Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье раскрываются педагогический потенциал процесса модернизации и миссия модернизации воспитания в решении проблем, с которыми сталкивается человек в XXI веке: различные угрозы его безопасности; изменение меры пространства и времени; замещение духовной жизни материальным потреблением; искажение культурных значений и смыслов; ограничение жизнетворчества стереотипными и утилитарными рамками. С использованием личностно-ориентированного и культурологического подходов в педагогике интерпретируются актуальные цели, содержание и методики воспитания. В качестве цели модернизируемого воспитания предлагается и обосновывается феномен целостной личности, под которой автором понимается субъект жизнедеятельности, характеризуемый внутренней согласованностью и единством внутриличностных компонентов, сильными связями между ними, а также относительной независимостью от влияний внешней среды. На основе качественных различий в личностной позиции выделяются два уровня личностной целостности: 1) согласованность представлений об окружающем мире и себе (гармоничная позиция); 2) творческое отношение к окружающему миру и себе (преобразующая позиция). Процесс воспитания предлагается проектировать в логике движения от первого уровня целостности – ко второму, а содержание и методику воспитания – в логике перехода от понимания актуальных социокультурных и личностных ценностей – к их согласованию, от приспособления к среде – к ее трансформации.
модернизация, воспитание, цель воспитания, целостная личность, содержание воспитания, методика воспитания
Актуальность
В последнее время все чаще в научном дискурсе понятие «модернизация» используется не в привычном значении обновления производственных процессов, техники и оборудования, а применительно к социальным процессам и взаимодействию людей. Так, некоторые исследователи рассматривают модернизацию как эволюционный переход от традиционной к современной культуре общества, осуществляющийся посредством реформирования и инновационного развития [2]. Другие понимают под ней трансформацию поведения и мышления людей, их мировоззрения [9]. В этом, последнем, смысле понятие модернизации не только применимо к воспитанию, но и обладает в отношении него продуктивной методологической функцией, позволяющей по-новому взглянуть на воспитательный процесс, его динамику и результаты, привнести в него новое качество.
Проблема
Необходимость модернизации воспитания подтверждается и результатами выполненных под нашим научным руководством эмпирических исследований на выборке сотрудников органов внутренних дел, превышающей 1200 человек. В частности, в диссертационных исследованиях Е.Н.Гордеевой (2021), Е.В.Онищенко (2020) показано, что более трети опрошенных респондентов не удовлетворены анахроничными целями и содержанием воспитательной работы с ними, считают устаревшими используемые формы, методы и средства воспитания.
О необходимости модернизации воспитания и подготовки соответствующей государственной стратегии неоднократно писали российские педагоги-исследователи [3, 6 и др.]. Задачи модернизации воспитания отражены в нормативных правовых актах, регулирующих отечественную систему образования, стали значимым компонентом внутренней политики государства. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года прямо указывается на необходимость обновления воспитательного процесса на основе оптимального сочетания традиций и инноваций. Заметим, что ограничение деятельности субъектов воспитания только традиционными подходами входит в противоречие с быстро изменяющейся социальной средой, и, как следствие, в должной мере не обеспечивает потребность общества в формировании человека нового типа – личности постиндустриального общества.
Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы
Модернизация воспитания – это, в первую очередь, изменение социальных и научных представлений о целях воспитания. Каждый век ставит новые задачи перед человечеством, решая которые люди поднимаются на новую ступень духовного роста. Какие же задачи и проблемы ставит перед нами XXI век?
Во-первых, это борьба с принципиально новыми угрозами безопасности жизни, психологического и физического здоровья людей в виде информационных войн, пандемий, природных и техногенных катастроф уже не локального, а планетарного масштаба. Окружающая современного человека среда все чаще воспринимается им как враждебная, неблагополучная, способная не только ухудшить качество его жизни, но и ставящая под вопрос саму его жизнь. Традиционные цели воспитания, понимаемого как социализация индивида, его приобщение к жизни общества, уже не могут удовлетворить потребности нашего современника в обеспечении своей безопасности. Задачей воспитания в связи с этими рисками становится формирование личности, готовой к качественному изменению среды, овладению ею, ответственному управлению средовыми факторами.
Во-вторых, это непрерывная адаптация людей к изменяющимся благодаря информационно-коммуникационным технологиям пространству и времени. Радикально другими стали представления как о масштабах и территориальных границах жизнедеятельности людей, так и о динамике процессов, в которые они вовлечены. Слом привычного для человека хронотопа чреват переживанием им стрессов и депрессий из-за нехватки у него времени или слишком возросших зон его ответственности. В условиях расширения и виртуализации пространства активной деятельности личности воспитание должно решить проблему сохранения ее внутреннего мира, отстоять ее заповедный статус, обеспечить устойчивость и целостность личностных структур. Речь также идет о воспитании разумного отношения к спрессованному времени и ускоренной жизни, рациональному использованию пространственно-временных ресурсов и содержательному их наполнению в интересах развития личности.
