Москва, Россия
с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9 Психология
В любой профессиональной деятельности возникают трудные межличностные ситуации. Особенно это характерно для правоохранительной деятельности. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники ОВД) в процессе выполнения поставленных задач оказывают выраженное детерминирующее влияние на социально-психологические процессы взаимодействия с гражданами, продуцируя реализацию таких механизмов и явлений, которые не разворачиваются в условиях обыденных или комфортных ситуаций. Предметом настоящей статьи является рассмотрение психологических основ взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами в условиях их провокационного поведения. К ним могут быть отнесены: сущность взаимодействия, его генезис, структура, типология, механизмы, динамика, функции, условия и факторы, эффекты и результаты взаимодействия, а также пути и принципы оптимизации взаимодействия сотрудников с гражданами в сложных межличностных ситуациях. Непредсказуемость и неповторимость переговоров, особенности взаимодействия субъектов в профессионально-значимых ситуациях, кризисных ситуациях, необходимость межличностного противостояния требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога, а все это – результат серьезной целенаправленной профессиональной, психологической подготовки. Результатом подготовки является формирование и развитие переговорной культуры, которая формируется в результате проведения различных по степени сложности переговоров, что позволяет моделировать различные кризисные ситуации взаимодействия субъектов.
профессиональная деятельность, сотрудники ОВД, провокационное поведение, переговорная компетентность, психологическое воздействие
Актуальность. Решая профессионально-значимые задачи, которые могут появляться в профессиональной деятельности различных категорий сотрудников ОВД. Кризисные межличностные, личностно-групповые ситуации в период решения актуальных задач детерминируют социально-психологические процессы взаимодействия субъектов, способствуя реализации социально-психологических механизмов и феноменов проявляются в обычных, привычных ситуациях профессиональной деятельности.
Психологические особенности личностно-группового, межличностного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации способствует комплексному психолого-социальному воздействию субъектов друг на друга или на гражданина, опосредованы условиями совместной оперативно-служебной деятельности.
Важно отметить, что существует зависимость осуществления эффективного взаимодействия сотрудников ОВД в процессе выполнения поставленных задач от эффективного использования выделенных социально-психологических механизмов, реализации основополагающих принципов, которые позволяют прогнозировать успешность взаимодействия.
Известный отечественный ученый К.К. Платонов [1], анализируя категории «отражение» и «взаимодействие», выделял их как основные в психологической науке, т.к. предметом юридической и социальной психологии является юридико-психологическое и социально-психологическое взаимодействие. Особый практико-прикладной интерес вызывают личностно-групповое, межгрупповое и межличностное взаимодействие.
Теоретико-методологические основы эффективного взаимодействия сотрудников в юридико-значимых ситуациях.
Исследуя особенности межличностного взаимодействия, учеными было сформировано определенное предметное поле, которое позволяет дать научное описание выделенного юридико-психологического феномена. Исследователями было определено сущностное содержание взаимодействия, особенности структурного построения, выделены типы взаимодействия основные функции и детерминанты. Особую важность представляло выявление способов повышения эффективности межличностного, личностно-группового, межгруппового взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с гражданами в кризисных юридико-значимых ситуациях.
Теоретико-методологической основой решения проблемы взаимодействия являются: исследования А.Я. Анцупова, Д. Магнуссона, Б.Я. Шведина, А.И. Шипилова. Использование системно-ситуационного подхода в исследовании кризисов, конфликтов позволило выявить разновидности трудных профессионально-значимых ситуаций; результаты исследования Н.В. Гришиной, Л.А. Петровской способствовали рассмотрению процессов межличностного взаимодействия и позволили определить пути повышения их эффективности.
Таким образом, взаимодействие сотрудников органов внутренних дел в условиях провокационного поведения граждан можно рассматривать как социально-психологический феномен, состоящий из процесса психологического воздействия субъектов друг на друга, взаимную обусловленность и опосредованность их совместной профессионально-значимой деятельности.
