студент
Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний. Раскрываются особенности корпоративного туризма в организациях и его влияние на взаимоотношения в коллективе. Приводятся примеры проявления факторов устойчивого развития. В работе устанавливается влияние социального компонента ESG на корпоративный туризм.
ESG-трансформация, корпоративный туризм, корпоративное управление, экология, «зеленое» инвестирование, социальная сфера, команда, управленческая команда, развитие команды, туризм, ESG-факторы, устойчивое развитие
Понятие устойчивого развития появилось еще во второй половине 20 в. Именно тогда заговорили о глобальном потеплении и изменении климата. Впоследствии к экологическим трудностям добавились социальные проблемы и регулирование в области корпоративного управления. Вектор направления устойчивого развития был представлен в 2015 г. и сформирован в Целях устойчивого развития ООН. Исходя из этих целей, были более детально проработаны критерии ESG.
Необходимость принятия и адаптации бизнеса к новым правилам уже воспринимается как фундамент самого становления организации. Мир диктует жесткие требования в отношении ведения бизнеса с точки зрения практичности, экологичности и рациональности экономической деятельности и инвестиционных решений. В такой ситуации компании адаптируются к новым реалиям, меняя стратегию виденья. Те, кто принимают новые правила игры – обладают серьезным конкурентным преимуществом, а те, кто неспособен принять новые условия – вскоре могут погибнуть из-за потери доверия инвесторов и покупателей. По данным 2021 г., после пандемии коронавируса 90% инвесторов стали обращать внимание на ESG-показатели при принятии инвестиционных решений [1].
В России понятие ESG не так распространено как за рубежом. По мнению экспертов, только 6% топ-менеджмента в стране знают, что представляют собой факторы ESG. Согласно данным, полностью имеют представление, что такое ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance − экологическое, социальное и корпоративное управление) только 6% опрошенных, 58% ничего не знают о принципах устойчивого развития, 34% − осведомлены о них поверхностно [2]. Когда топ-менеджмент в России не имеет понятия о главных тенденциях, критериях и требованиях современного мира в управлении компанией, велика вероятность проблем как внутри организации, так и во внешней среде. Управление большинства компаний строится не на тенденциях нового мира, а на закрепившихся правилах старого общества. В России существует множество компаний, которые находятся на стадии стагнации и не получают должной отдачи от бизнеса. ESG сможет стать конкурентным преимуществом в российских компаниях только тогда, когда бизнес и экономика смогут быстрее адаптироваться к новым правилам игры. Да, уже сейчас видно, как компании стали относиться внимательнее к социальным и экологическим проблемам. Некоторые специалисты предполагают, что рост компаний с высоким рейтингом ESG вскоре возрастет до 1000 в России.
Количество упоминаний ESG в СМИ, интернет-источниках стремительно растет. Эксперты выдвигают разные гипотезы такой популярности. Одной из таких является поколение людей. Миллениумы – люди, рожденные в период 1980-1990-х годов. Ценности и привычки значительно отличаются от предшественников: они более выборочны и рациональны. Они, как никто ранее обеспокоены здоровым экологически чистым будущим: сами диктуют спрос на товары и услуги, выбирают только те организации, которые имеют высокий рейтинг устойчивого развития.
Применяя ESG-стратегию, компания автоматически начинает борьбу за эффективное использование, сокращение расходов. Используют усовершенствованные технологии и модернизированное оборудование, с помощью которого сокращают выбросы в атмосферу. Московская биржа стала отдавать предпочтения при выдаче денежных средств компаниям, которые имеют высокий рейтинг ESG. Российский фондовый рынок с недавнего времени стал выпускать облигации из сектора устойчивого развития: сегмент «зеленых», «социальных» облигаций и национальных проектов.
Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Первые компании, которые начали применять принципы устойчивого развития в России, стали организации с контрольным пакетом акций государства, поскольку правительство также заинтересовано в том, чтобы компании были конкурентоспособными на мировом рынке. Чтобы увеличивать процент компаний с ESG, государство оказывает поддержку через зеленое инвестирование. Одним из первых ESG-кредит выдал «Совкомбанк»: 300 миллионов долларов на строительство АЭС в Турции по сниженной процентной ставке при условии, что заемщик выполнит ряд обязательств в области защиты окружающей среды при строительстве.
В рамках нацпроекта «Экология» к 2024 г. на наилучшие доступные технологии должны перейти все промышленные объекты России, которые оказывают значительное влияние на окружающую среду. С 2022 г. в РФ начнет действовать определенный стандарт оценки устойчивого развития брендов. Таким образом, правительство планирует увеличить процент компаний с ESG рейтингом. Е. Хилинский – исполнительный директор «Газпромбанка» говорит о ESG: «Для устойчивого развития, компания должна соблюдать баланс между всеми критериями, но их значимость может различаться в зависимости от деятельности разных компаний» [3].
