Таможенный контроль после выпуска товаров в настоящее время является приоритетным направлением в деятельности таможенных органов в условиях Таможенного союза и формирования Евразийского экономического пространства. Порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана регламентируется на международном, региональном и национальном уровнях. Несмотря на процессы унификации в регулировании таможенного постконтроля в Таможенном союзе, в государствахчленах Таможенного союза продолжают существовать определенные различия в сроках и порядке его проведения. Гармонизация и унификация правового регулирования и правоприменения в данной сфере позволят повысить эффективность таможенного контроля после выпуска товаров в Таможенном союзе.
таможенный контроль, выпуск товаров, таможенные органы, Таможенный союз, постаудит, таможенный кодекс, таможенная проверка.
В современный период растет значение и роль таможенного контроля после выпуска товаров (таможенного постконтроля или постаудита) в практике таможенных органов. Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок и условия проведения таможенного контроля после выпуска товаров, включает в себя два уровня правового регулирования: международный и национальный.
К документам международного уровня относятся, прежде всего, универсальные международные акты в сфере таможенного регулирования, устанавливающие минимальные стандарты в данной сфере и рекомендации к применению, а также нормативно-правовые акты Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — ТС).
В качестве основополагающих международных документов в области таможенного контроля вообще и, в частности таможенного контроля после выпуска товаров, следует назвать Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотскую конвенцию, 18.05.1973).
В преамбуле данного документа отмечается, что стороны Киотской конвенции признают, что упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты путем применения таких современных методов, как контроль на основе управления рисками, методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий.
Так, гл. 2 Генерального приложения Киотской конвенции содержит п. E3./F4, согласно которому «контроль на основе методов аудита» означает меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации. Кроме того, п. 6.6 гл. 6 Генерального приложения Киотской конвенции гласит, что системы таможенного контроля включают в себя контроль на основе методов аудита.
1. Инспекционная деятельность таможенной службы Республики Беларусь. Официальный сайт ГТК РБ. Электронный ресурс. http://gtk.gov.by/ru/activity/tamozhennaya_inspekciya (дата обращения: 20.04.2013).
2. Дуйсембай Э.А. Порядок проведения таможенными органами проверок субъектов предпринимательства осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Таможенный союз. Независимое обозрение. Электронный ресурс. http://www.customsunion.ru/infoprint/4995.html (дата обращения: 20.04.2013).
3. Бейсенов М. Доверяй, но… проверяй // Информационноаналитическое обозрение «Таможня». 2011. № 7 (270). С. 14-15.