сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье с привлечением эмпирического материала рассматривается проблема волевой регуляции и волевых качеств научно-педагогических работников (преподавателей вуза) в контексте изучения их отношения к себе как профессионалу. Раскрываются вопросы о том, взаимосвязаны ли параметры профессионального самоотношения научно-педагогических работников с их волевыми качествами, а также какие виды отношения к себе как профессионалу выражены у преподавателей с разным уровнем волевых качеств. Было обследовано 150 научно-педагогических работников Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск) и Курганского государственного университета (г. Курган), в возрасте от 34 до 49 лет имеющих ученую степень не ниже кандидата наук и научно-педагогический стаж от 10 до 20 лет. В исследовании использовали методику «Отношение к себе как профессионалу» и опросник «Волевые качества личности». В результате исследования установлено, что показатель величины активности самоотношения, включающей уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие наиболее значимо коррелирует с такими волевыми качествами как инициативность, решительность, самостоятельность. Тогда как показатель величины позитивности самоотношения, составляющими которого являются принятие и представление о себе как профессионале взаимосвязан с настойчивостью и энергичностью. Показано, что у преподавателей с высоким уровнем выраженности волевых качеств преобладает конструктивное отношение к себе как профессионалу (активное, позитивное и активно-позитивное его виды). Тогда как преподавателям с умеренно выраженными волевыми качествами присуще неустойчивое (критическое) отношение к себе как профессионалу. Полученные данные правомерно использовать для формирования конструктивного отношения к себе как профессионалу, посредством развития релевантных волевых качеств в контексте индивидуального трека карьерного развития. Это позволит минимизировать кадровые риски, а также стать условием профилактики личностно-профессиональных деструкций и деформаций преподавателей вуза.
научно-педагогический работник; профессионал; отношение к себе; волевые качества; настойчивость; энергичность
Волевые качества, их сформированность и проявление являются важным аспектом эффективной регуляции деятельности и активности, успешного разрешения трудностей, возникающих в трудовой и повседневной жизни. Особое значение это приобретает для преподавателей вузов, профессиональная деятельность которых, предполагает работу в ситуациях неопределенности, и соответственно, задействование эмоционально-волевых ресурсов. Помимо этого, волевые качества личности научно-педагогических работников в сочетании с конструктивным отношением к себе как профессионалу позитивно сказываются как на эффективности деятельности, так и на их профессионально-психологическом благополучии. В этом контексте актуальными для психологии труда и педагогической психологии, являются знания о том, какие волевые качества присущи преподавателям вуза, а какие из них нуждаются в дополнительном развитии, какие волевые качества взаимосвязаны с показателями профессионального самоотношения и его видами. Использование этих знаний, необходимо использовать для определения индивидуального трека карьерного развития, что позволит минимизировать кадровые риски, а также стать одним из условий профилактики личностно-профессиональных деструкций и деформаций научно-педагогических работников.
В общетеоретическом плане, при изучении заявленной проблемы, обращают на себя внимание следующие исследования. Так, В.А. Иванниковым, рассмотрены психологические механизмы волевой регуляции [9], Ю.Т. Глазуновым, К.Р. Сидоровым, раскрыты основания выделения волевых качеств [6], М.В. Чумаковым, описана структура эмоционально-волевой регуляции и разработан инструмент оценки волевых качеств личности [18], А.Р. Батыршиной проведен анализ и описание подходов к формированию и воспитанию волевых качеств в педагогике и психологии [3] и др.
Обзор исследований проблемы волевых особенностей личности и роли волевых качеств в жизни и деятельности человека наиболее полно представлен в психологии и педагогике спорта, возрастной и педагогической психологии, а также психологии труда.