Уже около 150 компаний в России получили ESG-рейтинг от различных специализированных организаций. Их деятельность второй год оценивает агентство RAEX. По данным на декабрь 2021 г. рейтинг возглавляет «Энел Россия», далее «МКБ», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и 10-ку лучших закрывает компания «Сибур». Необходимо добавить, что RAEX учитывает только те компании, которые оказывают внушительное воздействие на окружающую среду [4].
Россия – страна с крупной экономикой, связанной с природными ресурсами. Наиболее важно внедрять ESG-принципы в добывающую промышленность. Одним из примеров является компания «Полюс», которая ответственно подходит к рациональному использованию природных ресурсов и обеспечивают охрану труда сотрудников. В 2020 г. была проведена программа лесовосстановления, в рамках которой было высажено около 1,5 миллиона гектар леса.
Большинство компаний в России ставят сотрудников на одну из главных ступеней. Охрана и защита труда – это одно из основополагающих эффективного функционирования компаний. В «ЛУКОЙЛ» процент несчастных случаев за 2020 г. равняется 0,28%; а коэффициент смертельных случаев 0,1 [5]. Согласно анализу, показатели травматизма «ЛУКОЙЛа» ниже, чем у компаний с сопоставимыми характеристиками по объемам производства и численности персонала. При возникновении происшествий, компания «ЛУКОЙЛ» незамедлительно проводит проверки и расследования относительно случившегося.
Корпоративная культура компаний сейчас играет немаловажную роль не только для внутренних, но и для внешних стейкхолдеров. Как утверждает компания «Nike», люди – это самое ценное, что есть в их компании. «От дизайнеров цвета в Бивертоне до специалистов по планированию розничных продаж в Шанхае и атлетов в розничных магазинов в тысячах локаций по всему миру: Мы достигаем своих целей именно благодаря командной работе. Nike объединяет людей из разных сфер с широким спектром навыков, образов мыслей и достижений, и вместе мы делаем невозможное возможным» [6] − главный девиз компании. Руководство поддерживает и поощряет специалистов, которые предлагают гениальные идеи. Такие люди, как считает Nike, способствуют ускоренному росту и развитию компании.
В настоящее время существуют различные механизмы создания благоприятной среды внутри организации. Формирование корпоративной культуры является одним из главных механизмов эффективной работы в команде. Для поддержания общего духа сотрудников существуют различные виды активностей, в том числе и корпоративный туризм. Он зародился еще во второй половине 20 в. Начал набирать свою популярность именно в крупных компаниях за рубежом. Постепенно после кризиса 90-х годов стал распространяться и в России.
Сейчас многие предпочитают решать текущие дела в неформальной обстановке, наслаждаясь прекрасным видом из окна. Такие привилегии имеет не только высшее звено компании, но и рядовые сотрудники, которые были вознаграждены за успешную работу.
Компания с высоким ESG-рейтингом всегда выбирает место для проведения мероприятий у той организации, которая не противоречит его главным принципам. Корпоративный туризм – это еще и поддержание микроклимата в компании. «HewlettPackard» провела исследование среди российских подразделений. Сотрудникам предложили выбрать поощрение за качественную работу: в сумме 58% отдали предпочтения премиям и предлагали свои варианты, а 42% высказались в пользу корпоративного туризма. Впоследствии, эффективность работы сотрудников буквально через год увеличилась на 5% со штатом в 304 тыс. чел. [7]. Действительно, возникает вопрос, почему практически половина опрошенных отдала предпочтение отдыху, а не дополнительной премии. Возможно потому, что корпоративный туризм дает не только возможность отдохнуть, но это также шанс для общения и обмена опытом между партнерами из разных департаментов, регионов и стран, что также положительно сказывается на результатах деятельности сотрудников в дальнейшем. Более того, научно доказано, что вознаграждения в виде коллективного отдыха повышают эффективность работы.
Одно из направлений командного туризма – экологический корпоративный туризм. В особенности, это распространяется на российские компании с высоким рейтингом ESG, которые обеспокоены экологическими и социальными проблемами. Каждый год в «Норникель» проводится марафон, который объединяет сотрудников-волонтеров для восстановления и поддержания окружающей среды. Компания поддерживает различные заповедники: там ежегодно реализуются исследовательские проекты, и производится помощь волонтерского экологического движения сотрудников совместно с местными сообществами. Эковолонтеры компании «Норникель» в 2018 г. провели около 300 экологических акций [8].
