СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос формирования системы ценностей личности, дается характеристика особенностям творческой деятельности младших школьников, раскрывается понятие «ценностное отношение к творческой деятельности у младших школьников».

Ключевые слова:
ценность, ценностное отношение, творческая деятельность младших школьников, ценностное отношение к творческой деятельности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В последнее время проблема формирования системы ценностей личности приобретает особую актуальность. Все чаще поднимается вопрос о преобразовании ценностной сферы, изменении в иерархии ценностных ориентиров. Все это связано с экономическими и социально-политическими изменениями в стране и мире в целом. Так как дети являются «лакмусовой бумажкой» нашего общества, отражением социальной действительности, позволяющей с примерной точностью спрогнозировать ценностные параметры будущего общества, изучение их возрастных особенностей в контексте творческой деятельности и выявление аспектов формирования ценностного отношения к творчеству – одна из главнейших задач педагогов современности. Образование при таком подходе направлено на создание среды, питающей и развивающей личность, в процессе чего происходит обогащение содержания человеческой субъективности: ценностей, эмоций, чувств.

Категория «ценность» является основой аксиологии, определяя сущностное отношение взаимодействия человека и окружающего мира, единство личностного восприятия с освоением культуры. Функция аксиологии образования заключается в обеспечении становления богатств внутреннего мира личности, в формировании способности к развитию и саморазвитию личности. На сегодняшний день имеется множество разнообразных, дополняющих друг друга или противоречащих друг другу точек зрения на проблему «ценности». Что же такое ценность?

«Проблема ценности – это  в определенной мере проблема отношения субъекта к объективным материальным и духовным результатам человеческого труда. Понятие ценности в этом смысле включает оценку субъектом общественных явлений, их объективного значения в определённых исторических условиях» [2, с. 32]. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы показал, что ценность определяется через понятия блага, значимости, нормы, необходимости, целесообразности. С одной стороны, ценность – это явление окружающего мира, с другой – суждение, связанное с оценкой такого явления.  В рамках нашего исследования мы разграничили понятия ценности, оценки, ценностного отношения и подробнее остановились на последнем.

Сущность процесса становления ценностных ориентаций раскрыта в педагогических исследованиях В.А. Караковского, А.В. Кирьяковой, Н.Е. Щурковой и др., проблема ценностного отношения обучаемых к различным сферам окружающей жизни, обладающих воспитательным потенциалом подробно описана в трудах Л.В. Безруковой, А.А. Геворкян, Б.И. Додонова, А.С. Калинина, О.П. Филатовой, О.Г. Хмелевой и др. Проблема формирования ценностного отношения личности к художественной культуре и искусству раскрывается в работах М.А. Вебера, В.А. Кан-Калика, Б.П. Юсова и других ученых в области педагогики искусства. Однако наибольший интерес для нас представляют труды по проблеме формирования ценностного отношения в процессе художественной и творческой деятельности А.И. Бурова, Е.П. Алексеене, С.В. Пазухиной, Л.П. Печко, Т.А. Приставкиной [4, c. 12].

Ставя во главе вопрос о характеристике структуры компонентов ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности, необходимо уделить внимание характеристике творческой деятельности младших школьников, раскрыть их возрастные особенности.

Возрастные особенности творческой деятельности младших школьников являются далеко не новой темой для психолого-педагогических исследований, но до сих пор изучение их актуально.  Школу и родителей волнует вопрос об эффективной организации творческой деятельности детей с учетом их возрастных особенностей.

Характер творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста получил многостороннее освещение в трудах Л.С. Выготского, B.C. Кузина, Г.В. Лабунской, И.Е. Игнатьева, Ю.В. Петровой, Б.П. Юсова и др. Педагогические исследования в части выявления важнейших закономерностей творческой деятельности школьников разных возрастов разрабатывали С.И. Волкова, А.Н. Давидчук, А.П. Лурия, В.Г. Нечаев и др.

Согласно О.Ю. Ермолаеву, «на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств…» [3, c. 31]. В рамках учебной деятельности складываются «психологические новообразования, харак­теризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе» [3, c. 65].

Помимо занятий в общеобразовательной школе, многие дети посещают учреждения дополнительного образования, где они свободно выбирают творческие направления, являющиеся для них близкими. Такая деятельность наиболее действенно влияет на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в учреждениях дополнительного образования, будучи необязательными,  «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного становления личности. Свобода и возможность выбора любимой сферы деятельности во внешкольных учреждениях особым образом влияет на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности. Здесь колоссальное значение в развитии личности ребенка имеет привлечение его в творческую деятельность [5, с. 9].

   Творческая деятельность в детстве – это активное развитие воображения, фантазии, чувства гармонии и эстетики. Творческое воображение чаще всего носит деятельностный характер, направлено оно на создание «продукта»: музыка, картины, стихи – на всё новое, необходимое людям. Особенно важно использовать в обучении разные виды творческой деятельности. Большое разнообразие видов творческой деятельности младших школьников, использование в обучении творческих заданий не только в рамках традиционных учебных предметов, но и художественного, технического и исследовательского творчества, способно оживить учебный процесс, внести в него новые интересные и значимые черты [1, c. 163].

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования нами было сформулировано определение понятия «ценностное отношение к творческой деятельности у младших школьников», трактуемое как  устойчивое личностно-смысловое проявление интереса к искусству как гуманизирующему действию сознания, направленное на формирование  нравственности, морали и этики в процессе художественного общения и творческой деятельности. Другими словами, во-первых, необходимо создать особые условия в процессе творческой деятельности младшего школьника, которые способствовали бы развитию интереса к творчеству, в результате чего возникла бы потребность в познании разных видов искусства, потребность в овладении информацией о способах её осуществления. Во-вторых, активно «включить» ребенка в деятельность, основанную на поиске «аксиологического "Я" личности» (А.Г. Москаленко,
В.Ф. Сержантова), помочь найти внутреннюю мотивацию, развивать и поддерживать ее. В-третьих, наполнить полученные учащимися знания и умения личностными смыслами, построить собственную систему ценностей и ценностных ориентаций, основанную на оценке нравственного мира других людей, ценностей культуры и искусства. В-четвертых, помочь учащемуся, осознав перспективы будущего саморазвития, сориентироваться во внешнем мире, используя, возможно, механизм проекции, который обеспечивает построение жизненной перспективы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Таким образом, формирование ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности будет эффективно реализовываться лишь при гармоничном сочетании условий, факторов, оптимальном учете окружающей среды и социального контекста.

 

Список литературы

1. Бахтин В.В. Формирование у младших школьников ценностного отношения к музыкальной деятельности в процессе художественного анализа музыкальных произведений на внеурочных комплексных занятиях / В. В. Бахтин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 162 - 167.

2. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. - Москва: Наука, 2002. - 176 с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

4. Коростелева Н.И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. И. Коростелева. - Екатеринбург, 2005. - 24 с.

5. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентаций личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 2002. - № 7. - С. 4 - 11.

Войти или Создать
* Забыли пароль?