В статье раскрывается место внеурочной деятельности в общем учебно-воспитательном процессе, ее влияние на развитие творческих способностей младших школьников. Характеризуются разные формы участия детей в театральном кружке в соответствии с их интересами и возможностями.
внеурочная деятельность, театральный кружок, творческая лаборатория, интеграция.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) рассматривает внеурочную деятельность как составную часть учебно-воспитательного процесса и одну из форм организации свободного времени учащихся. Целью внеурочной деятельности с младшими школьниками является:
- удовлетворение потребностей в разнообразной деятельности;
- развитие творческих способностей и эрудиции;
- формирование умения организовывать полезный и интересный досуг;
- овладение навыками участия в самоуправлении и общественно-полезном труде.
Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, позволяет выстраивать сеть, обеспечивающую детям сопровождение, поддержку на этапах социальной адаптации в течение всего периода обучения.
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность структурируется по направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно полезное;
- проектное.
В средней общеобразовательной школе № 18 г. Тобольска реализуются все эти направления. В соответствии с авторским подходом к организации обучения младших школьников, представленным в УМК «Начальная школа XXI века», разработанным под редакцией Н.Ф. Виноградовой, мы строим и внеклассную деятельность учащихся.
Начиная работать над реализацией программы внеурочной деятельности, отбирая содержание и виды деятельности, мы учитывали интересы и потребности самих детей, пожелания родителей и школьную практику. Опираясь на базовую модель образовательного учреждения и на свой предыдущий опыт, мы определили направленность программы, которая по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, а по форме организации — кружковой.
1. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М.: Школьная пресса, 2003.
2. Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2001.
3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса, 2001.
4. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 кл. / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011.
5. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2001.