В психологии и педагогике спорта Ж.Г. Гараниной, Д.А. Чернусь рассмотрены особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов [5], С.А. Носовым описана методика воспитания волевых качеств у занимающихся борьбой самбо [11], И.А. Верченко, Т.В. Жулиной, А.В. Огребчук изучались особенности волевых качеств на уроках физической культуры [4] и др. Применительно к психологии труда Н.В. Аникеевой описано значение волевых качеств личности в профессиональном становлении, в том числе и сотрудников органов внутренних дел [2]. М.Д. Ходжаевой изучено формирование волевых свойств и деловых качеств личности [17], С.Л. Яковлевой рассмотрен вопрос о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы [19], Д.А. Платоновым, В.Л. Дементьевым проанализированы специализированные волевые качества сотрудников органов внутренних дел [12], И.В. Гусевой изучены особенности волевых качеств в процессе выбора профессии студентами вуза [7], В.К. Стручковым, Е.Е. Саламиным описано формирование профессионально-важных волевых качеств студентов вуза [15] и др.
Обращает на себя внимание, что рассмотрение волевой регуляции и волевых качеств научно-педагогических работников (преподавателей вуза) в контексте изучения их отношения к себе как профессионалу является малоизученным и нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях. Наиболее значимыми являются вопросы о том, взаимосвязаны ли параметры профессионального самоотношения научно-педагогических работников с их волевыми качествами, а также какие виды отношения к себе как профессионалу выражены у преподавателей с разным уровнем волевых качеств.
В нашем исследовании под отношением к себе как профессионалу, пониманием процесс и результат активности, инициированной субъектом в отношении себя, в соответствии со своими выраженными и латентными психологическими и профессионально-психологическими особенностями. Как процесс, самоотношение предполагает познание себя, самооценку, саморегуляцию и осознание себя. Как результат, отношение к себе выражается в представлении и принятии себя как профессионала, а также в том или ином виде профессионального самоотношения. Ведущими характеристиками отношения к себе как профессионалу (измерениями, выступающими одновременно и основаниями для классификации его видов) являются активность и позитивность. Величина активности личности ‒ это сила стремлений к достижению профессиональных целей, к изменению ситуации в желаемую для себя сторону [10], предполагающее сочетание уровня притязаний и установки на профессиональное саморазвитие. Величина позитивности личности ‒ это принятие и представление о себе как профессионале, сочетание которых говорит о положительном отношении к себе, необходимом для осуществления желаемого профессионального карьерного развития [8].
Материалы и методы
Исследование выполнено в корреляционном и сравнительном дизайне, на основе теоретических положений к изучению профессионального самоотношения представленных в работах В.А. Ананьева [1], В.В. Столина [14], В.А. Толочека [16], Ю.П. Поверёнкова [13], Л.В. Куликова [10], С.В. Духновского [8].
Было обследовано 150 научно-педагогических работников Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск) и Курганского государственного университета (г. Курган), в возрасте от 34 до 49 лет имеющих ученую степень не ниже кандидата наук и научно-педагогический стаж от 10 до 20 лет. Мы предполагали, что показатели отношения к себе как профессионалу, в том числе и виды самоотношения, у научно-педагогических работников будут различными в зависимости от выраженности волевых качеств их личности, а также наличие взаимосвязей между ними.
В обследовании использовали методики:
● опросник «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП), для оценки выраженности содержательных характеристик профессионального самоотношения (уровня притязаний, представления и принятия себя как профессионала, а также установки на профессиональное саморазвитие и должностное развитие). По мимо этого, методика позволяет выявить субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу, на основании соотношения интегральных показателей – величины активности и позитивности личности [8].
● опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ), «направленный на общую оценку степени развитости эмоционально-волевой регуляции, обеспечивающей поведение, связанное с преодолением трудностей и препятствий на пути достижения поставленной цели за счет совместной и скоординированной работы волевых и эмоциональных регуляторных процессов» [18, с.81].
Для анализа данных применялись методы математической статистики: первичные описательные статистики, критерий сравнения, корреляционный анализ. Перед проведением сравнительного анализа для каждой переменной был рассчитан статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Уровень значимости p по всем переменным выше 0,05. Это позволило сделать вывод о нормальном распределении и определить в качестве метода параметрический критерий сравнения для независимых выборок t-Стьюдента. С целью выявления взаимосвязи между переменными был использован коэффициент корреляции r-Пирсона. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «Statistica 13.0»
Результаты исследования
Для выявления зависимостей особенностей отношения к себе как профессионалу с параметрами эмоционально-волевой регуляции, нами было проведено корреляционное исследование. По его результатам, представленным в таблице 1, установлены значимые взаимозависимости показателей по шкалам опросника «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП) с показателями по шкалам методики «Волевые качества личности» (ВКЛ). При этом исходили из предположения о том, что волевые качества личности и уровень их развития взаимосвязан с отношением к себе как профессионалу и его параметрам.
