ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
УДК 340 Право в целом. Пропедевтика. Методы и вспомогательные правовые науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ББК 67 Право. Юридические науки
ББК 60 Общественные науки в целом
В статье анализируется процесс трансформации государства посредством внедрения новых электронных ресурсов и влияния их на экономическую функцию государства. Рассматривается опыт зарубежных стран в данной сфере и проблемы внедрения информационных технологий в рассматриваемую сферу деятельности.
цифровизация, государство, цифровые технологии, электронное правительство
Процессы цифровизации с конца XX века плотно влились во всю систему общественных отношений, и, безусловно, не могли не затронуть государство и его функционирование. По мнению специалистов, кульминацией динамики развития процесса цифровизации является извлечение из него основного посредника – человека, когда все транзакции проводятся автоматически, а издержки при этом сводятся к минимуму. Цифровизация сама по себе есть ветвь нового развития, начиная с культуры, техники, бизнеса, и заканчивая «технологиями электронного правительства» [3, с. 11].
На современном этапе правового регулирования экономическая функция государства основывается, прежде всего, на свободе предпринимательской деятельности, здоровой конкуренции и профессиональности субъектов таких правоотношений. В последние годы на указанные основы все большее влияние оказывают процессы глобализации, внедрение цифровых технологий, что, собственно, предопределяет новый уровень в эффективности их функционирования.
Евразийская экономическая комиссия систематически проводит исследования в отношении развития уровня цифровизации в различных государствах. Этот анализ основывается на следующих основных показателях: - развитие телекоммуникаций, в частности уровня инфраструктуры; - использование различными субъектами сети Интернет; - человеческий капитал (доля населения, использующих глобальные коммуникационные сети и уровень их навыков); - внедрение цифровых технологий в бизнес; - уровень и форма предоставления государственных услуг.
По статистике за 2017 год странами, обладающими наибольшим рейтингом при использовании цифровых технологий, являются Финляндия, Швеция, Дания и Нидерланды [10]. Внедрение и активное использование преимуществ цифровых технологий позволило передовым странам с помощью автоматизированных систем управления налогами, транзакциями, услугами эффективно взаимодействовать с гражданами, сокращая при этом экономические издержки. Кроме того, такие системы позволяют государствам обеспечивать детальный контроль за указанными операциями, автоматизируя при этом всю систему отчетных документов. В этом же году ЕАЭС в своем докладе разработало систему основных направлений в целях внедрения и эффективного использования достижений цифровой экономики, таких как: - разработка нормативно правовой базы для нормального функционирования цифровых технологий в экономике; - обмен опытом в использовании различных форм применения цифровых технологий во всех сферах общественной жизни; - создание государственных кооперативов, специализирующихся на использовании и применении цифровых технологий; - разработка частными лицами проектов и планов цифровой направленности, и поддержка их со стороны государства; - постоянный мониторинг результатов внедрения технологий и обмен такой информации между государствами в целях продвижения наиболее успешных практик в данной области.
По мнению Б. Паньшина [7, c. 19-20], оценить эффективность внедрения и последствия таких цифровых технологий в экономическую деятельность государства довольно проблематично, поскольку отследить всю систему связей с использованием подобных инноваций трудно (речь идет о разграничении общественных отношений с использованием «цифры» и без таковой).
Основы и тенденции развития экономических отношений в Российской Федерации определяется Указом Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [9]. Стратегия определяет ее основные принципы, субъектов взаимодействия при осуществлении развития цифровых правоотношений, дает понятие цифровой экономики. Основной способ достижения эффективности использования и внедрения цифровых технологий в экономическое пространство, определенный в Стратегии, является лимитация всех видов издержек при производстве товаров и оказании услуг.
Стоит отметить, что на данный момент преимуществом на мировом рынке являются те государства, которые используют в различных сферах экономики технологию анализа больших объемов данных. Российская Федерация также активно использует такую технологию, но, основываясь не на национальных, а на зарубежных разработках. При эксплуатации иностранных разработок в различных сферах экономической деятельности возникает немаловажная проблема – обеспечение безопасности и защиты прав и законных интересов субъектов, решение которой на данный момент носит актуальный характер. Для решения указанной проблемы в Стратегии особое внимание уделяется национальным интересам в области применения цифровых технологий в экономической сфере. С этой целью в указанном документе определены основные принципы сотрудничества и взаимодействия с иностранными государствами в области цифровой экономики: 1) обработка и хранение данных о деятельности субъектов использования цифровой экономики осуществляется исключительно на серверах и в базах данных, используемых в Российской Федерации; 2) при осуществлении электронной торговли соблюдать требования конфиденциальности, идентификации и подлинности использованных документов; 3) производство расчётов субъектов цифровой экономики через Российскую платежную систему [4, c. 15-20]. В это связи специалисты отмечают протекционистскую направленность российского законодательства [8, c.17].
