Сегодня привлекательность туристского рынка характеризуется скоростью и уровнем роста его объемов. Стратегическое развитие туризма и формирование соответствующих стратегий должно ориентироваться на обеспечение возможности быстрого продвижения туристских услуг на туристских рынках с разной степенью развития (растущих, развивающихся и сложившихся). Целесообразность такого взгляда на развитие туризма обусловливает необходимость использования различных подходов, и в первую очередь формирования и развития туристских комплексов и кластеров, базирующихся на туристских ресурсах, множестве объектов туристской инфраструктуры, функционально и организационно связанных в единое целое. Однако многие теоретики и практики в своей научной, научно-методической и практической деятельности используют различные трактовки, в частности, «туристский комплекс» и «туристский кластер». По большей части практики отождествляют эти два понятия. Специалисты в области методологии туризма говорят о комплексности при построении туристских кластеров и об использовании кластерного подхода при создании туристских комплексов. Так чем же схожи эти понятия? Может быть, они имеют один и тот же смысл? Или же основные отличия относятся к практической деятельности? Или, наоборот, с точки зрения практики это одно и то же? Есть ли отличия, а если есть, то в чем заключаются? Следует отметить, что все эти вопросы требуют уточнения, поиска основных отличий и общих черт в понятиях, значениях и практической значимости этих терминов. Авторы представленной статьи осуществили попытку выделить общие черты и основные различия между туристскими комплексами и кластерами. На наш взгляд, проблема идентификации указанных терминов (речь идет о «комплексах» и «кластерах») сегодня сформировалась не только в туризме.
туристский комплекс, туристский кластер, развитие территории, регион, туристский продукт, туристская услуга.
1. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы». [Электронный ресурс]: URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/361 (дата обращения: 10.11.2014).
2. Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент. - М.: КноРус, 2010.
3. Виноградова, М.В. Стратегическое управление региональным туристским комплексом: монография. - М.: ИКЦ «Дашков и К», 2009.
4. Квартальнов, В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. -М.: Финансы и статистика, 2009.
5. Козловская, О.В., Акерман, Е.Н. Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализации // Вестник Томского государственного университета. - Секция «Экономика». - 2010. - №2(10). - С. 12.
6. Портер, М.Е. Международная конкуренция. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. -М.: ТЕИС, 2003.
7. Шаститко, А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: ТЕИС, 2010.
8. Ульянченко, Л. А. Прикладные аспекты создания туристского кластера. // Российская экономика: тенденции и перспективы: сб. науч. трудов. - М., 2012. -Вып. 23.
9. Ульянченко, Л.А. Специфика продукта туристского кластера // Развитие туристского бизнеса в регионах России: сб. науч. трудов. - М.: Технопрофконсалт, 2012. -Вып. 4.