Таблица 1
Матрица интеркорреляций показателей по шкалам опросника «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП) с показателями по шкалам методики «Волевые качества личности» (ВКЛ).
Шкалы методики «ВКЛ» |
Шкалы методики «ОСП» |
||||||
Уп |
Ср |
АКТ |
Пр |
Прин |
ПОЗ |
Др |
|
Ответственность |
0,23 |
0,27 |
0,25 |
0,15 |
0,14 |
0,16 |
0,13 |
Инициативность |
0,46* |
0,42* |
0,48* |
0,33 |
0,32 |
0,36 |
0,15 |
Решительность |
0,48* |
0,41* |
0,48* |
0,35 |
0,29 |
0,34 |
0,11 |
Самостоятельность |
0,47* |
0,13 |
0,44* |
0,32 |
0,12 |
0,10 |
0,10 |
Выдержка |
0,19 |
0,10 |
0,13 |
0,10 |
0,11 |
0,13 |
0,11 |
Настойчивость |
0,44* |
0,22 |
0,40 |
0,47* |
0,43* |
0,46* |
0,35 |
Энергичность |
0,49* |
0,22 |
0,39 |
0,41* |
0,45* |
0,47* |
0,13 |
Внимательность |
0,44* |
0,24 |
0,38 |
0,33 |
0,33 |
0,31 |
0,25 |
Целеустремленность |
0,50* |
0,52* |
0,57* |
0,44* |
0,45* |
0,49* |
0,43* |
Итоговый показатель волевых качеств |
0,62* |
0,45* |
0,61* |
0,55* |
0,49* |
0,57* |
0,36 |
Примечание: Уп – уровень притязаний, Ср – установка на профессиональное саморазвитие, АКТ – величина активности самоотношения, Пр – представление о себе как профессионале, Прин – принятие себя как профессионала, ПОЗ – величина позитивности самоотношения, Др – установка на должностное развитие; * – коэффициенты корреляции на уровне р≤0,01
Данные, представленные в таблице 1, показывают наличие значимых корреляционных связей между шкалами (их показателями) опросника «ОСП» и «ВКЛ». Установлено, что показатель величины активности самоотношения, включающей уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие (методика «ОСП») наиболее значимо коррелирует с такими показателями как инициативность, решительность, самостоятельность (по методике «ВКЛ»). Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,46 до 0,48 при р≤0, 01.
Соответственно, достижению более высоких профессиональных целей, характеризующихся трудностью, значимостью и престижностью, а также более высоких и профессиональных стандартов, стремлению к повышению профессиональной компетентности используя саморазвитие своих личностных и профессионально-психологических качеств будет способствовать выраженная инициативность, решительность, самостоятельность. И наоборот, снижение выраженности данных качеств способствует пассивному самоотношению – ригидности в профессиональной деятельности, нежелании самостоятельно развивать свои личностно-профессиональные качества, повышать свою профессиональную компетентность (даже когда этого требуют обстоятельства), стремиться и достигать более высоких профессионально-значимых целей.
Выявлено что показатель величины позитивности самоотношения, составляющими которого являются принятие и представление о себе как профессионале взаимосвязан с волевыми качествами личности – настойчивостью и энергичностью (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,41 до 0,47 при р≤0,01).
