Ош, Киргизия
С переходом Кыргызстана на рыночные отношения ухудшилась положения экономики страны. В результате, финансирование государственного сектора сократилось в несколько раз и в связи с этим положением, осталась без социальной поддержки со стороны государства. Поэтому, с 90-х годов многие профессиональные образовательные учреждения были вынуждены искать новых форм улучшения своего положения. К тому же, в связи с отсутствием у руководства организаций знаний в области менеджмента и маркетинга рынка образовательных услуг еще больше ухудшало положения дел образовательных учреждений. Некоторые крупные учреждения могли себе позволить нанять кадров, имеющих определенный опыт в этой области. К сожалению, многие образовательные учреждения не имея дополнительных финансовых средств вынуждены были обходиться со своими силами и рассматривали различные варианты стратегии по улучшению положения организации. Но, к сожалению, все эти попытки поправить положение образовательных учреждений привели к снижению качества услуг, в результате которого пришла в упадок и уровень отечественного потребительского спроса. В последние годы, многие вузы пытаются восполнить пробел в бюджете путём привлечения инвестиций за счет граждан ближнего зарубежья. Особенно, такую позицию используют некоторые вузы из южного региона Кыргызстана, привлекая абитуриентов через посредников из Узбекистана, Таджикистана и Туркмении сравнительно с низкой стоимостью обучения. Сегодня, при предоставлении образовательных услуг зарубежным учащимся руководство учреждений закрывают глаза на проявляющиеся негативные явления. Эти негативные явления приводят к снижению престижа не только вуза и системы образования, но и рейтинга самой страны. Поэтому, на уровне правительства необходимо принимать меры по регулированию ситуации на рынке услуг высших учебных заведений. В связи с этим положением, государственным органам управления образованием необходимо изучить состояние рынка высших учебных заведений и определить перспективу возможного развития путём прогнозирования.
состояние рынка высших учебных заведений, снижение уровня качества образовательных услуг, рыночные проблемы и негативные явления, позиции руководителей образовательных учреждений, прогнозирование рынка образовательных услуг методами экстраполяции
1. Кыргызстан в цифрах. НСК КР. Б., 2020. 334 с.
2. Образование и культура. Нацстатком КР. Stat.kg. Б., 2020.
3. Образование и наука Кыргызской Республики. Б, 2012. 163 с.
4. Образование и наука Кыргызской Республики. Б., 2014. 312 с.
5. Образование и наука Кыргызской Республики. Б, 2018. 144 с.
6. Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики. Екатеринбург: УГЭУ, 2007. 138 с.
7. Программа развития образования в Кыргызской Республике с 2021 по 2040 годы. Пост. Правит. КР №200. от 4.05.2021. - Б., 2021. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/158227.
8. Пакистан включил медвузы КР в черный список. В Минобразе обсудили ситуацию. URL: https://24.kg/obschestvo/171199_pakistan_vklyuchil_medvuzyikr_vchernyiy_spisok_vminobraze_obsudili_situatsiyu_/.
9. Положения о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов вузов КР. Пост. Правительства КР №346 от 29.05.2012. Б, 2012. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/preview/ru-ru/96043/10?mode=tekst.
10. Субанов Т.Т. Прогнозирование уровня безработицы в Кыргызстане на основе экономико-статистического анализа. // Эргодизайн. №2 (12). 2021. Брянск, 2021. -152
11. Учеба в России. Studyinrussia.ru. 25.02.2021.