сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
Дефиниция «сервис» выступает объектом исследований в области маркетинга, экономики, социологии, философии, но при этом ученые не достигли единого мнения относительно ее сущности. Известны подходы, предполагающие отождествление сервиса и услуг, сервиса и совокупности дополнительных услуг, определение сервиса как явления и т.д. Данные подходы представлены в материалах статьи и проведен их сравнительно-сопоставительный анализ. Также в статье представлен авторский взгляд на феномен сервиса через призму кастомизированного потребления. Высказана гипотеза, что индивидуализация спроса потребителей обусловила широкое использование инструментария кастомизации не только в отношении самого продукта, но и других процессов, сопровождающих его потребление: проектирования, сбыта и пр. Предполагается, что в данных условиях сервис играет ключевую роль инструмента персонализации продукта и взаимоотношений «потребитель-производитель». Автором предлагается определение сервиса как совокупности инструментов увеличения ценности потребления продукта, образующей управляемую среду процессов и отношений, возникающих при производстве, сбыте и эксплуатации конкретного продукта.
сервис, кастомизация, индивидуализация, персонализация, потребление.
1. Азоев, Г.Л., Старостин, B.C. Персонализация продуктовых предложений // Маркетинг. - 2012. - № 6 (128). - С. 19-41.
2. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. -М.: Логос, 2005.
3. Белобжецкий, В.Н. Теоретические и методологические основы оценки качества сервиса на автомобильном транспорте: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2012.
4. Букова, А.А. Маркетинговый подход к ценообразованию на основе воспринимаемой ценности продукта потребителем мебели: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - Нижний Новгород, 2006.
5. Ведерникова, А.А. Массовая кастомизация как маркетинговый инструмент развития рынка печатных СМИ // Управление экономическими системами. - 2007. - №2. [Электронный ресурс]: URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/73-2011-03-21-07-28-15 (дата обращения: 10.11.2014).
6. Груздева, Т.В. Формирование системы розничного торгового сервиса и методы управления отношениями с потребителями услуг: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05.-Орел, 2013.
7. Еремия, Т.В. Формирование системы сервиса на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2013.
8. Зделов, А.И. Модернизация сервисного сектора национальной экономики как стратегическая тенденция динамики сферы услуг: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. -Кисловодск, 2012.
9. Клочко, Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. -Майкоп, 2012.
10. Кожевников, М.В. Формирование сервисного рынка в электроэнергетике: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. -Екатеринбург, 2013.
11. Кривошеева, Т.М. Формирование концепции сервисного менеджмента // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 22 апреля 2011 года, ФГОУ ВПО «РГУТиС», Институт сервиса, г. Москва (филиал). - Вып. 12. - М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011.
12. Крицкий, A.M. Логическая система оценки качества обслуживания в авиакомпании (на примере ОАО «Аэрофлот-Дон»): автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. -Ростов н/Д., 2009.
13. Майорова Н.В. Формирование эффективных структур сервиса на промышленных предприятиях: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - Спб., 2009.
14. Маковская, И.В. Российский сервис как социальный институт: автореф. дис.... канд. социол. наук: 22.00.04. -М., 2010.
15. Новаторов, В.Е. Кастомизация товаров и услуг в маркетинговой деятельности // Маркетинг услуг. - 2014. - №3.
16. Пантелеева, Т.А. Обеспечение качества обслуживания потребителей в условиях кризисного развития: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - Тольятти, 2009.
17. Савин, Э.В. Управление потребительскими предпочтениями в сфере услуг розничной торговли: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2006.
18. Садохин, А.П. Сервисология. Человек и его потребности. - М.: Омега-Л, 2009.
19. Солодков, М.В., Полякова, Т.Д., Овсянников, Л.Н. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме. - М., 1972.
20. Тыкоцкий, Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. - Вильнюс, 1973.
21. Христофорова, И.В. Маркетинговая капитализация предприятий сферы услуг: автореф. дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05. -М., 2007.
22. Челенков, А.П., Азоев, А.Г. Индивидуализация спроса потребителей // Маркетинг. - 2013. - № 2 (129). - С. 39-56.
23. Челенков, А.П., Азоев, А.Г. Персонализация маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. -2013. - № 3 (130). - С. 67-76.
24. Шмигин, И. Философия потребления. - Харьков: Гуманитарный центр, 2009.
25. Ulyanchenko L.A., Ilkevich S.V.Sustainability issues in the russian hotel industry // World Applied Sciences Journal. 2014. T. 30. № 30. С 78-79.