сотрудник
сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Россия
студент
УДК 159.9 Психология
Аннотация. В рамках проведенного исследования является важным и интересным то, как взаимосвязаны отношения в семье и профессиональные навыки психологов. Изучение внутрисемейных отношений чрезвычайно важно для понимания факторов, влияющих на формирование личности человека и его профессионализм. Цель исследования – выявление взаимосвязи отношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога. Предмет исследования – взаимосвязь отношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога. Методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных психологов: А. К. Маркова, В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Методы исследования: теоретического уровня: изучение и анализ литературы по теме исследования; эмпирического уровня: тест «Типовое семейное состояние», направленный на изучение атмосферы в семье. Респонденту предлагается вспомнить свои чувства, которые им испытываются, находясь в семье, и оценить их по семибалльной шкале. Также была составлена анкета, изучающая проявления профессиональных навыков психолога, предполагающая оценку респондентами представленных в списке навыков психолога по пятибалльной шкале; а также методы математической обработки данных: критерий корреляции Спирмена. Теоретическая значимость исследования: немного научных трудов посвящено изучению взаимосвязи семейных отношений и деятельности психолога. Мало известно о том, как отношения в семье и проявления навыков психолога могут влиять друг на друга. Поэтому исследование значимо тем, что изучается взаимосвязь двух данных параметров у студентов. Практическая значимость проведённого исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике консультирования по проблемам семейных отношений, в разработке анкет и опросников по изучению проявлений профессиональных навыков психолога. Также результаты могут быть использованы для разработки мероприятий, направленных на выработку навыков психолога у студентов. База эмпирического исследования: исследование проводилось на студентах третьего и четвертого курса (N=38) направления подготовки «Психология» ВятГУ. Участвовали 31 женщина и 7 мужчин.
семья, взаимоотношения в семье, профессиональное становление, профессиональные навыки психолога, психологическое развитие
Актуальность. В последнее время возникает все больше проблем, связанных с детско-родительскими отношениями. Поэтому семьям, которые берут на себя ответственность за воспитание детей, необходима психологическая и педагогическая поддержка. Однако из-за возникающих трудностей не каждая семья, имеющая желание и возможность, обращается к специалистам за помощью в виде совета, который не решает проблем в воспитании детей. Исходя из этого, можно предположить, что существует взаимосвязь между отношениями в семье и формированием личностных качеств и навыков у ребенка.
Проблема взаимосвязей отношений в семье и профессиональных навыков психолога проявляется в различиях их проявлений у студентов разных курсов обучения.
С целью изучения влияния взаимоотношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога была использована методика «Типовое семейное состояние», направленная на изучение атмосферы в семье [5]. Респонденту предлагается вспомнить свои чувства, которые им испытываются, находясь в семье, и оценить их по семибалльной шкале. Также была составлена анкета, изучающая проявления профессиональных навыков психолога, предполагающая оценку респондентами представленных в списке навыков психолога по пятибалльной шкале.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
- взаимосвязи между отношениями в семье и проявлением профессиональных навыков имеют различия у студентов 3 и 4 курса;
- благополучные отношения в семье положительно влияют на развитие профессиональных навыков психолога.
Исследование проводилось в декабре 2020 года на студентах третьего и четвертого курса (N=38) направления подготовки «Психология» ВятГУ. Участвовали 31 женщина и 7 мужчин.
Представим основные результаты опроса респондентов по методике «Типовое семейное состояние».
В соответствии с результатами по шкале «Общая неудовлетворенность»., большинство участников, находясь в семейной обстановке, чувствуют себя «довольными» (32 человека (84%), «радостными» (35 человек (92%)), «здоровыми» (35 человек (92%)), «хорошими» (33 человека (87%))
На основании анализа ответов по шкале «Семейная тревожность» можно сказать, что большинство участников чувствуют себя «спокойными» (34 человека (89%)), «нужными» (35 человек (92%)), «смелыми» (33 человека (87%)), «ловкими» (28 человек (73%)).
