ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация. В рамках проведенного исследования является важным и интересным то, как взаимосвязаны отношения в семье и профессиональные навыки психологов. Изучение внутрисемейных отношений чрезвычайно важно для понимания факторов, влияющих на формирование личности человека и его профессионализм. Цель исследования – выявление взаимосвязи отношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога. Предмет исследования – взаимосвязь отношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога. Методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных психологов: А. К. Маркова, В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Методы исследования: теоретического уровня: изучение и анализ литературы по теме исследования; эмпирического уровня: тест «Типовое семейное состояние», направленный на изучение атмосферы в семье. Респонденту предлагается вспомнить свои чувства, которые им испытываются, находясь в семье, и оценить их по семибалльной шкале. Также была составлена анкета, изучающая проявления профессиональных навыков психолога, предполагающая оценку респондентами представленных в списке навыков психолога по пятибалльной шкале; а также методы математической обработки данных: критерий корреляции Спирмена. Теоретическая значимость исследования: немного научных трудов посвящено изучению взаимосвязи семейных отношений и деятельности психолога. Мало известно о том, как отношения в семье и проявления навыков психолога могут влиять друг на друга. Поэтому исследование значимо тем, что изучается взаимосвязь двух данных параметров у студентов. Практическая значимость проведённого исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике консультирования по проблемам семейных отношений, в разработке анкет и опросников по изучению проявлений профессиональных навыков психолога. Также результаты могут быть использованы для разработки мероприятий, направленных на выработку навыков психолога у студентов. База эмпирического исследования: исследование проводилось на студентах третьего и четвертого курса (N=38) направления подготовки «Психология» ВятГУ. Участвовали 31 женщина и 7 мужчин.

Ключевые слова:
семья, взаимоотношения в семье, профессиональное становление, профессиональные навыки психолога, психологическое развитие
Текст

Актуальность. В последнее время возникает все больше проблем, связанных с детско-родительскими отношениями. Поэтому семьям, которые берут на себя ответственность за воспитание детей, необходима психологическая и педагогическая поддержка. Однако из-за возникающих трудностей не каждая семья, имеющая желание и возможность, обращается к специалистам за помощью в виде совета, который не решает проблем в воспитании детей. Исходя из этого, можно предположить, что существует взаимосвязь между отношениями в семье и формированием личностных качеств и навыков у ребенка.

Проблема взаимосвязей отношений в семье и профессиональных навыков психолога проявляется в различиях их проявлений у студентов разных курсов обучения.

С целью изучения влияния взаимоотношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога была использована методика «Типовое семейное состояние», направленная на изучение атмосферы в семье [5]. Респонденту предлагается вспомнить свои чувства, которые им испытываются, находясь в семье, и оценить их по семибалльной шкале. Также была составлена анкета, изучающая проявления профессиональных навыков психолога, предполагающая оценку респондентами представленных в списке навыков психолога по пятибалльной шкале.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

  • взаимосвязи между отношениями в семье и проявлением профессиональных навыков имеют различия у студентов 3 и 4 курса;
  • благополучные отношения в семье положительно влияют на развитие профессиональных навыков психолога.

Исследование проводилось в декабре 2020 года на студентах третьего и четвертого курса (N=38) направления подготовки «Психология» ВятГУ. Участвовали 31 женщина и 7 мужчин.

Представим основные результаты опроса респондентов по методике «Типовое семейное состояние».

В соответствии с результатами по шкале «Общая неудовлетворенность»., большинство участников, находясь в семейной обстановке, чувствуют себя «довольными» (32 человека (84%), «радостными» (35 человек (92%)), «здоровыми» (35 человек (92%)), «хорошими» (33 человека (87%))

На основании анализа ответов по шкале «Семейная тревожность» можно сказать, что большинство участников чувствуют себя «спокойными» (34 человека (89%)), «нужными» (35 человек (92%)), «смелыми» (33 человека (87%)), «ловкими» (28 человек (73%)).