В-третьих, может быть наиболее трудноразрешимая задача – это преодоление утвердившихся в коллективном и индивидуальном сознании смысловых доминант, ориентирующих наших современников на постоянную гонку за прибылью, непрерывное и все возрастающее потребление материальных благ и достижение превосходства над другими, т.к. будучи возведенными в императив, эти смыслы разрушает систему других смыслов – сохранения и преумножения природного богатства, развития науки, образования и культуры. Преобладающий в массовом сознании такой критерий индивидуальной успешности, как материальное богатство – должен быть дискредитирован в ходе воспитания. Уже по наличию обсуждаемых негативных явлений в социальной жизни можно заключить, что существующая система воспитания с ними не справляется.
В-четвертых, это борьба с настойчивой деформацией ценностного содержания базовых понятий, имеющих традиционно созидательный потенциал (семья, труд, коллектив и др.), и утверждение в мировоззрении людей их искаженных, асоциальных интерпретаций. В этой части следует возродить традиции семейного, трудового и коллективного воспитания, которые показали свою результативность в формировании не одного поколения россиян. Однако возрождение воспитательных традиций должно, на наш взгляд, осуществляться в новых, актуальных и современных формах с задействованием в воспитательном процессе самых прогрессивных технологических средств. Кроме того, требуется систематическое развенчивание имеющих место ценностно-смысловых спекуляций в оправдание безнравственных и безобразных проявлений в общественной жизни.
В-пятых, это противодействие сужению границ жизнетворчества, т.е. таким нарастающим изменениям активности человека, которые заменяют критическое мышление субъекта его стереотипным мышлением, креативную деятельность – сугубо исполнительской, а человеческое общение – функционально-утилитарной коммуникацией. Задача воспитания с учетом этого состоит в акцентировании внимания педагогов на вовлечении личности в проектную, научно-исследовательскую, художественно-эстетическую деятельность, максимально элиминирующую шаблонные суждения и рутинные действия и, напротив, развивающую эвристические, импровизационные, изобретательские способности личности. Условиями развития творчества, которые необходимо создать в воспитательном процессе, являются отсутствие жесткого контроля креативных действий человека, свобода самовыражения, возможности самореализации.
Субъектом решения названных и других проблем современности может и должен стать человек, обладающий особыми личностными свойствами. Активные попытки научного осознания и моделирования психологических характеристик «героя нашего времени» – человека XXI века приводят ученых к различным результатам. Так, по мнению А.Г. Асмолова – это «изменяющаяся личность в изменяющемся мире» [1]. Или «ноосферный человек» как воплощение гуманизма и космопланетарной ответственности [13].
Активного субъекта, способного самостоятельно адаптироваться к неопределенной ситуации и продуктивно использовать открывающиеся социально-технологические возможности среды, видят в качестве воспитательного ориентира педагоги-исследователи Высшей школы экономики [8]. Культивирование «человеческого в человеке», т.е. развитие таких личностных свойств субъекта, как: автономность, мотивация, целеполагание, смыслопоиск, ценностная ориентация, рефлексия, свобода, ответственность, креативность, духовность, эмоциональное переживание, эмпатия, диалогичность, волевое усилие и др., качественно отличающих человека от других живых существ и «человеко-машин», – считает предметом и главным ценностно-целевым ориентиром воспитания В.В. Сериков [11].
Не отрицая правомерности различных мнений по обсуждаемой проблеме, отметим все же, что последняя из приведенных точек зрения отражает постановку вопроса о цели воспитания в наиболее общем виде. В контексте гуманистической, личностно-ориентированной парадигмы образования самое важное в XXI веке – обеспечить целостность личности, преодолеть столь распространенную сегодня отчужденность человека от выполняемой им деятельности, от реализуемой с его участием коммуникации, от декларируемых им ценностей, от транслируемой им информации. Модель целостной личности в противоположность модели индивида с заранее заданными свойствами (функциональной модели) – должна стать системообразующей в структуре целей модернизируемого воспитания.
Целостность личности как системы обеспечивается ее внутренней согласованностью и единством, сильными связями между ее элементами, с одной стороны, и независимостью от влияний внешней среды, с другой стороны. Первичными проявлениями целостной личности является непротиворечивость ее представлений об окружающем мире самой объективной реальности и знаний о себе – своим реальным способностям. Лежащую в основе этого личностного состояния позицию можно назвать гармоничной (под позицией личности мы понимаем относительно устойчивую и взаимосвязанную систему отношений субъекта к среде и себе). Высшими проявлениями целостной личности выступают ее уникальность и индивидуальность, ее способность быть полноценным субъектом своей жизнедеятельности [5] и осуществлять креативные изменения как в себе, так и в своем окружении. Личностную позицию, соответствующую этому более высокому уровню целостности, назовем преобразующей.
