Россия
В статье предлагается онтологическая модель массовой коммуникации (МК), при построении которой используются структурно-функциональные и метафорические методы моделирования. В исследовании обосновывается отбор архетипических психологических структур, которые могут быть положены в основу репрезентативной коммуникативной модели. Модель устанавливает равенство значений коммуникатора и реципиента в коммуникативном процессе и обусловленную этим структурную симметрию ментального и деятельностного циклов коммуникации, в частности, уравновешивает коммуникативный эффект обязательностью коммуникативного заказа, что позволяет уточнить значение термина «свободная пресса». Модель выявляет шесть ключевых позиций для оценки объективного состояния системы МК в обществе. Анализ указанных позиций проводится с учетом распределения информационного потока в МК не по технологическим характеристикам (пресса, радио, ТВ и проч.), как это делается обычно, а в соответствии с четырьмя психологическими модусами К. Юнга, что методологически предопределено онтологическим взглядом на коммуникацию.
коммуникация, массовая коммуникация, моделирование, информационное взаимодействие, коммуникатор, интерпретатор, реципиент
1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М., 1978.
2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М., 1987. С. 313-314.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб: Питер, 2008.
4. Кашкин В. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж, 2000.
5. Клюканов И.Э. Сообщение и Забытие. - М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 288 с.
6. Костина О.В. Онтология коммуникации: автореф. дис. - Саратов, 2005.
7. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
8. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. - СПб: «Искусство-СПБ», 2004.
9. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Перевод с англ. Ю. А. Данилова. М., 2001.
10. Мильтон Дж. Ареопагитика // История печати: антология. - М., 2001.
11. Ножин Е.А. Проблемы теории публичной речи: автореф. дис. - М., 1974.
12. Нойманн Э. Великая мать / Глубинная психология и психоанализ. - М.: «Добросвет», «Издательство "КДУ"», 2012.
13. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. - М., 1998.
14. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997.
15. Терин В.П. Лассуэлл Г. // Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
16. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева, послесл. Б.В. Маркова. - СПб, 2000.
17. Элиаде М. Космос и история. - М., 1987.
18. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. - М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2013.
19. De Fleur M. L. Diffusing information // Society. 1988. V. 2 ; De Fleur M. L., Ball-Rokeach S. J. Theories of mass communication. N. Y., 1989.
20. Gavrov S., Klyukanov I. Modernization, Sociological Theories of: encyclopedic article// International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2nd edition, Vol 15. Oxford: Elsevier, 2015. - РР. 707-713.
21. Gavrov S., Molodtsov I. Media Theory: Domestic Discourse. Russian journal of communication. Tom 9, № 2. London, 2020. - РР. 207-210.
22. Katz E., Lazarsfeld P. F. Personal influence. Glencoe, 1955.
23. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. - N. Y., 1948.
24. Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation: Theorie and Systematik. Hamburg, 1963.
25. Riley J. W., Riley M. W. Mass Communication and the social system // Sociology Today / Merton R. K. et al. N. Y., 1959.
26. Robinson J. P. Interpersonal influence during election campaigns: Two-step flow hypotheses // Publ. Opinion Quart., 1976, V. 40, Fall.
27. Rogers E. M. Diffusion of innovations. N. Y. 2003.
28. Schramm W. The nature of communication between Humans // The Process and Effects of Mass Communication / Ed. by W. Schramm, D. Roberts. Urbana (Il), 1971.
29. Shannon C. E. A mathematical theory of communication // Bell System Technical J. 1948. Т. 27.