Полученные результаты по шкале «Нервно-психическое напряжение» свидетельствуют о том, что большинство участников в семье чувствуют себя «расслабленными» (33 человека (87%)), «отдохнувшими» (30 человек (79%)), «беззаботными» (25 человек (66%)), «свободными» (25 человек (66%)).
Далее были рассчитаны процентные соотношения по уровням выраженности шкал (см. таблицу 1).
Таблица 1
Уровни выраженности шкал у респондентов
Шкала |
Уровни выраженности (%) |
||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Общая неудовлетворенность |
60,52 |
36,84 |
2,63 |
Семейная тревожность |
71,05 |
28,94 |
0 |
Нервно-психическое напряжение |
15,78 |
76,31 |
7,89 |
Отметим, что «Общая неудовлетворенность» и «Семейная тревожность» у большого количества респондентов проявляется в малой степени, и почти у каждого третьего участника находятся на среднем уровне. По шкале «Нервно-психическое напряжение» показатели выражаются на среднем уровне, что может говорить об ощущении респондентами нервозности и тревоги, находясь с семьей.
Таким образом, проанализировав полученные данные по методике «Типовое семейное состояние», можно сделать вывод, что большинство участников исследования ощущают благополучные семейные отношения на высоком и среднем уровнях, и лишь несколько человек чувствуют благополучие на низком уровне.
Рассмотрим данные, полученные в ходе проведения исследования проявлений профессиональных навыков психолога.
Такой навык, как «планирование и анализ своей деятельности», 23 человека оценили как «больше подходит, чем не подходит» (37%) и «совершенно подходит» (24%). У 7 респондентов (18%) данный навык отсутствует или проявляется в малой степени. Затруднились ответить по данному вопросу 8 участников (21%).
Каждый третий респондент затруднительно оценивает навыки «Изучение специализированной литературы» (34%), «Подбор диагностического инструментария» (39%). Читать специализированную литературу и подбирать диагностические материалы на достаточно высоком уровне могут лишь половина опрошенных.
«Проведение научно-исследовательских работ» 15 человек (39%) отметили как «больше подходит, чем не подходит», 4 человека (10%) отметили, что владеют данным навыком в полной мере, и 11 участников утверждают, что не умеют проводить научные исследования.
Пользоваться методами математической статистики на сегодняшний день научились 50% опрошенных студентов. Другая половина опрошенных отмечают, что владеют данным навыком на низком уровне (26%), либо не смогли дать конкретную оценку (24%).
Навык, связанный с проведением консультирования, оценили следующим образом: «совершенно подходит» – 5 человек (13%), «больше подходит, чем не подходит» – 10 (26%), «затрудняюсь ответить» – 11 (29%), «больше не подходит, чем подходит» – 9 (24%), «совершенно не подходит» – 3 (8%). Таким образом, данный навык проявляется лишь у 39% студентов.
«Создание доверительных отношений», «правильное распознавание эмоций и чувств» и «навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности» выражены на достаточно высоком уровне (у 82%, 82% и 68% респондентов соответственно).
Навыки проведения психологических тренингов затруднились оценить 34%, 7 человек (18%) отметили как «больше подходит, чем не подходит» и 8 человек утверждают, что данный навык «совершенно подходит».
Повышают квалификацию 21 человек (55%), компетентными себя считают 24 респондента (63%).
Коммуникативными навыками обладают 29 студентов (76%), из них 11 человек (29%) оценили как «больше подходит, чем не подходит» и 18 респондентов (47%) отметили, что полностью владеют данным навыком. Грамотность речи «подходит» 26 респондентам (68%). Способны сгенерировать большое количество ответов на вопрос 15 человек (39%). Затруднились ответить 14 человек (37%).
Можно утверждать, что разрабатывать коррекционно-развивающие программы научились 15 респондентов (39%), из них 4 человека (11%) отмечают совершенное соответствие. Затруднились дать ответ 12 участников (32%), но 11 человек оценили данный навык как «совершенно не подходит» и «больше не подходит, чем подходит».
Помощь в адаптации людям, оказавшимся в новой для них среде, могут оказать 21 человек (55%).
Изучением методов определения психологических особенностей человека занимаются 25 респондентов (66%).
