СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ (ЧАСТЬ 2)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу региональных социальных процессов самоорганизации в среде предпринимателей малого и среднего бизнеса в современной России, в частности актуальных деловых отношений и связей, обеспечивающих существование, развитие бизнеса, а также становление региональных общественных объединений предпринимателей в поле их региональной деловой активности. Основной акцент сделан на анализ институциональной формы самоорганизации — анализ отношений предпринимателей и региональных общественных организаций предпринимателей. При этом отношения бизнесменов в рамках деятельности своего регионального общественного объединения рассматриваются как элемент более широкого круга деловых контактов предпринимателя — элемент его делового пространства. В основу анализа роли и значимости общественного объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса в региональном деловом пространстве положена бинарная модель делового пространства предпринимателя.

Ключевые слова:
малый и средний бизнес, деловой климат, региональные общественные объединения, самоорганизация предпринимателей, региональное деловое пространство.
Текст

THE BINARY MODEL OF BUSINESS SPACE OF THE RUSSIAN BUSINESSMAN

Part 1 of the article “Sociological model of business space of the Russian businessman” considered a model of regional business space of small and medium-sized businesses received within sociological research focused on the analysis of the structure of business relations of Russian businessmen needed to maintain and grow the business.

The second part of the article is devoted to sociological studies focused on a detailed analysis of the structure of the regional business space of entrepreneur in the sphere of small and medium size businesses, the place taken by business relationships with the entrepreneur community organizations in their region, as well as on the study of problems and resources of business associations as public organizations.

The empirical base is the results of the research done on the research project “Small and medium-sized businesses on the background of the business climate changes: structural changes, social dynamics at the regional level and the role of regional authorities”, supported by grants from the RFH.

A binary model of entrepreneur space was taken as a working model of business, which consists respectively from the field of private and public business relations.

The field of private business relations includes the following relations: “Business — help from relatives,” “Business — help from coreligionists”, “Business — help from their national diaspora”, “Business — help from friends”, “Business — help from classmates”, “Business — services for a bribe”, “Business — services for “cashing in” (shadow financial transactions), “Business — help from criminals”. This kind of relations includes the types of business relations, which are formed on an interpersonal basis, based on the individual, interpersonal trust and do not imply transparency, universal control by any organizations.

Список литературы

1. Дахин А.В. Самоорганизация малого и среднего бизнеса в России (анализ значения региональных общественных организаций предпринимателей в поле их деловой активности) // Власть. 2009. № 11. С. 4-11.

2. Дахин А.В. Малый и средний бизнес: Диагностика регионального делового пространства и потенциала коллективного представительства / Социология в кризисном пространстве страны и мира. Материалы конференции Сообщества профессиональных социологов. М.: ГУ ВШЭ, 2009. С. 80-90.

3. Золин П.М. Проблемы регионального предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 18. С. 2-11.

4. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Р. Мертон, П. Кендалл. М., 1991. C. 28.

5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. М., 2006. 880 с.

6. Орлова Л.В. Деловой климат в регионе: социологический анализ // Научный и общественно-политический журнал. М.: Изд-во РАГС. 2010. № 6. С. 143-149.

7. Орлова Л.В. Общественные организации предпринимателей в поле их деловой активности: социологический анализ // Социально-экономические явления и процессы. Международный журнал. Тамбов: Издательский дом Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. 2010. № 3. С. 285-290.

8. Орлова Л.В. Региональные общественные организации предпринимателей: отношение и оценки // Социс. 2010. № 5. С. 140-142.

9. Орлова Л.В. Самоорганизация в среде малого и среднего бизнеса // Региональные проблемы преобразования экономики: ежеквартальный научный журнал. Дагестанский научный центр. Дагестан: Институт социально-экономических исследований. 2010. № 3(25). С. 100-104.

10. Орлова Л.В. Саморегулируемые организации как эффективная форма управления // Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях. 2010. С. 73-77.

11. Орлова Л.В. Об оценке значимости общественных организаций предпринимателей в вопросах сохранения бизнеса // Российское предпринимательство. 2010. Вып. 1. С. 147-151.

12. Орлова Л.В. Оценка значимости общественной организации предпринимателей в вопросах сохранения и развития бизнеса // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. УрАГС, 2009. С. 244-246.

13. Орлова Л.В. Социальная ответственность и профессионализм как факторы цивилизованности бизнеса // Экономика, социология и право: новые вызовы и перспективы. М., 2010. С. 235-238.

14. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. Vol. 91. No 2. P. 481-510.

15. March J., Jlsen J. The New Institutuonalism: Organisational Factors in Political Life. Stanford University. P. 739.

16. Rocman B. The New Institutionalism and Jld Institutions // New Perspectives on American Politics / ed. by L. Dodd, C. Jilson. Washington, DC: CQ Press, 1994. P. 141-159.

17. Sjoberg G., Gill E., Cain L. Countersystem Analysis and The Construction of Alternative Futures // Sociological Theory. 2003. September. Vol. 21. No. 3. P. 210-235.

18. Орлова Л.В. Социологическая модель делового пространства российского предпринимателя. Часть 1 // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. № 6 (15). С. 54-57 (на англ. яз.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?