Особого внимания заслуживают механизмы взаимодействия, т.к. учеными они исследуются как механизмы определенных процессов психологического взаимодействия. В частности, учеными Г.М. Андреевой, К. Муздыбаевым, Н.Н. Обозовым выделяются такие механизмы как: внушение, эмпатия, каузальная атрибуция идентификация, подражание, конформность, рефлексия.
Важно отметить, что отечественные ученые-психологи выделяют несколько стадий в процессе взаимодействия между субъектами. В частности, получило широкую известность мнение В.Н. Панферова [2], [3]. В своих трудах он рассматривал пять основных стадий, которые последовательно реализуются в процессе психологического взаимодействия.
В качестве основных стадий процесса взаимодействия рассматриваются: субъектная самопрезентация; взаимопроявление; взаимовосприятие; информационное согласование; деятельная совместность.
С точки зрения М. Аргайла, Я. Щепаньского, необходимо выделить три стадии формирования успешного взаимодействия: наличие физического контакта, совместное перемещение в пространстве и совместное групповое или массовое взаимодействие в процессе решения профессионально-значимых задач.
В современных условиях учеными-исследователями М.Р. Битяновой, А.А. Бодалевым, А.А. Леонтьевым определяются пять ключевых функций межличностного взаимодействия: познания индивидами друг друга; организации и поддержания межличностных отношений; прагматическая; формирующая; подтверждающая наличие или отсутствия взаимодействия.
Важно отметить, что психологами А.П. Егидесом, В.А. Лабунскай, В.Н. Мясищевым, Р.С. Немовым, А.И.Шипиловым и др. проведено значительное количество эмпирических исследований, в которых выявляются психологически значимые детерминанты, оказывающие воздействие на успешность взаимодействия.
Особого внимания заслуживает анализ ключевого юридико-психологического содержания межличностного взаимодействия, а именно, особенности ценностно-мотивационного обмена субъектов взаимодействия. В сложных юридико-значимых ситуациях (предкофликтных/конфликтных) реализуется выраженная противоборство смыслообразующих профессиональных потребностей и мотивов, которое проявляется в желании субъекта добиться профессионально-значимых целей, сопровождающееся невозможностью удовлетворения потребностей противостоящего субъекта. Психологическим механизмом мотивационно-целевого взаимодействия является согласование целей и интересов сторон, обеспечивающее выработку общей цели.
Основными психологическими механизмами коммуникативного воздействия для достижения цели являются убеждение, внушение и конформизм, описанные в научных трудах И. Горелова, В. Енгалычева.
Осуществляя анализ перцептивной стороны взаимодействия, правомерно говорить о ключевой роли в ней взаимовосприятия. Важно отметить, что точность и достоверность полученной информации, полнота интерпретации во многом способствует добиться взаимопонимания. Основными психологическими механизмами, позволяющими добиваться значимого взаимовлияния в ситуациях остро конфликтного, кризисного взаимодействия, были определены идентификация, рефлексия и каузальная атрибуция.
В качестве основных инструментов перцептивного взаимодействия целесообразно использовать в целом образ ситуации взаимодействия, который состоит из образа оппонента, его психологической оценки и самооценки. Одним из средств перцептивного взаимодействия является осуществление прогноза успешности в процессе принятия управленческого решения как предвосхищаемый образ итогов взаимодействия сотрудников органов внутренних дел в условиях провокационного поведения граждан.
В качестве психологических средств поведения выступают различные стратегии и тактики. Во взаимодействии сотрудников в процессе выполнения профессионально-значимых задач выделяются нормативная, манипулятивная, переговорная и конфронтационная стратегии поведения.
Эмоциональная сторона взаимодействия учеными не исследуется как часть межличностного взаимодействия. Учеными эмоциональный компонент рассматривается [4] в контексте сформированных межличностных отношений.
В ходе межличностного взаимодействия осуществляется обмен актуальными эмоциональными состояниями между субъектами взаимодействия. В процессе обмена эмоциями, постепенно формируется встречная эмоциональная реакция.
Важно отметить, что эмоции и переживания одного субъекта взаимодействия формируют ответную эмоциональную реакцию. Результатом психологического взаимодействия являются особые характеристики мотивационной, ценностно-смысловой, коммуникативный, перцептивный и поведенческий граней взаимодействия..
