«Статья раскрывает основы охраны географических указаний по праву России и Швейцарии. Автором затрагиваются вопросы становления института правовой охраны географических указаний в России и Швейцарии, законодательная база, а также понятийный аппарат. Коротко анализируются основные концепции охраны географических указаний в России и Швейцарии.
право России, право Швейцарии, торговое право, правовая охрана географических указаний.
Введение
Правовая охрана географических указаний [1] — указаний мест происхождения товара и наименований мест происхождения товара — в России и Швейцарии различна и связана прежде всего с историческими и экономическими процессами в обеих странах. В отличие от России необходимость правовой охраны географических указаний в Швейцарии возникла намного раньше (конец XIX в.) и связывалась в первую очередь с развитием часовой индустрии и участившимися случаями недобросовестной конкуренции. Следствием этого процесса стала необходимость защиты прав известных производителей часов [2]. Предметом регулирования действовавшего в то время закона от 19.12.1879 [3] были только товарные знаки (марки). В сентябре 1890 г. [4] положения этого закона были дополнены нормами об охране указаний мест происхождения товара. В закон от 1890 г. в последующие годы было внесено большое количество изменений, которые однако не отвечали потребностям участников рыночной экономики и потребителей [5]. Это обстоятельство привело к необходимости разработки нового закона, регулирующего правовую охрану товарных знаков и указаний мест происхождения товара. Новый закон был принят 01.04.1993 [6].
Становление института правовой охраны географических указаний в России, в отличие от Швейцарии, не знает долгой традиции и характеризуется рядом особенностей. В отличие от Швейцарии российский законодатель исходил из необходимости охраны в рамках законодательства о средствах индивидуализации только квалифицированных географических указаний — наименований мест происхождения товара (далее — НМПТ). Первое законодательное закрепление охраны НМПТ связывается с принятием Закона РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В конце 1990-х гг. была высказана идея о необходимости внесения в него изменений. Эта идея вызвала дискуссию о том, как в будущем следует регулировать охрану интеллектуальной собственности: в рамках отдельного закона или в рамках Гражданского кодекса [7]. Окончательный ответ на этот вопрос был дан принятием четвертой части Гражданского кодекса РФ.