Таким образом, развитие энергичности (активности, оптимистичности, жизнерадостности) в сочетании с настойчивостью в достижении личностных и профессионально-значимых целей сочетается с переживанием позитивных чувств относительно себя, своего профессионального и карьерного выбора, своих личностных и профессионально-психологических качеств, осознанием и восприятием себя как профессионала, обладающего высокой квалификацией, способного успешно разрешать сложные, нетривиальные профессиональные задачи. Тогда как снижение данных показателей, отражающих особенности эмоционально-волевой сферы личности сопровождается более негативным профессиональным самоотношением – астеническими и меланхолическими чувствами относительно себя, своего профессионального и карьерного выбора, своих личностных и профессионально-психологических качеств, отсутствием понимания (или недостаточно сформированным) и представления о своих личностных и профессионально-психологических качествах (способностей и ресурсах), необходимых для профессиональной деятельности.
Установлено также статусные устремления человека, ориентация на более высокий уровень должностной позиции и стремление к этому, предполагающее стремление реализовать себя как профессионала на карьерных должностях, обладающих высоким статусом и престижем (показатель установка на должностное развитие по методике «ОСП») взаимосвязано с таким показателями эмоционально волевой сферы как настойчивость и целеустремленность (по методике «ВКЛ»). Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,35 до 0,43 при р≤0,01.
Отметим, что показатель целеустремленность по методике «ВКЛ» значимо коррелирует со всеми показателями по шкалам методике «ОСП» (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,43 до 0,57 при р≤0,01). Соответственно способность к преодолению сопротивления внешней среды при выполнении профессиональной деятельности в сочетании с желанием добиваться поставленной цели и способностью доводить до конца начатые дела свойственная субъектам с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу.
Далее нами установлены особенности профессионального самоотношения по методике «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП) у обследованных с разной выраженностью итогового балла опросника «Волевые качества личности» (ВКЛ). Так, на основании данного показателя обследованные были разделены на две группы:
Первая – субъекты с высоким уровнем выраженности волевых качеств. Показатель итогового балла по методике «ВКЛ» [18] находится в диапазоне от 181 до 193 баллов, что в переводе «сырых» значений в «стандартные» – равно 9 стэнам. Данная группа представлена 103 субъектами обследованной выборки.
Вторая – субъекты с умеренной выраженностью волевых качеств. Показатель итогового балла по методике «ВКЛ» [18] находится в диапазоне от 138 до 147 баллов, что в переводе «сырых» значений в «стандартные» – равно 6 стэнам. Данная группа представлена 47 научно-педагогическими работниками.
Результаты выраженности показателей профессионального самоотношения (по методике «ОСП») у обследованных с высоким и низким уровнем выраженности итогового балла по методике «Волевые качества личности» (ВКЛ), представлены в таблице 2.
Таблица 2
Особенности профессионального самоотношения у обследованных с разным уровнем выраженности волевых качеств личности
Шкалы методики «Отношение к себе как профессионалу» |
Уровень волевых качеств личности |
|
Высокий |
Средний |
|
Уровень притязаний |
57,3±5,5* |
45,3±4,7 |
Установка на профессиональное саморазвитие |
61,0±5,9* |
48,0±4,2 |
Активность |
117,7±10,4* |
93,2±9,0 |
Представление о себе как профессионале |
56,4±5,9* |
45,7±6,1 |
Принятие себя как профессионала |
55,9±5,4* |
46,2±6,3 |
Позитивность |
110,9±11,1* |
91,1±10,7 |
Примечание: * – различия достоверно выше на уровне р≤0,05
Данные в таблице 2, показывают, что с увеличением итогового показателя выраженности волевых качеств личности (от среднего к высокому) наблюдается изменение показателей по шкалам методики «Отношение к себе как профессионалу» в сторону их увеличения. В группе преподавателей с высоким уровнем итогового показателя волевых качеств личности, данные показатели достоверно выше, чем в группе с умеренным уровнем волевых качеств (значения t-критерия Стьюдента находятся в диапазоне от 1,89 до 1,95). Это свидетельствует о том, что чем более сформированы и выражены волевые качества и у преподавателей вуза, тем благоприятнее (конструктивнее) у них отношение к себе как профессионалу, для которого характерны повышенный уровень притязаний, выраженная установка на профессиональное саморазвитие, сопровождаемое принятием и позитивным отношением к себе как профессионалу.
