Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
Ранняя беременность является одной из наиболее острых социальных проблем. Во всём мире каждый год на 1000 подростков-девушек приходится 43 случая рождения детей. К наступлению ранней беременности у подростков приводит ряд факторов, таких как отсутствие полового просвещения, особенности культуры, преступность. Половое просвещение, получившее на Западе популярность во второй половине XX в., показало эффективность в борьбе с проблемой подростковой беременности. Просветительская деятельность затрагивает вопросы планирования семьи, сексуальных и эмоциональных отношений между партнерами, вопросы о контрацепции и пр. Наиболее эффективной оказалась голландская модель полового просвещения. Секспросвет, как показывают исследования, повышает сексуальную грамотность, отсрочивает начало половой жизни. В России структура полового просвещения в образовательных учреждениях остаётся слабой.
половое просвещение; подростковая беременность; половое воспитание; планирование семьи; раннее материнство
Подростковая беременность является одной из самых острых социальных проблем нашего общества, которая, несмотря на прилагаемые усилия и общее снижение числа ранних беременностей, требует к себе внимания. Эта проблема существует как в развивающихся, так и в развитых странах. Во всем мире каждый год на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходится 43 случая рождения детей во всем мире [1]. Подростковая беременность и ранние роды приводят к таким последствиям, как: преждевременные роды, преэклампсия и эклампсия, послеродовая депрессия, послеродовой эндометрит, травмы при родах как у матери, так и у ребёнка; повышается риск летального исхода. Появление ребёнка у подростка может приводить также к таким социальным проблемам, как: трудности с приобретением жилья, отсутствие образования у матери, проблема с трудоустройством матери, низкая финансовая и материальная обеспеченность, проблема одинокого материнства и т.п.
К наступлению подростковой беременности приводит ряд факторов: отсутствие полового воспитания и полового просвещения, особенности культуры у некоторых этнических групп, преступность – насилие над подростком в том числе.
Период пубертатного возраста – это именно то время, когда ребёнок становится самостоятельным, ответственным за свои решения; в каком-то смысле даже автономным от родителей. При этом важно помнить, что подросток всё ещё недостаточно зрелый в плане репродуктивного здоровья. Благодаря активному развитию головного мозга и быстрому росту организма, психика человека в подростковом возрасте является наиболее гибкой, но при этом уязвимой. Именно незрелость организма и психики диктуют высокий риск для здоровья (как физического, так и ментального) во время беременности девочки-подростка.
В подростковом возрасте легче «впитываются» знания, суть которых трудно объяснить и которые могут иметь важное значение для самого подростка. Но могут быть ситуации, когда подросток не имеет должного воспитания и, соответственно, не может принять собственное решение и не способен взять на себя ответственность за свои решения. Часто это обуславливается отсутствием моральных ценностей, отсутствием собственного «Я» у ребёнка. Подросток не знает, что его организм подвержен физическим изменениям и не понимает сути этих изменений. Так же он не умеет строить отношения и не осознает последствия своих действий. Это всё можно причислить к отсутствию полового просвещения.
Под термином «половое просвещение» (или «сексуальное просвещение», или «секспросвет») мы понимаем просветительскую деятельность об анатомии человека, о сексуальных отношениях между людьми, о сексуальности, об эмоциональных отношениях с половым партнером, о контрацепции; в целом, секспросвет информирует о рисках, связанных с сексуальным поведением человека. Также половое просвещение может охватывать круг вопросов, связанных с планированием семьи; вопросы, касающиеся сексуальной ориентации, безопасного секса, ИППП и др. Половое просвещение должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты. Безусловно, содержание программ сексуального образования должно быть адаптировано к возрасту и уровню развития подростка [2].
Многими исследованиями доказано, что сексуальное просвещение повышает сексуальную грамотность, увеличивает уровень знаний о сексуальных отношениях, о контрацепции; кроме того, сексуальное просвещение отсрочивает начало сексуальной жизни, позволяет более осознанно вести половую жизнь, снижает риск опасного сексуального поведения.
В разных странах существуют разные программы полового просвещения, но всех их можно поделить на два типа:
- Полное половое просвещение, где детям / подросткам рассказывают подробно о половых органах, о беременности и процессе рождения ребёнка, о сексе и сексуальных отношениях, контрацепции, сексуальном насилии и т.д.
