Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Международные олимпиады школьников, ежегодно проводимые в ведущих университетских центрах мира, являются мероприятием, завершающим цикличный соревновательный процесс всероссийской олимпиады школьников. Стабильность выступления команд России на международных интеллектуальных олимпиадах подтверждает сохранение в стране российских олимпиадных традиций и во многом зависит от целенаправленного, последовательного и кропотливого процесса подготовки потенциальных участников. В статье представлены результаты анкетирования участников учебно-тренировочных сборов как одной из наиболее распространенных форм работы с интеллектуально одаренными учащимися на федерально-региональном уровне. Анализ результативности данного мероприятия может быть полезным для принятия управленческих решений на разных уровнях подготовки школьников к участию в интеллектуальных соревнованиях.
учебно-тренировочные сборы; результативность; участники учебно-тренировочных сборов; преподаватели; мотивация; качество организации и проведения.
Одной из форм работы с интеллектуально одаренными школьниками являются учебно-тренировочные сборы, которым отводится ведущее место в подготовке кандидатов в сборные команды Российской Федерации для участия в интеллектуальных международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Нами было проведено исследование по анализу результативности летних и зимних учебно-тренировочных сборов.
Для достижения этой цели нами были:
- разработаны анкеты для участников и преподавателей, содержащие вопросы закрытого и открытого типа;
- организовано и проведено анкетирование участников и преподавателей, принимающих участие в учебно-тренировочных сборах;
- изучены формальные документы (приказы, письма и т.д.) с целью сбора статистических данных;
- организовано наблюдение за процедурой сборов;
- рганизованы и проведены беседы с участниками и преподавателями учебно-тренировочных сборов;
- обработаны и проанализированы материалы, полученные в ходе анкетирования, изучения формальных документов, наблюдений, опросов и бесед.
Под результативностью нами понимается степень достижения конечных целей за счет реализации конкретного мероприятия (сборов).
Оценка результативности является важным элементом любой организованной деятельности, она позволяет:
- определить и зафиксировать текущую ситуацию;
- выявлять изменения в деятельности на протяжении времени;
- улучшать качество деятельности посредством контроля деятельности в соответствии с планом, идентификации сильных и слабых аспектов деятельности, определения «почему это работает» (или не работает);
- мотивировать участников процесса;
- улучшить взаимодействие между школьниками и взрослыми.
При оценке результативности учебнотренировочных сборов использовались:
- общие статистические данные об участниках летних и зимних учебно-тренировочных сборов 2012 года, полученные в ходе анализа формальных документов;
- анкеты участников и преподаватели летних и зимних учебно-тренировочных сборов 2012 года;
- результаты наблюдения экспертов за процессом летних и зимних учебно-тренировочных сборов 2012 года.