Полученные результаты по шкале «Нервно-психическое напряжение» свидетельствуют  о том, что большинство участников в семье чувствуют себя «расслабленными» (33 человека (87%)), «отдохнувшими» (30 человек (79%)), «беззаботными» (25 человек (66%)), «свободными» (25 человек (66%)).

Далее были рассчитаны процентные соотношения по уровням выраженности шкал (см. таблицу 1).

Таблица 1

Уровни выраженности шкал у респондентов

Шкала

Уровни выраженности (%)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Общая неудовлетворенность

60,52

36,84

2,63

Семейная тревожность

71,05

28,94

0

Нервно-психическое напряжение

15,78

76,31

7,89

 

Отметим, что «Общая неудовлетворенность» и «Семейная тревожность» у большого количества респондентов проявляется в малой степени, и почти у каждого третьего участника находятся на среднем уровне. По шкале «Нервно-психическое напряжение» показатели выражаются на среднем уровне, что может говорить об ощущении респондентами нервозности и тревоги, находясь с семьей.

Таким образом, проанализировав полученные данные по методике «Типовое семейное состояние», можно сделать вывод, что большинство участников исследования ощущают благополучные семейные отношения на высоком и среднем уровнях, и лишь несколько человек чувствуют благополучие на низком уровне.

Рассмотрим данные, полученные в ходе проведения исследования проявлений профессиональных навыков психолога.

Такой навык, как «планирование и анализ своей деятельности», 23 человека оценили как «больше подходит, чем не подходит» (37%) и «совершенно подходит» (24%). У 7 респондентов (18%) данный навык отсутствует или проявляется в малой степени. Затруднились ответить по данному вопросу 8 участников (21%).

Каждый третий респондент затруднительно оценивает навыки «Изучение специализированной литературы» (34%), «Подбор диагностического инструментария» (39%). Читать специализированную литературу и подбирать диагностические материалы на достаточно высоком уровне могут лишь половина опрошенных.

«Проведение научно-исследовательских работ» 15 человек (39%) отметили как «больше подходит, чем не подходит», 4 человека (10%) отметили, что владеют данным навыком в полной мере, и 11 участников утверждают, что не умеют проводить научные исследования.

Пользоваться методами математической статистики на сегодняшний день научились 50% опрошенных студентов. Другая половина опрошенных отмечают, что владеют данным навыком на низком уровне (26%), либо не смогли дать конкретную оценку (24%).

Навык, связанный с проведением консультирования, оценили следующим образом: «совершенно подходит» – 5 человек (13%), «больше подходит, чем не подходит» – 10 (26%), «затрудняюсь ответить» – 11 (29%), «больше не подходит, чем подходит» – 9 (24%), «совершенно не подходит» – 3 (8%). Таким образом, данный навык проявляется лишь у 39% студентов.

«Создание доверительных отношений», «правильное распознавание эмоций и чувств» и «навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности» выражены на достаточно высоком уровне (у 82%, 82% и 68% респондентов соответственно).

Навыки проведения психологических тренингов затруднились оценить 34%, 7 человек (18%) отметили как «больше подходит, чем не подходит» и 8 человек утверждают, что данный навык «совершенно подходит».

Повышают квалификацию 21 человек (55%), компетентными себя считают 24 респондента (63%).

Коммуникативными навыками обладают 29 студентов (76%), из них 11 человек (29%) оценили как «больше подходит, чем не подходит» и 18 респондентов (47%) отметили, что полностью владеют данным навыком. Грамотность речи «подходит» 26 респондентам (68%). Способны сгенерировать большое количество ответов на вопрос 15 человек (39%). Затруднились ответить 14 человек (37%).

Можно утверждать, что разрабатывать коррекционно-развивающие программы научились 15 респондентов (39%), из них 4 человека (11%) отмечают совершенное соответствие. Затруднились дать ответ 12 участников (32%), но 11 человек оценили данный навык как «совершенно не подходит» и «больше не подходит, чем подходит».

Помощь в адаптации людям, оказавшимся в новой для них среде, могут оказать 21 человек (55%).

Изучением методов определения психологических особенностей человека занимаются 25 респондентов (66%).

