ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и социальных партнеров в организации профессиональной ориентации в системе непрерывного образования; создание образовательно-отраслевых кластеров; определяются наиболее эффективные направления программы профориентации в системе муниципального образования.

Ключевые слова:
сетевое взаимодействие; социальные партнеры; профессиональная ориентация старшеклассников; ресурсные центры; профессиональное самоопределение.
Текст

Приоритетные программные документы развития отечественного образования «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.», «Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», а также ряд постановлений Правительства РФ и решений Коллегии Министерства образования и науки РФ относят к числу приоритетных направлений модернизации российской образовательной системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования.

Модернизация системы образования диктует необходимость многогранного взаимодействия субъектов образования, социальных партнеров в сфере реализации профессиональной ориентации старшеклассников.

Несмотря на достигнутые успехи в теории и практике профильного обучения, анкетирование по проблеме профильного обучения более сотни директоров и преподавателей общеобразовательных школ, осуществляющих профильное обучение (г. Томск, Асино, Стрежевой, Юрга), позволило выявить следующие проблемы:

  • неустойчивость предпочтений учащихся;
  • несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся;
  • недостаток подготовленных учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов;
  • недостаточная проработанность взаимоотношений «школа — профессиональное учебное заведение», «школа — предприятие»;
  • перегруженность базовых учебных предметов, необходимость их пересмотра для профильных классов;
  • сложности в переходе на индивидуальный учебный план;
  • недостаточное учебно-методическое обеспечение профильного обучения;
  • сложности с разработкой курсов по выбору, адаптацией программ при организации индивидуальной образовательной траектории для конкретного учащегося.

В Томской области сегодня работает более 40 учреждений начального и среднего профессионального образования. После окончания обучения на работу по специальности устраиваются 50—60% выпускников. Следует отметить, что только 30—35% выпускников высшей школы устраиваются на работу по полученной специальности, а 50—60% не могут найти работу вообще.

Это означает, что проблема образования и занятости молодежи является одной из актуальных социальных и профессиональных проблем. Существующий рынок образовательных услуг и рынок труда не являются взаимосвязанными. Получаемое молодежью профессиональное образование в значительной степени не соответствует потребностям рынка труда, что связано с недостаточным уровнем формирования профессионального самоопределения обучающихся.

Войти или Создать
* Забыли пароль?