- Половое просвещение, ограниченное воздержанием. Половое просвещение, ограниченное воздержанием, исключает предоставление обучаемым сведений о зачатии ребёнка, о методах контроля рождаемости и о способах безопасного секса. Этот вид полового просвещения основывается на принципе полового воздержания до вступления в брак, избегает любого обсуждения использования противозачаточных средств или только сообщает процент неэффективности, связанный с их применением [3].
Программы полового просвещения, основанные на воздержании, как показывает статистика, работают неэффективно. Потому что они основаны на чувствах страха и позора [4, с. 261].
Чтобы научить подростка быть ответственным за свои решения, быть осознанным в выборе сексуального партнера и контрацепции – нужно проводить не только профилактические беседы, но и прямо говорить о сексе, сексуальности и половой жизни; нужно говорить ребёнку о том, что незащищенные сексуальные отношения могут приводить к беременности, болезням, передающимся половым путём; важно рассказывать о процессе родов, о появлении маленького ребёнка на свет, за которым нужно ухаживать, которого нужно воспитывать и обеспечивать материально. О том, что значит сексуальная жизнь, как работает контрацепция, какие риски несет ранняя беременность и роды. Необходимо осведомлять подростка о том, что такое беременность, что такое роды и родительство (материнство и отцовство). Так же родитель, учитель и любой, кто занимается половым просвещением подростка должен дать понять подростку, что в случае каких-либо ситуаций, которые вводят подростка в заблуждение и неловкость, ему нужно и можно довериться и поделиться о своих чувствах взрослым, которые могут его защитить. Важным также является обсуждение того, что в случае, если девочка подросткового возраста забеременела, она не должна скрывать своё положение; девочка должна осознавать, что беременность – состояние, требующее ответственности и постоянного медицинского наблюдения вплоть до самых родов.
Неосознанная сексуально активная жизнь увеличивает риски заражения ИППП, возможное увеличение сексуальных партнеров, возможность наступления ранней беременности. В свою очередь, незапланированная ранняя беременность несет за собой риски тяжелых родов, травм при родах у матери и / или ребёнка, риск увеличения появления «отказных» детей, формирование девиантного материнства и / или родительства.
Девиантное родительство – это явление, характеризующееся нежеланием или неспособностью (физической, психической, психологической, педагогической, экономической) индивида выполнять по отношению к родным, приёмным или усыновленным детям родительские функции в соответствии со сложившимися социокультурными и правовыми нормами. Часть этих норм отражена в Семейном кодексе РФ 1995 г. Статья 63 гл. 12 СК РФ указывает: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами» [5, с. 208].
Половое просвещение также информирует подростка о ценности семейных отношений и о планировании семьи. Планирование семьи – это образовательная, комплексная медицинская или социальная деятельность, которая позволяет отдельным лицам, включая несовершеннолетних, свободно определять количество и интервал между рождением детей и выбирать средства, с помощью которых это может быть достигнуто [6].
Частота возникновения ранней беременности у подростков и распространение заболеваний, передающихся половым путем, стимулировали проведение исследований, которые изучали эффективность полового просвещения в школах. Исследования показали, что программы, ограниченные воздержанием, показали свою неэффективность, т.е. вероятность возникновения беременности у женщин не снизилась, а наоборот, повысилась. В странах, где половое просвещение в школах является обязательным предметом изучения, уровень подростковой беременности низкий [7]. Так, низкие показатели частоты подростковой беременности показывают такие страны, как Нидерланды, Финляндия, Швейцария, Германия, Швеция. Во многих странах начинают изучать половое просвещение уже в начальных классах, предотвращая таким образом насилие над маленькими детьми и обучая маленьких детей говорить: «Нет». Ученикам начальной школы объясняют «что можно и что нельзя», рассказывают об анатомии человека и ожидаемых изменениях в организме и т.д. Самой эффективной оказалась голландская модель полового просвещения – программа, используемая в Нидерландах. Так её назвали потому, что подход, используемый в Нидерландах, показал высокий эффект и по статистике в стране самый низкий уровень по возникновению подростковой беременности (8,4 на 1000 девушек в возрасте 15-19 лет). Значимую роль в развитии сексуального просвещения в Нидерландах играет фонд Рутгерс (Rutgers) – Голландский центр по сексуальному и репродуктивному здоровью.
