В статье авторы рассматривают процесс адаптации студентов-первокурсников как психолого-педагогическую проблему высшей школы. В качестве методов оптимизации адаптации авторы статьи ориентируются на такие формы деятельностного подхода как тренинг (тренинговые занятия) и проектная деятельность. Уделено также внимание оценке эффективности психолого-педагогической работы с первокурсниками, в частности, адаптационного тренинга.
адаптация; адаптационный тренинг; проектная деятельность; оценка эффективности.
Первым этапом профессиональной адаптации будущего специалиста высшей квалификации можно рассматривать адаптацию студентов-первокурсников. Ежегодно многие сотни первокурсников в масштабе страны покидают вузы, в частности, в силу того, что не смогли успешно адаптироваться на первом году обучения, преодолеть последствия кризиса первого курса. Можно ли оптимизировать процесс адаптации к обучению в вузе и как это сделать — вопросы, над которыми стали все чаще задумываться психологи и педагоги высшей школы.
В процессе получения образования человек проходит через последовательную смену стадий. Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисами, под которыми подразумеваются непродолжительные по времени периоды перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития [12].
Отметим, что само наличие кризиса подтверждает факт развития, в данном случае — профессионального. Вместе с тем, успешное прохождение кризисного периода в начале обучения в вузе способствует быстрому достижению уровня психологического комфорта и стимулирует учебную мотивацию на следующих этапах учебы.
Проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе является одной из серьезных теоретических проблем и до настоящего времени остается традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни — сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма [4].
Следует отметить, что само понятие «адаптация», помимо прямого обозначения этим термином процесса приспособления, имеет различные оттенки, определяемые спецификой предмета, по отношению к которому этот процесс рассматривается. Из определений, принятых в психологии, в свете рассматриваемой проблемы, очевидно, более всего подходят такие, как:
- приспособление человека к новым условиям существования или к новым социальным условиям;
- постепенное вхождение человека в условия профессионального труда в форме профессиональной адаптации;
- регуляция состояния человека для создания предпосылок к более эффективной деятельности [10].