Зададимся в логике нашей работы следующим вопросом: какое содержание воспитания наиболее соответствует созиданию целостной личности? Вероятно, такое, которое обеспечивает продвижение от более низкого уровня целостности – к более высокому. Учитывая, что содержание воспитания в соответствии с культурологической моделью содержания образования В.В. Краевского составляет опыт ценностно-смысловых отношений и творческой деятельности [7], то содержание воспитания целостной личности составляет опыт ценностно-смысловых отношений к себе и своему окружению, а также опыт творчества, которые изменяются в диалектике:
а) от выявления и определения социальных ценностей среды (культурных и социальных традиций, обычаев, ритуалов), внешне-средовых регуляторов активности (принятых в данной среде норм, правил, требований, стандартов, эталонов, образцов) и внутренних регуляторов активности личности (ее мотивов, целей, ценностей, смыслов) – к их взаимному согласованию (реализация гармоничной позиции личности в процессе ее активности);
б) от некритичного восприятия среды и идентификации себя с ней (приспособление и адаптация в среде) – к изменению среды, персонализации и авторизации в ней (реализация своей преобразующей личностной позиции в поведении, общении и деятельности, трансформация среды).
Методика воспитания, как известно, предполагает выбор способов реализации содержания воспитания и средств достижения его целей. Совершенно ясно, что этот выбор в реалиях XXI века не может быть осуществлен только одним субъектом – педагогом – без учета позиции личности воспитуемого как интегративного критерия и индикатора эффективности воспитательного процесса. Строго говоря, сам термин «воспитуемый», сформулированный в страдательном (пассивном) залоге, совсем не подходит для выработки концепции воспитания, ведь, как уже говорилось, разговор о целостной личности предполагает обращение к источникам ее субъектной активности.
Итак, методика воспитания – это определенный порядок взаимодействия субъектов воспитания как равноправных личностей, а совсем не «целенаправленная образовательная деятельность по формированию ценностей человека», как утверждают некоторые авторы [12]. Ценности нельзя сформировать, воздействуя на человека извне, пусть даже педагогически. Ценности, как и смыслы, рождаются внутри самой личности, по мере того, как она придает определенное индивидуальное значение тем или иным жизненным событиям и фактам. Подобно тому, как смысл деятельности в самой деятельности не содержится, а рождается из ее личностно-средового контекста [4], ценность приобретается субъектом самостоятельно в процессе оценки роли той или иной ситуации в его жизни.
Методика воспитания целостной личности предполагает диалогичные, герменевтичные отношения педагога с этой личностью [10]. Роль педагога-воспитателя состоит в создании (коррекции) условий среды, взаимодействуя с которой личность сможет генерировать те ли иные смыслы и ценности. Если личность находится в гармоничной позиции в отношении среды, то педагогу необходимо насытить среду проблемными, коллизийными факторами, актуализирующими креативное мышление и творческую активность субъекта. Если же личность находится в преобразующей позиции, то она наравне с педагогом формирует (корректирует) среду, тем самым изменяя и себя. Методика воспитания целостной личности, таким образом, с одной стороны, соответствует смене позиции личности (гармоничная – преобразующая), а, с другой стороны, задает переход от опосредованного воспитания человека (воспитания через среду) к его самовоспитанию.
Выводы
- Модернизация воспитания – объективное требование времени, связанное с задачами, которые ставят перед человеком угрозы и вызовы XXI века. Актуальность модернизации воспитания обусловлена сложившимися теоретическими предпосылками (личностный и культурологический подходы в педагогике) и подтверждается эмпирическими данными.
- Модернизация воспитания состоит в ревизии и трансформации всей его системы: целей, содержания и методик.
- Наиболее отвечает реалиям XXI века воспитательная цель – формирование целостной личности, внутренний мир которой характеризуется единством и согласованностью и обеспечивает преодоление отчужденности человека от любых форм его активности.
Актуальным содержанием воспитания является опыт ценностно-смысловых отношений и творческой деятельности, а соответствующая ему методика воспитания строится с учетом позиции личности в логике перехода от гармоничной позиции к преобразующей.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
2. Гавров С.Н. Модернизация: основные определения и характеристики // Humanity space. 2012. Vol. 1. No 3. P. 573-592.
3. Дармодехин С.В. О разработке стратегии модернизации воспитания в современном российском обществе // Социальная педагогика. 2012. № 1. С. 18-25.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2017.
5. Логинова Н.А. Целостный человек как проблема в российской психологии // Вестник Пермского университета. 2016. № 2 (26), С. 61-70.
6. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: автореферат …доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2007.
7. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика РАО Володара Викторовича Краевского (22 сентября 2016 г.). / Редактор-составитель А.А. Мамченко. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016.
8. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
9. Подвойский Д.Г. Модернизация // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2221775
10. Сердюк Н.В. Педагогика, риторика, герменевтика: грани взаимодействия: монография. М.: Академия управления МВД России, 2016.
11. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012.
12. Сидоркин А.М. Прагматический либерализм и модернизация воспитания // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 278-298.
13. Субетто А.И. «Человек XXI века»? - Каков он? [Электронный ресурс]. URL: https://scientifically.info/news/2012-11-23-2117 (дата обращения 22.01.2022).