Навык «составление психологических портретов» освоили на достаточно высоком уровне 26 студентов (68%), из числа которых 18 человек отметили как «больше подходит, чем не подходит».
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее освоенными навыками (которые выявлены более чем у 50% респондентов) у студентов являются:
- Создание доверительных отношений;
- Правильное распознаваний эмоций и чувств другого человека;
- Коммуникативные навыки;
- Применение стандартизированных методик;
- Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности;
- Грамотность речи;
- Составление психологических портретов;
- Изучение методов определения психологических особенностей человека;
- Планирование и анализ своей деятельности;
- Помощь в адаптации тем, кто оказался в новой среде;
- Повышение квалификации;
- Общая компетентность.
Низкий уровень проявлений некоторых навыков, например таких, как «проведение психологических тренингов» и «разработка коррекционно-развивающих программ», может быть связан с тем, что многие студенты еще не сталкивались с данными направлениями деятельности психолога и не пробовали свои возможности на практике.
Далее изучим взаимосвязь отношений в семье с профессиональными навыками психолога.
Исследуем взаимосвязь трех шкал «Общая неудовлетворенность» (У), «Семейная тревожность» (Т) и «Нервно-психическое напряжение» (Н) по методике «Типовое семейное состояние» с каждым изучаемым навыков психолога, применяя критерий корреляции Спирмена, в связи с тем, что выборка имеет ненормированное распределение. Получены следующие данные (см. таблицу 2):
Таблица 2
Взаимосвязь шкал «Общая неудовлетворенность» (У), «Семейная тревожность» (Т) и «Нервно-психическое напряжение» (Н) по методике «Типовое семейное состояние» и навыков психолога
|
Общая неудовлетворенность (У) |
Семейная тревожность (Т) |
Нервно-психическое напряжение (Н) |
Планирование и анализ своей деятельности |
-0,5361* |
-0,6062* |
-0,3567 |
Изучение специализированной литературы |
-0,1883 |
-0,0517 |
-0,2044 |
Подбор диагностического инструментария |
-0,3953 |
-0,4051 |
-0,1711 |
Разработка коррекционно-развивающих программ |
-0,4844 |
-0,3741 |
-0,1360 |
Повышение квалификации |
-0,3534 |
-0,3163 |
-0,4233 |
Общая компетентность |
-0,3800 |
-0,3525 |
-0,1604 |
Проведение научно-исследовательских работ |
-0,2200 |
-0,3567 |
-0,4267 |
Обработка данных математическими методами |
-0,3702 |
-0,2963 |
-0,2610 |
Помощь в адаптации |
-0,3612 |
-0,1285 |
-0,3103 |
Изучение методов определения особенностей человека |
-0,3175 |
-0,3998 |
-0,4204 |
Навыки проведения консультирования |
-0,1750 |
-0,1177 |
-0,2407 |
Коммуникативные навыки |
-0,5108* |
-0,3671 |
-0,1545 |
Грамотность речи |
-0,5346* |
-0,3995 |
-0,2341 |
Создание доверительных отношений |
-0,4060 |
-0,1930 |
-0,0680 |
Правильное распознавание чувств и эмоций |
-0,4646 |
-0,3327 |
-0,2527 |
Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности |
-0,3724 |
-0,2899 |
-0,2724 |
Применение стандартизированных методик |
-0,4524 |
-0,4324 |
-0,3798 |
Навыки проведения психологических тренингов |
-0,4284 |
-0,3627 |
-0,4266* |
Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос |
-0,3892 |
-0,4501 |
-0,2591 |
Составление психологических портретов |
-0,5910* |
-0,4650 |
-0,0781 |
Примечание: * - Наличие корреляционной связи
На основании получившихся данных корреляционного анализа, можно сказать, что во взаимосвязи шкал У, Н, Т и проявлений навыков психолога прослеживается обратная связь. Таким образом, можно утверждать, что при улучшении семейного благополучия качество проявлений навыков психолога будет повышаться.