Основными эффектами эмоционального взаимодействия являются симпатия или антипатия. В качестве основного механизма эмоционального взаимодействия учеными были выявлены: поляризация и отзеркаливание эмоций, эмпатия, аттракция. Важно отметить, что эмпатия и аттракция проявляются в обычных ситуациях профессиональной деятельности сотрудников. В ситуациях, имеющих выраженный кризисный или конфликтный характер, основными механизмами являются отзеркаливание и поляризации эмоций.
Отзеркаливание эмоций являясь процессом взаимного обмена эмоциональными реакциями, позволяет эффективно отражать актуальные эмоциональные состояния оппонента. Важно отметить, что механизм отзеркаливания позволяет отсрочить возникновение кризиса, а в ряде случаев профилактиировать возникновение различных социально-психологических конфликтов.
В ситуациях соперничества, конкуреннции имеет особую эффективность и актуальность механизм поляризации эмоций. Данный психологический механизм позволяет эффективно осуществлять обмен эмоциями. Выстраивать эффективное взаимодействие, который может проявляться в цикличном усилении полярных эмоций и чувств, которые могут не совпадать с актуальным психоэмоциональным состоянием оппонента.
Одним из критериев эффективности взаимодействия межличностного или личностно-группового является формирование ценностно ориентационного единства, формирование общей цели, с помощью механизма целеполагания. Использование механизма целеполагания способствует актуализации решения задач совместной деятельности.
В результате успешного межличностного взаимодействия формируются качественно новые взаимоотношений между оппонентами, которые могут проявляться в появлении новых сторон взаимодействия, возможна выраженная отрицательная динами или полное завершение взаимодействия. Многими учеными-исследователями выделяются пять основных компонентов взаимодействия [5]: мотивационный, коммуникативный, перцептивный, эмоциональный и поведенческий.
Мотивационный компонент межличностного взаимодействия характеризует желание успешного (антикризисного) взаимодействия, заинтересованность сторон в друг друге, готовность к применению знаний и умений присущих коммуникативной компетентности.
Перцептивный компонент межличностного взаимодействия предполагает, что знание и диагностика признаков нарушения взаимодействия формирует умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника, преодолевать различные барьеры.
Коммуникативный компонент межличностного взаимодействия предусматривает умение взаимодействовать с субъектами, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, которую субъект может доверить.
Эмоциональный компонент межличностного взаимодействия включает симпатию, антипатию. Полярные эмоции формировались в процессе более раннего взаимодействия, в котором отражается эмоциональная привлекательность противостоящего субъекта. контроль эмоционального состояния субъектов переговоров.
Поведенческий компонент взаимоотношений проявляется в особенностях характера установок и ожиданий, которые сложились у субъектов во взаимоотношениях,умение определять эффективные стратегии, тактики и психотехники, прогнозировать поведение противостоящей стороны.
Сущность межличностных взаимоотношений субъектов зависит от профессионально-значимых целей, групповых норм и ценностей и обусловлена задачами совместной деятельности, которая осуществляется в различных ситуациях взаимодействия сторон.
Таким образом, оптимальная стратегия и тактика эффективного взаимодействия и успешного психологического воздействия субъектов друг на друга, позволяет достигать поставленных имиджевых целей, получать эффективный прогноз возможных репутационных потерь.
Практическая психологическая составляющая в юридико-значимой ситуации.
Проанализируем остроконфликтную ситуацию провокационного поведения граждан, потенциально влекущую серьезные репутационные риски для системы органов внутренних дел. Обозначим методы психологического воздействия и ведения переговоров, которые могут способствовать стабилизации подобной ситуации.
В ситуации провокационного общения лучшим методом воздействия на граждан будет учение противостояния деструктивному влиянию, т.е. ответное воздействие, организованное по определенным принципам. Во-первых, противовлияние осуществляется в соответствии с правилами этикета, во-вторых, должно быть соответствие моральных норм, принятых субъектом противовлияния и действий, которые он в данном случае осуществляет.