Что касается России, в настоящее время, в отличие от многих развитых стран, структура полового просвещения и образования в школьных и профессиональных учреждениях остаётся слабой. По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена [8, с. 4]. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, доказывает несправедливость такого мнения [8, с. 4].
Несмотря на доказанную эффективность полного сексуального просвещения, не все страны приняли решение о введении секспросвета в обязательную школьную программу. Исходя из данных проведённых исследований и опыта некоторых стран можно выяснить, что секспросвет не искореняет проблему подростковой беременности, но значительно снижает частоту её возникновения. В странах, где секспросвет обязателен для изучения, беременность у женщин наступает в более осознанном возрасте. Если беременность всё же случилась у подростка – он знает, к каким специалистам и в какие учреждения нужно обращаться за помощью. Подростковая беременность есть и остается глобальной проблемой.
Во многих обществах девочки-подростки вынуждены выходить замуж до наступления совершеннолетия и рожать детей [9]. В развивающихся странах примерно у 12 миллионов девочек в возрасте 15-19 лет и не менее 777 000 девочек в возрасте до 15 лет ежегодно регистрируются случаи деторождения. Осложнения во время беременности и родов являются ведущей причиной смерти среди девочек в возрасте 15-19 лет во всем мире [1].
В современном мире, где любую информацию можно найти в свободном доступе, государство может и должно решать проблемы, решение которых показано на примере других стран. Подростковый возраст – это время, которое можно использовать для профилактики многих социальных проблем, используя эффективные и не агрессивные методы. Подростковая беременность не является исключением. Поскольку секспросвет обучает правильному сексуальному поведению, планированию семьи, защите от нежелательной беременности, защите от ИППП – введением секспросвета в школьную программу можно значительно снизить уровень некоторых социальных проблем. Например: снизить частоту подростковой беременности, уровень одинокого материнства, снизить уровень разводов, снизить уровень заболеваний, передающихся половым путём. Когда сексуальное поведение осознанно – оно одновременно профилактирует возникновение множества социальных проблем. В случае подростковых беременностей – это может значительно улучшить качество жизни и в некоторых случаях даже спасти её.
.
1. Подростки: риски для здоровья и их пути решения [Электронный ресурс]: информацион. бюллетень / Всемирная организация здравоохранения - электрон. журн. - 2021. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescents-health-risks-and-solutions (дата обращения: 13.12.2022).
2. Сакевич В. Сексуальное образование - путь улучшения репродуктивного здоровья [Электронный ресурс]: демограф. электр. журн. / инстит. демогр. НИУ ВШЭ - М, ВШЭ, 2012. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0535/reprod05.php (дата обращения: 15.12.2022)
3. Williams M.E. Education: opposing viewpoints // Detroit: Greenhaven Press. - 2006. - 191 p.
4. Суменко Л.В. Сексуальное просвещение и половое воспитание подростков как средство профилактики раннего (девиантного) родительства [Текст] / Л.В. Суменко // Педагогика и психология родительства семейного воспитания. - М.: Знание-М, 2020. - с. 257-265
5. Беляева М.А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи [Текст] / М.А. Беляева // Социология и жизнь. - 2012. - №3. - С. 207-212.
6. National Child Abuse and Neglect Data System Glossary. Administration for Children & Families (2000). - URL: https://www.acf.hhs.gov/archive/cb/data/national-child-abuse-and-neglect-data-system-glossary (accessed 7 March 2022).
7. DiCenso A. Interventions to Reduce Unintended Pregnancies Among Adolescents: Systematic Review of Randomized Controlled Trials // British Medical Journal. - 2002. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12065267/ (accessed 14 February 2022).
8. Чернышева С.В. Научно-практические основы полового воспитания девочек-подростков в учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / дис. канд. педагог. наук : (13.00.001) / Чернышева Светлана Владимировна; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2008. - 198 с.
9. World Health Organization. Global and regional estimates on violence against women: Prevalence and health effects of intimate partner violence and non-partner sexual violence. Geneva: 2013. - URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/85239 (accessed 7 December 2021).