На основании данных таблицы 2, нами выявлены виды отношения к себе как профессионалу субъектов, имеющих высокий и средний уровень итогового показателя волевых качеств личности. В нашем подходе [8], основаниями классификации выступают две характеристики – активность и позитивность, соотношение которых и служит для выделения отдельных видов отношения к себе как профессионалу. Так, величина активности (пассивности) личности ‒ сила стремлений к достижению профессиональных целей, к изменению ситуации в желаемую для себя сторону [10], определяется выраженностью уровня притязаний и установкой на профессиональное саморазвитие. Величина позитивности (негативности) личности выражается в степени представления и принятия себя как профессионала, как факторов (условий) для профессионального, в том числе и карьерного развития и реализации желаемых для себя целей в профессиональной жизни.
Таким образом, у научно-педагогических работников с высоким уровнем волевых качеств личности доминирующими видами отношения к себе как профессионалу являются активное (наблюдается у 35,1% обследованных), позитивное (выражено у 33,0 % преподавателей) и активно-позитивное (имеет место у 31,9 % научно-педагогических работников). Тогда как преподавателям с умеренным уровнем выраженности волевых качеств личности присуще неустойчивое профессиональное самоотношение.
Так, у преподавателей с активным отношением к себе как профессионалу (величина активности выражена на повышенном уровне, а позитивности – на среднем) присущи такие волевые качества как инициативность, решительность и самостоятельность (показатели по данным шкалам методики «ВКЛ» находятся на высоком уровне – от 8 до 9 стэнов). Данные качества способствуют повышенному уровню притязаний и установки на профессиональное саморазвитие, несмотря на некоторую неудовлетворённость собой как профессионалом.
У обследованных с позитивным профессиональным самоотношением (величина позитивности выражена на высоком уровне, а активности – на среднем) доминирующими волевыми качествами являются настойчивость и энергичность (показатели по данным шкалам методики «ВКЛ» находятся на высоком уровне – в диапазоне стэнов). Полагаем что данные качества способствуют поддержанию позитивного представления и принятия себя как профессионала, несмотря на умеренный уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие.
У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу (величина активности и позитивности выражены на повышенном уровне – в диапазоне от 7 до 8 стэнов), ведущими волевыми качествами являются инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, энергичность и целеустремленность (показатели по данным шкалам методики «ВКЛ» находятся в диапазоне 8 стэнов). Субъектов с таким видом профессионального самоотношения отличает наличие представлений о жизненных целей, сочетаемое со стремлением их достигать, активность и самостоятельность в принятии решений, выраженный лидерский потенциал, старательность в выполнении своих обязанностей.
У обследованных с неустойчивым отношением к себе как профессионалу (показатели величины активности и позитивности по методике «ОСП» выражены на среднем уровне – в диапазоне 5-6 стэнов). Данную категория обследованных отличается снижение инициативности, решительности, самостоятельности, настойчивости, энергичности и целеустремленности (показатели по шкалам опросника «Волевые качества личности» (ВКЛ), также находятся на среднем уровне). Субъектам присущи снижение самостоятельности и инициативы в сочетании с недостаточной уверенностью в выборе жизненных целей, и, соответственно, активности для их достижения. Это отражается на их профессиональном самоотношении, индикаторами которого является умеренный уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие, недостаточно развитое представление о себе как профессионале, некоторая неудовлетворённость собой как профессионалом, своей карьерой.
На основании проведенных исследований считаем, что развитие волевых качеств будет способствовать формированию конструктивного отношения к себе как профессионалу индикатором которого будут являться повышенный уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие, сочетающиеся с принятием и сформированным представлением о себе как профессионале, сочетание которых выражается в активном, позитивном и активно-позитивном его видах. В тоже время снижение выраженности волевых качеств субъекта, ведущее значение среди которых имеют инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, энергичность и целеустремленность, приводит к деструктивному изменению отношения к себе как профессионалу.
Таким образом, в результате исследований нашло своё эмпирическое подтверждение предположение о взаимосвязи показателей волевых качеств с параметрами профессионального самоотношения, а также том, что виды отношения к себе как профессионалу будут различаться в зависимости от доминирующих волевых качеств субъектов.