Навык «составление психологических портретов» освоили на достаточно высоком уровне 26 студентов (68%), из числа которых 18 человек отметили как «больше подходит, чем не подходит».

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее освоенными навыками (которые выявлены более чем у 50% респондентов) у студентов являются:

  1. Создание доверительных отношений;
  2. Правильное распознаваний эмоций и чувств другого человека;
  3. Коммуникативные навыки;
  4. Применение стандартизированных методик;
  5. Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности;
  6. Грамотность речи;
  7. Составление психологических портретов;
  8. Изучение методов определения психологических особенностей человека;
  9. Планирование и анализ своей деятельности;
  10. Помощь в адаптации тем, кто оказался в новой среде;
  11. Повышение квалификации;
  12. Общая компетентность.

 

Низкий уровень проявлений некоторых навыков, например таких, как «проведение психологических тренингов» и «разработка коррекционно-развивающих программ», может быть связан с тем, что многие студенты еще не сталкивались с данными направлениями деятельности психолога и не пробовали свои возможности на практике.

Далее изучим взаимосвязь отношений в семье с профессиональными навыками психолога.

Исследуем взаимосвязь трех шкал «Общая неудовлетворенность» (У), «Семейная тревожность» (Т) и «Нервно-психическое напряжение» (Н) по методике «Типовое семейное состояние» с каждым изучаемым навыков психолога, применяя критерий корреляции Спирмена, в связи с тем, что выборка имеет ненормированное распределение. Получены следующие данные (см. таблицу 2):

Таблица 2

Взаимосвязь шкал «Общая неудовлетворенность» (У), «Семейная тревожность» (Т) и «Нервно-психическое напряжение» (Н) по методике «Типовое семейное состояние» и навыков психолога

 

Общая неудовлетворенность (У)

Семейная тревожность (Т)

Нервно-психическое напряжение (Н)

Планирование и анализ своей деятельности

-0,5361*

-0,6062*

-0,3567

Изучение специализированной литературы

-0,1883

-0,0517

-0,2044

Подбор диагностического инструментария

-0,3953

-0,4051

-0,1711

Разработка коррекционно-развивающих программ

-0,4844

-0,3741

-0,1360

Повышение квалификации

-0,3534

-0,3163

-0,4233

Общая компетентность

-0,3800

-0,3525

-0,1604

Проведение научно-исследовательских работ

-0,2200

-0,3567

-0,4267

Обработка данных математическими методами

-0,3702

-0,2963

-0,2610

Помощь в адаптации

-0,3612

-0,1285

-0,3103

Изучение методов определения особенностей человека

-0,3175

-0,3998

-0,4204

Навыки проведения консультирования

-0,1750

-0,1177

-0,2407

Коммуникативные навыки

-0,5108*

-0,3671

-0,1545

Грамотность речи

-0,5346*

-0,3995

-0,2341

Создание доверительных отношений

-0,4060

-0,1930

-0,0680

Правильное распознавание чувств и эмоций

-0,4646

-0,3327

-0,2527

Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности

-0,3724

-0,2899

-0,2724

Применение стандартизированных методик

-0,4524

-0,4324

-0,3798

Навыки проведения психологических тренингов

-0,4284

-0,3627

-0,4266*

Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос

-0,3892

-0,4501

-0,2591

Составление психологических портретов

-0,5910*

-0,4650

-0,0781

Примечание: * - Наличие корреляционной связи

На основании получившихся данных корреляционного анализа, можно сказать, что во взаимосвязи шкал У, Н, Т и проявлений навыков психолога прослеживается обратная связь. Таким образом, можно утверждать, что при улучшении семейного благополучия качество проявлений навыков психолога будет повышаться.

Заметная корреляционная связь наблюдается:

  1. Между шкалой «Общая неудовлетворенность» и навыками «Планирование и анализ своей деятельности», «Коммуникативные навыки», «Грамотность речи» и «Составление психологических портретов»;
  2. Между шкалой «Семейная тревожность» и «Планированием своей деятельности»;
  3. Между шкалой «Нервно-психическое напряжение» и навыком проведения психологических тренингов.