Сотрудник органов внутренних дел всегда должен противостоять деструктивному воздействию. Иначе он подвергает риску целостность своей личности и деловую репутацию. Однако при использовании против него психологической манипуляции, то реакцией на нее может быть и сознательная капитуляция. Противодействие деструктивному влиянию заключаются в том, что противостояние начинается с минимальных средств и прекращается либо когда гражданин переключился на конструктивное взаимодействие, либо когда противостоящий адресат влияния принял решение капитулировать. Нарастание использования более мощных средств противостояния совершается только в том случае, если манипулятор не реагирует на менее мощные средства.
Методами и способами психологического противостояния влиянию является сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия; применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции; прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями; подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата; открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
Эффективно будет выступать намеренная активизация факторов, производящих, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию; в частности, преобразование любых отрицательных или амбивалентных эмоций в гнев и выражать своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.
Лицо, участвующее во взаимодействии, осуществляющее межличностное или личностно-групповое взаимодействие использует психотехнологии, позволяющее быть эффективном во взаимодействии.
В частности, на начальном этапе целесообразно использовать приемы: установление психологического контакта и создание психологически благоприятной ситуации. С целью оптимального преодоления начального этапа необходимо применение тактического приема «захват позиций».
На этапе обсуждения выдвигаемых требований, сотрудники используют стратегию переговоров «позиционных» и по «существу». А именно: торг; поиск компромиссов; сближение позиций; «изобретение» вариантов согласия в случаях приближения взаимодействия к тупику; поиск психологического ресурса перерыва с целью возобновления переговоров с учетом критического анализа состоявшегося диалога и сложившейся тупиковой ситуации. Привлечение помощи третьей стороны, посредников.
Заключительная часть переговорного процесса предполагает достижение соглашений, определение комплекса мер их практической реализации и контроля исполнения. Особо выделяются вопросы, требующие дополнительного обсуждения и принятие решения. Необходимо использовать специальные приемы убеждения, с целью использования стратегии компромисса и вазимовыгодных и взаимоприемлемых решений.
Например, психологическое воздействие проявляется в демонстрации мотивов и ценностей, которых придерживается оппонент: «вы, вероятно, правы…вероятно это поможет решить проблемы…».
После начала диалога, сотрудник использует приемы активного психологического воздействия для получения недостающей информации. «активное слушание». В частности, «непонятно, что Вы имеете в виду…», «Я понимаю Вас…». Важно помнить, что эффективно взаимодействовать с субъектом, который используют технику успокоения; «перефразирование». В частности, использовать фразами, построена как : «я правильно Вас понял, что Вы считаете, что…», «Выходит так, что….», Например, оппонент пояснил, что готов пойти на уступки. Данную фразу можно перефразировать следующим образом: «Вы согласны, что по мере выполнения условий». Важно осуществлять контроль высказывания оппонента, т.е. не только как говорит, что говорит, т.е. какие аспекты имеют личностный смысл и эффективно использоваться для демонстрации «сопереживания» [6].
Выводы.
Непредсказуемость и неповторимость переговоров, особенности взаимодействия субъектов в профессионально-значимых ситуациях, кризисных ситуациях требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога, а все это - результат серьезной целенаправленной профессиональной, психологической подготовки. Результатом подготовки является формирование и развитие переговорной культуры, которая формируется в результате проведения различных по степени сложности переговоров, что позволяет моделировать различные кризисные ситуации взаимодействия субъектов.
1. Вахнина В.В. Психология переговорного процесса в органах внутренних дел // Юридическая психология: сб. науч. тр. Вып. 5 / под науч. ред. О.Д. Ситковской; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. - М. -2019. - С.24-34.
2. Крысько, В. Г. Психология в схемах и комментариях : учебное пособие для среднего профессионального образования. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 394 с.
3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. Э.Э. Бодалева. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
4. Панферов В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Социальная психология в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. А. Л. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2000. С. 362-376.
5. Панферов, В. Н. Общая психология. Теоретические основы : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Панферов, М. С. Волохонская, А. В. Микляева. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 296 с.
6. Платонов, К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. -М.: Медицина, 1977. - 95 с.
7. Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / [под ред. В. В. Вахниной]. - Москва : Академия управления МВД России, 2021. - 344 с.