оценивался уровень владения учителя навыками работы в условиях реализации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в образовательной организации, а также оценка степени удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в условиях реализации электронного обучения. Отмечены преимущества и недостатки перехода образовательных организаций на дистанционное обучение.
мониторинговое исследование, дистанционное обучение, образовательный процесс, анализ, цифровая экономика, цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, образовательные организации
1. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей / С. И. Заир-Бек, Т. А. Мерцалова, К. М. Анчиков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 32 с. - (Факты образования № 2 (27)).
2. Дистанционное обучение школьника увеличивает счет за электроэнергию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.domofond.ru/statya/distantsionnoe_obuchenie_shkolnika_uvelichivaet_schet_za_elektroenergiyu_/101218
3. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты [Электронный ресурс]. - URL : https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza