В статье путем проведения групповой экспертизы определены условия и факторы, способствующие эффективному развитию круизного туризма, оценен уровень обеспеченности крымских морских портов необходимыми условиями для организации круизного бизнеса. С целью обеспечения оптимального соотношения между значимостью для круизных операторов отдельных факторных условий и расходами на их создание с помощью метода ABC выделены основные, вспомогательные и малозначимые факторы, влияющие на эффективность функционирования круизного туризма и выбор круизного центра для посещения туристами. Их учет способствует снижению расходов на производство круизного туристского продукта при одновременном повышении (сохранении) его качества. Установлено, что для эффективного развития крымских круизных центров необходимо принятие определенных организационно-экономических мер, направленных на рост предпринимательской активности в сфере круизного бизнеса, а также разработка соответствующего механизма государственного стимулирования и поддержки развития отрасли. Обоснована необходимость в формировании последовательной и согласованной политики всех министерств и ведомств, участвующих в регулировании круизного туризма и сопутствующих с ним видов экономической деятельности. Предложен проект единой государственной программы, конкретизированной по основным приоритетным направлениям в соответствии с вектором национального и отраслевого стратегического развития. Такая программа может включать ряд подпрограмм по кадровому, научно-методическому, нормативно-правовому и информационному обеспечению круизного туризма, реализация которых будет способствовать росту объема предоставленных ту- ристских услуг и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; увеличению числа рабочих мест; повышению уровня жизни местного населения и статуса местности, региона и страны на мировом круизном рынке.
круизный туризм, круизные центры, эффективное развитие, государственная программа
Современный период экономического развития характеризуется возрастанием значимости туристской отрасли в формировании конкурентоспособности отдельных стран и регионов. Одним из наиболее динамично развивающихся и популярных видов туризма является морской круизный, имеющий свои преимущества и особенности, которые позволяютемудлительное время оставаться более стабильным на фоне других секторов экономики.
Крымский полуостров является уникальным туристским объектом, обладающим благоприятным климатом, богатым историко-культурным наследием, длительным навигационным периодом, большим и разнообразным спектром оздоровительных и ту-ристско-экскурсионных услуг, что создает предпосылки для организации и развития круизного туризма. Однако на сегодняшний день имеющийся ресурсный потенциал практически не используется, а результативность функционирования круизного туризма в Крыму в десятки раз уступает общемировому уровню развития. Кроме того, последние экономико-политические события (санкции, банкротство крупных туроператоров, ослабление национальной валюты и т. п.) оказывают существенное влияние как на перспективы развития круизного туризма в Крыму, так и на характер турист-ско-правовых отношений между Черноморскими странами. Уже сегодня изменения в геополитической ситуации способствовали разрыву большинства подписанных соглашений и привели к отмене заявленных круизов иностранных лайнеров в крымские порты. Из-за принятой Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 27 марта 2014 г., призвавшей государства, международные организации и другие институты не признавать любое изменение статуса Крыма и Севастополя и воздержаться от любых действий, которые могут интерпретироваться как признание изменений этого статуса,
1. Жихарева В.В. Теория и практика инвестиционной деятельности судоходных компаний: Монография. Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2010. 475 с.
2. Логунова Н.А. Применение математико-статистических методов экспертных оценок при обосновании выбора круизного порта // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. №1.3(11). С. 373-383.
3. Малышенко К.М. Современные проблемы подготовки кадров для речного круизного туризма // Молодой ученый. 2011. №9. С. 221-224.
4. Михайлова Ю.В., Холоденко A.M. Модели интеграции участников рынка круизных услуг// Ме-тоди та засоби управління розвитком транспортних систем. Одесса: ОНМУ, 2008. №13. С. 107-119.
5. Резолюция V Международного форума «Морской туризм»: Проект Партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург - морская столица России», http://avmsrf.ru/law/rezolyuciya-v-mezhdunarodnyj-forum-morskoj-turizm-proekt-partii-edinaya-rossiya-sankt-peterburg-morskaya-stolica-rossii-4-5-iyulya-2013-g-g-sankt-peterburg/ (дата обращения: 12.01.2015).
6. Селиванов В.В. Агентирование круизных судов и яхт: Монография. Одесса: Фенікс, 2010. 240 с.
7. Leкакой М.В. Which Homeport in Europe: The Cruise Industry´s Selection Criteria // TOURISMOS: An International Multidisciplinary Journal of Tourism. 2009. Vol. 4. №4. P. 215-240.
8. McCarthy J. The Cruise Industry and Port City Regeneration: The Case of Valletta// European Planning Studies. 2003. Vol. 11. №3. P. 341-350.
9. Nolan A. What takes to be a US cruise port// Marine Engineering Log. 1987. Vol. 92. №2. P. 27-29.
10. Papathanassis A. Income lighthouses at sea: The potential of cruise tourism for German destinations. TASH Fachtaqunq Kreuzfahrt. Kiel, 2011. 23 p.