Корпоративный туризм – это не только отдых сотрудников в элитных местах, но это также и времяпрепровождение в отдаленных уголках нашей необъятной страны, где наиболее остро ощущаются экологические проблемы. Сейчас совмещение корпоративного волонтерства и корпоративного туризма становится популярным среди российских компаний. Логично предположить, что в скором времени эти два понятия будут существовать неотъемлемо друг от друга. Например, многие организации создают свои внутренние волонтерские движения и ежегодно едут в корпоративную поездку оказывать помощь совместно с другими организациями. Добровольцы корпоративного волонтерского проекта «Стань Участником Эко Команды» посетили национальный парк «Земля леопарда». Волонтеры помогали сотрудникам заповедника и параллельно наслаждались местными красотами [9]. Специалист по информационным технологиям отдела экологического просвещения заповедника «Столбы» Светлана Юшкова во время работы семинара «Расскажи о своем путешествии» отметила важность участия волонтеров в популяризации экотуризма: «Программы корпоративного волонтерства играют важную роль в создании пространства для развития научно-познавательного туризма на заповедной территории» [8].
Развитие корпоративного волонтерства в российских компаниях является сложной, но необходимой задачей. Такая безвозмездная помощь выстраивает диалог с обществом и органами власти через сотрудничество. Это способствует экологическому просвещению, популяризирует вопросы охраны окружающей среды и в итоге повышает уровень экологической ответственности сотрудников. Да, в России только начинает формироваться понятие экологического туризма. Однако такой вид отдыха напрямую влияет на здоровую жизнь последующих поколений.
Структура компаний меняется − меняются стратегии, принципы и цели. Теперь же большее предпочтение отдают организациям, которые следуют трем главным пунктам, относящимся к ESG. Помимо обеспечения достойных условий труда и заработной платы руководители уделяют большое внимание корпоративному управлению. Организации все чаще используют не только материальный способ поощрения сотрудников, но и корпоративный туризм, который помогает сформировать благоприятную атмосферу в компании и укрепить привязанность сотрудника к бренду.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин на инвестиционном форуме ВТБ 2021 г. «Россия зовет!» отметил, что «показатель ESG отражает, как государство предполагает свое развитие. Россия отдает себе отчет не только потому, что в тренде, а потому что ESG-политика, как и экономика России строится вокруг человека» [10].
По нашему мнению, главным фактором устойчивого развития компании являются люди – они главный ресурс компаний. И несомненно, корпоративный туризм имеет большие перспективы для достижения различных целей в корпоративной культуре. И именно корпоративный туризм, благодаря своей сути, окажет влияние на социальную среду компании, на положительное изменение S– составляющей триады управления. Грамотное и рациональное использование корпоративного туризма будет способствовать формированию конструктивных отношений в коллективе, повышению доверия между коллегами в компании.
1. Три четверти инвесторов готовы вывести средства из компаний с низким ESG-рейтингом: [Электронный ресурс]//EY. URL:https://www.ey.com/ru_ru/news/2021/12/(Дата обращения: 12.01.2022)
2. PwC: 58% российских топ-менеджеров ничего не знают о ESG: [Электронный ресурс] URL://www.sostav.ru/publication/pwc-opublikovala-rezultaty-oprosa-51529.html(Дата обращения: 12.01.2022)
3. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать: [Электронный ресурс] // РБК. URL:https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435(Дата обращения: 12.01.2022)
4. Ежемесячный ESG-рэнкинг российских компаний (декабрь 2021 г.): [Электронный ресурс] //RAEX. URL:https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_companies/ESG_rating_companies/2021.12/(Дата обращения: 12.01.2022)
5. Охрана труда и здоровья в «ЛУКОЙЛ»: [Электронный ресурс]//ЛУКОЙЛ. URL:https://csr2020.lukoil.ru/hse/occupational-safet(Дата обращения: 12.01.2022)
6. Команды NIKE: [Электронный ресурс]//Nike. URL:https://jobs.nike.com/ru/teams?findMyFit=true(Дата обращения: 12.01.2022)
7. Что такое корпоративный туризми зачем он нужен вашей компании: [Электронный ресурс] // AdventureLab. URL:https://adventure-lab.ru/korporativniy-turism (Дата обращения: 12.01.2022)
8. Развитие экологического туризма в Красноярском крае обсудили на международной конференции в Сочи: [Электронный ресурс] // newlab.ru. URL:https://newslab.ru/news/862427(Дата обращения: 17.01.2022)
9. Корпоративное волонтерство на ООПТ набирает популярность: [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL:https://www.mnr.gov.ru/press/news/korporativnoe_(Дата обращения: 17.01.2022)
10. Путин считает, что в центре показателя ESG должен находиться человек [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/13067507(Дата обращения: 17.01.2022)