Можно говорить о том, что общее удовлетворение, отсутствие семейной тревожности и нервно-психического напряжения является подспорьем в развитии профессиональных навыков психологов, в частности таких как планирование собственной деятельности, проведения психокоррекционных мероприятий, развития психодиагностических и коммуникативных навыков.

Умеренная корреляционная связь выявилась:

  1. Между шкалой «Общая неудовлетворенность» и навыками «Подбор диагностического инструментария», «Разработка коррекционно-развивающих программ», «Повышение квалификации», «Общая компетентность», «Обработка данных математическими методами», «Помощь в адаптации», «Изучение методов определения особенностей человека», «Создание доверительных отношений», «Правильное распознавание чувств и эмоций», «Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности», «Применение стандартизированных методик», «Навыки проведения психологических тренингов», «Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос»;
  2. Между шкалой «Семейная тревожность» и навыками «Разработка коррекционно-развивающих программ», «Повышение квалификации», «Общая компетентность», «Проведение научно-исследовательских работ», «Изучение методов определения особенностей человека», «Коммуникативные навыки», «Грамотность речи», «Создание доверительных отношений», «Правильное распознавание чувств и эмоций», «Применение стандартизированных методик», «Навыки проведения психологических тренингов», «Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос», «Составление психологических портретов»;
  3. Между шкалой «Нервно-психическое напряжение» и навыками «Планирование и анализ своей деятельности», «Повышение квалификации», «Проведение научно-исследовательских работ», «Помощь в адаптации», «Изучение методов определения особенностей человека», «Применение стандартизированных методик».

Таким образом, была выявлена заметная и умеренная отрицательная взаимосвязь между отношениями в семье и профессиональными навыками психолога, что является предпосылкой развития значимых профессиональных навыков в области диагностики, консультирования и психологической коррекции личности.

Различия во взаимосвязи у студентов 3 и 4 курса являются статистически значимыми.

В отличие от психологов 4 курса, у студентов 3 курса выявлена более сильная взаимосвязь отношений в семье и проявлений таких навыков как «Повышение квалификации», «Компетентность», «Коммуникативные навыки», «Способность генерировать большое количество ответов на вопрос», что говорит о том, что психологи 4 курса более сильно настроены заведение семейных отношений, повышения профессиональной компетентности, развития коммуникативных навыков и устремлением в профессиональной карьере.

Выводы

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  • большинство участников исследования ощущают благополучные семейные отношения;
  • выделены наиболее освоенные студентами профессиональные навыки психолога;
  • выявлена заметная и умеренная отрицательная взаимосвязь между отношениями в семье и профессиональными навыками психолога;
  • выявлены различия во взаимосвязи семейных отношений и проявлений профессиональных навыков психолога у студентов 3 и 4 курсов.

В частности, можно говорить о том, что общее удовлетворение, отсутствие семейной тревожности и нервно-психического напряжения является подспорьем в развитии профессиональных навыков психологов, в частности таких как планирование собственной деятельности, проведения психокоррекционных мероприятий, развития психодиагностических, консультационных и коммуникативных навыков. Гипотеза нашла свое подтверждение.

С практической точки зрения из полученных данных следует актуальность повышения готовности будущих родителей к воспитанию детей среди молодых людей, чтобы увеличить количество семей с благополучными отношениями. Также важно разрабатывать мероприятия, направленные на более качественное освоение студентами качеств и навыков психолога.

 

Список литературы

1. Грищенко Е. Г. Детско-родительские отношения как механизм функционирования семейной системы // Вестник КАСУ №5 - 2010. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/26/1107/ (Обращение к документу: 25.12.2020).

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2012. - 176 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2008. 336 с.

4. Посысоев Н. Н. (ред) - Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебник для академического бакалавриата / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 327 с.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 672 с. - (Мастера психологии).

Рецензии
1. Взаимосвязь отношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога Авторы: Уразаева Гульнора Ильхамовна


Войти или Создать
* Забыли пароль?