Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье проведен анализ российских и зарубежных подходов к установлению взаимосвязи уровня цифровой компетентности студентов как условия готовности будущих педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Целью исследования является изучение уровня развития цифровых компетенций у студентов и интерпретация полученных данных. На основе анализа российского и зарубежного опыта развития цифровых компетенций у обучающихся вузов была разработана анкета для оценки уровня сформированности цифровых умений и навыков. Сбор данных осуществлялся посредством онлайн-опроса студентов педагогического вуза по структурированной анкете. Полученные данные позволили прийти к выводу о том, что студенты педагогического вуза продемонстрировали высокий уровень цифровой компетентности. Будущие педагоги показали высокие результаты по таким компетенциям, как использование цифровых решений для эффективного общения с преподавателями и студентами, создание учебных материалов и заданий по предметам с использованием компьютера, модификация и обмен цифровыми материалами, использование Интернета для поиска информационных ресурсов, сравнение, оценивание и подбор цифровых ресурсов, владение основами цифровой безопасности, использование цифровых технологий на разных этапах обучения и реализации различных организационных форм обучения (лекции, практические занятия, консультации, зачеты, экзамены, индивидуальная и групповая работа), в том числе для самоорганизации самоконтроля и творческого решения учебных задач.
готовность, информационные технологии, компетенции, цифровая компетентность, цифровизация образования, цифровые ресурсы
1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. /Аналитический центр НАФИ. - М.: Издательство НАФИ, 2019. - 88 с.
2. Викторук Е.Н., Минеев В.В., Артемьева С.И. Цифровизация образования: социально-педагогический эксперимент в социально-философском ракурсе //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - Т. 9. № 4 (33). - 2020. С. 15-20. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-912X-2020-15-19 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44321230
3. Гамбеева Ю.Н. Вовлечение преподавателей в процесс использования инновационных технологий онлайн-обучения. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 8. № 4 (29). - 2019. - С. 51-54.
4. Манузина Е. Б., Чуфенёва А.Ю., Артемьева С.И. Готовность преподавателей высшей школы к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Прикладная психология и педагогика. - Том 6 - № 4 - 2021. - С. 163-172
5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. №234. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 12.01.2022).
6. Приходько О.В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 9. № 1(30). - С. 235-238.
7. Солдатова Г.У., ШляпниковВ.Н. Цифровая компетентность российских педагогов. //Психологическая наука и образование. - Т. 20. № 4. - 2015. - С. 5-18.
8. Слепова О.М. Цифровая компетентность молодежи как условие социально-профессиональной успешности. //Молодежь, устремленная в будущее: проблемы, интересы, перспективы. /Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции. - 2018. - С. 100-105.
9. Татаринов К.А., Музыка С.М. Развитие цифровых компетенций у преподавателей и студентов. //Балтийский гуманитарный журнал. - Т. 9. № 4 (33). - 2020. - С. 171-174.
10. Чигишева О.П. Цифровая грамотность исследователя в условиях открытой науки. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 7. № 4 (25). - 2018. .- С. 241-244.
11. Ячина Н.П., Фернандез О.Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза. //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. -. №1. - 2018. - С. 134-138.
12. Cattik M., Odluyurt S. The effectiveness of the smart boardbased small-group graduated guidance instruction on digital gaming and observational learning skills of children with autism spectrum disorder. Turkish Online Journal of Educational Technology Volume. - 2017. - Vol. 16. - Issue 4. - October. - Рр. 84-102
13. Demarle-Meusel H., Sabitzer B., Sylle J. The teaching-learning-lab: Digital literacy & computational thinking for everyone. CSEDU 2017 - Proceedings of the 9-th International Conference on Computer Supported Education. - 2017. - Vol. 2. - Рр. 166-170
14. Maxwell A., Jiang Z., Chen C. Mobile learning for undergraduate course through interactive apps and a novel mobile remote shake table laboratory (Conference Paper): mobile training for the course. Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. - 2017. - Vol. 24. - June. Рр. 1-15.
15. Quarles A. M., Conway C. S., Harris S., Osler J., Rech L. Integrating digital/mobile learning strategies with students in the classroom at the historical black college/university (HBCU). Handbook of Research on Digital Content: Mobile Learning, and Technology Integration Models in Teacher Education. - 2017. - 13 July. - Pр. 390-408.
16. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. Punie Y. (ed). EUR 28775 EN. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017. 95 p.