Заметная корреляционная связь наблюдается:
- Между шкалой «Общая неудовлетворенность» и навыками «Планирование и анализ своей деятельности», «Коммуникативные навыки», «Грамотность речи» и «Составление психологических портретов»;
- Между шкалой «Семейная тревожность» и «Планированием своей деятельности»;
- Между шкалой «Нервно-психическое напряжение» и навыком проведения психологических тренингов.
Можно говорить о том, что общее удовлетворение, отсутствие семейной тревожности и нервно-психического напряжения является подспорьем в развитии профессиональных навыков психологов, в частности таких как планирование собственной деятельности, проведения психокоррекционных мероприятий, развития психодиагностических и коммуникативных навыков.
Умеренная корреляционная связь выявилась:
- Между шкалой «Общая неудовлетворенность» и навыками «Подбор диагностического инструментария», «Разработка коррекционно-развивающих программ», «Повышение квалификации», «Общая компетентность», «Обработка данных математическими методами», «Помощь в адаптации», «Изучение методов определения особенностей человека», «Создание доверительных отношений», «Правильное распознавание чувств и эмоций», «Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности», «Применение стандартизированных методик», «Навыки проведения психологических тренингов», «Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос»;
- Между шкалой «Семейная тревожность» и навыками «Разработка коррекционно-развивающих программ», «Повышение квалификации», «Общая компетентность», «Проведение научно-исследовательских работ», «Изучение методов определения особенностей человека», «Коммуникативные навыки», «Грамотность речи», «Создание доверительных отношений», «Правильное распознавание чувств и эмоций», «Применение стандартизированных методик», «Навыки проведения психологических тренингов», «Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос», «Составление психологических портретов»;
- Между шкалой «Нервно-психическое напряжение» и навыками «Планирование и анализ своей деятельности», «Повышение квалификации», «Проведение научно-исследовательских работ», «Помощь в адаптации», «Изучение методов определения особенностей человека», «Применение стандартизированных методик».
Таким образом, была выявлена заметная и умеренная отрицательная взаимосвязь между отношениями в семье и профессиональными навыками психолога, что является предпосылкой развития значимых профессиональных навыков в области диагностики, консультирования и психологической коррекции личности.
Различия во взаимосвязи у студентов 3 и 4 курса являются статистически значимыми.
В отличие от психологов 4 курса, у студентов 3 курса выявлена более сильная взаимосвязь отношений в семье и проявлений таких навыков как «Повышение квалификации», «Компетентность», «Коммуникативные навыки», «Способность генерировать большое количество ответов на вопрос», что говорит о том, что психологи 4 курса более сильно настроены заведение семейных отношений, повышения профессиональной компетентности, развития коммуникативных навыков и устремлением в профессиональной карьере.
Выводы
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
- большинство участников исследования ощущают благополучные семейные отношения;
- выделены наиболее освоенные студентами профессиональные навыки психолога;
- выявлена заметная и умеренная отрицательная взаимосвязь между отношениями в семье и профессиональными навыками психолога;
- выявлены различия во взаимосвязи семейных отношений и проявлений профессиональных навыков психолога у студентов 3 и 4 курсов.
В частности, можно говорить о том, что общее удовлетворение, отсутствие семейной тревожности и нервно-психического напряжения является подспорьем в развитии профессиональных навыков психологов, в частности таких как планирование собственной деятельности, проведения психокоррекционных мероприятий, развития психодиагностических, консультационных и коммуникативных навыков. Гипотеза нашла свое подтверждение.
С практической точки зрения из полученных данных следует актуальность повышения готовности будущих родителей к воспитанию детей среди молодых людей, чтобы увеличить количество семей с благополучными отношениями. Также важно разрабатывать мероприятия, направленные на более качественное освоение студентами качеств и навыков психолога.
1. Грищенко Е. Г. Детско-родительские отношения как механизм функционирования семейной системы // Вестник КАСУ №5 - 2010. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/26/1107/ (Обращение к документу: 25.12.2020).
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2012. - 176 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2008. 336 с.
4. Посысоев Н. Н. (ред) - Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебник для академического бакалавриата / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 327 с.
5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 672 с. - (Мастера психологии).