Основываясь на анализе научной литературы, можно выделить приоритетную направленность развития цифровой экономики, которая состоит в создании так называемого электронного правительства. Сущность указанного направления в деятельности государственных органов управления заключается в использовании преимущественно электронного документооборота и обучении последних основам электронного правительства.
Еще одним важным аспектом рассмотрения влияния цифровизации на функционирование государства является его правотворческая деятельность. Этот вопрос целесообразно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, создание нормативно-правовой базы, регулирующей область цифрового пространства, с другой, воздействие процессов цифровизации на правотворческую деятельность государства и ее осуществление в условиях динамики ее развития. Новые технологические процессы рассматриваются зарубежными учеными как возможность реализации инновационной цифровой демократии, развитие гражданского общества, участие всех слоев населения в управлении государством (юристами, лоббистами и др.) Mark D. Ryan и Gurchetan S. Grewa [11] в своих исследованиях утверждают, что цифровые технологии наиболее эффективно применимы на следующих этапах правотворчества: - выражение общественной инициативы с помощью электронных ресурсов; - разработка нормативно-правовых актов посредством онлайн ресурсов, исправление возможных ошибок; - организация консультаций с различными специалистами, как национальными, так и зарубежными; - голосование за законопроекты в электронном режиме; - онлайн доступ к актуальному законодательству и возможность просмотра его официального толкования.
В Великобритании, к примеру, на официальном сайте Правительства граждане могут оставлять петиции по разнообразным вопросам и проблемам (с определенными условиями подачи). Более 100 тысяч подписей будет означать то, что петиция может быть принята на рассмотрение в высших органах власти. В Исландии в 2012 году был использован краудсорсинг для мониторинга общественного мнения новой конституции. Проект был размещен на официальном сайте, и граждане могли вносить свои коррективы, поддерживая либо, не поддерживая новый акт. Безусловно, при использовании таких инновационных технологий в условиях демократизации общества возникают некоторые проблемы эффективности такого использования, определение влияния на динамику развития общественных отношений.
Стоит отметить, что идентичные механизмы используется и в России. В 2013 году начал работу проект «Российская общественная инициатива», с помощью которого граждане могут размещать свои инициативы по поводу решения различных проблем на сайте. При достаточной поддержке граждан того или иного вопроса, он должен быть рассмотрен высшими органами государственной власти. Кроме того, граждане могут ознакомиться с новыми законопроектами и отследить этапы их рассмотрения и принятия.
Современное состояние и уровень развития цифровых технологий в области правотворческой деятельности в настоящее время позволяют лишь обрабатывать и синтезировать большие потоки информации. И это, по нашему мнению, правильное распределение, поскольку такую важную деятельность государства, как создание нормативных актов, регулирующих жизнедеятельность людей, заменить цифровыми технологиями невозможно.
Влияние цифровизации на функционирование государства с каждым годом растет. Экономическая функция государства претерпевает изменения – ее процессы становятся все более автоматизированными, минимизируются издержки, облегчается доступ предоставления государственных услуг. В это же время возникают проблемы обеспечения безопасности граждан и самого государства в электронной сфере, которые, безусловно требуют решения. Правотворческая деятельность подстраивается под динамику развития информационных технологий путем автоматизации и аккумулирования различных проектов. Цифровизация позволяет гражданам в новой форме выражать свою инициативу, мониторя при этом актуальную информацию о принимаемых и принятых нормативных актах. Безусловно, использование информационных технологий в сфере правотворчества имеет свои границы, поскольку основным субъектом создания норм права оставался и остается человек.
1. Гарашко А.Ю. Перспективы использования блокчейн-технологий в системе государственно-правовой политики // Advances in law studies. 2021. Т.9. № 4. С. 21-25.
2. Гарашко А.Ю., Давидов Д.С., Кулакова Ю.Ю., Малахов В.П., Правкин И.В., Чувальникова А.С., Клименко А.И., Богатчикова К.С. Оптимизация общеправовой теоретической подготовки сотрудников полиции. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2021.
3. Емельянович И. Государственные стандарты цифровой экономики // Наука и инновации. 2016. № 157. С. 10-12.
4. Ефимушкин В.А., Ледовских Т.В., Щербакова Е.Н. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики // T-Comm. 2017. № 5. С.15-20.
5. Кулакова Ю.Ю. Государство как фактор трансформации общества // В сборнике: Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества. М.: 2016. С. 34-49.
6. Кулакова Ю.Ю. Содержание налоговой функции государства // В сборнике: «К 40-летию образования кафедры государственно-правовых дисциплин Московской высшей школы милиции МВД СССР». Сборник научных статей. Москва, 2015. С. 64-72.
7. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. №157. С. 19-20.
8. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: монография / колл. авторов / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018.
9. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. The Digital Economy and Society Index (DES1). URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/dest (дата обращения: 11.04.2022).
11. Mark D.R. and Gurchetan S.G. Making laws in a digital age. 2014. - URL: https://www.parliament.uk/documents/speaker/digital-democracy/digi016_Mark_Ryan_Gurchetan_Grewal.pdf (дата обращения: 13.04.2022).