Выводы
1. Установлено, что показатель величины активности самоотношения, включающей уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие наиболее значимо коррелирует с такими волевыми качествами как инициативность, решительность, самостоятельность. Тогда как показатель величины позитивности самоотношения, составляющими которого являются принятие и представление о себе как профессионале взаимосвязан с настойчивостью и энергичностью. Показано, что у научно-педагогических работников с высоким уровнем выраженности волевых качеств личности преобладает конструктивное отношение к себе как профессионалу (активное, позитивное и активно-позитивное его виды).
2. У преподавателей с активным отношением к себе как профессионалу выражены такие волевые качества как инициативность, решительность и самостоятельность. Данные качества способствуют повышенному уровню притязаний и установки на профессиональное саморазвитие, несмотря на некоторую неудовлетворённость собой как профессионалом.
3. Научно-педагогическим работникам с позитивным профессиональным самоотношением свойственны настойчивость и энергичность. Данные качества способствуют поддержанию позитивного представления и принятия себя как профессионала, несмотря на умеренный уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие.
4. У преподавателей с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу, ведущими волевыми качествами являются инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, энергичность и целеустремленность. Субъектов с таким видом профессионального самоотношения отличает наличие представлений о жизненных целей, сочетаемое со стремлением их достигать, активность и самостоятельность в принятии решений, выраженный лидерский потенциал, старательность в выполнении своих обязанностей.
5. Научно-педагогическим работникам с умеренно выраженными волевыми качествами присуще неустойчивое (критическое) отношение к себе как профессионалу. Субъектам присущи снижение самостоятельности и инициативы в сочетании с недостаточной уверенностью в выборе жизненных целей, и, соответственно, активности для их достижения. Их профессиональное самоотношение отличается умеренным уровнем притязаний и установкой на профессиональное саморазвитие, недостаточно развитым представлением о себе как профессионале, некоторой неудовлетворённостью собой как профессионалом, своей карьерой.
В завершение отметим, что полученные эмпирические данные правомерно использовать для формирования конструктивного отношения к себе как профессионалу, посредством развития релевантных волевых качеств личности в контексте индивидуального трека карьерного развития. Это позволит минимизировать кадровые риски, а также стать одним из условий профилактики личностно-профессиональных деструкций и деформаций научно-педагогических работников.
1. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С. 15-31.
2. Аникеева Н.В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №5. С. 242-245
3. Батыршина А.Р. Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии // Омский научный вестник. 2015. №1(135). С.100-102
4. Верченко И.А., Жулина Т.В., Огребчук А.В. Психологические особенности волевых качеств подростков на уроке физической культуры // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Vol. 10, no 4. С.17-24
5. Гаранина Ж.Г., Чернусь Д.А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-Online. 2018. №16 (21).
6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия, Психология. 2016. Т.26. вып. 2. С.64-72
7. Гусева И.В. Особенность волевых качеств в процессе выбора профессии студентами вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №8.
8. Духновский С.В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов. М: Издательство Юрайт, 2021. 353 с.
9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991
10. Куликов Л.В. Психология настроения. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 234 с.
11. Носов С.А. Методика воспитания волевых качеств у самбистов // Наука-2020: Совершенствование системы физического воспитания и спортивной подготовки. 2020. №5 (21). С.17-19
12. Платонов Д.А., Дементьев В.Л. Специализированные волевые качества сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №8. С.237-242
13. Поверёнков Ю.П. Уточнённая характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 4-26.
14. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
15. Стручков В.К., Саламин Е.Е. Потребность в формировании профессионально-важных волевых качеств студентов вуза // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2018. №1(68). С.28-29
16. Толочек В.А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 262 с.
17. Ходжаева М.Д. Формирование волевых свойств и деловых качеств личности // Вестник ТГУПБП. 2011. №2(46). С.107-111
18. Чумаков М.В. Диагностика эмоционально-волевой регуляции деятельности: учебное пособие. Курган. Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. 100 с.
19. Яковлева С.Л. К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №48. С.19-23