Сургут, Тюменская область, Россия
Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровые технологии не только расширили возможности для создания и обработки статичных и движущихся изображений и звука. Их появление вызвало множество вопросов о подлинности произведения искусства, не имеющего материального оригинала, власти «цифры» над человеческим восприятием и судьбе художника в эпоху развития искусственного интеллекта. В этой связи автором проводится контент-анализ современных исследований о влиянии цифровизации на развитие культуры и ее роли в арт-процессе. В классической эстетике творчество состоит в том, чтобы производить нечто новое непредвиденное, неожиданное. Не стоит путать эстетическую новизну и техническое новшество. Машины пока не способны создавать принципиально новое. В сущности, они воспроизводят старое. Для многих теоретиков цифровой культуры это является проблемой, потому что повсеместное проникновение искусственного интеллекта во все сферы деятельности человека, в том числе и в искусство, в конечном счете приведет к тому, что мы получим диктат старого.
цифровизация, культура, искусство, оцифровка реальности, искусственный интеллект, арт-среда, эстетические представления
1. Горбачева А.Г. Массовое искусство и цифровая революция // Человек.RU. 2017. № 12. С. 115-126.
2. Galkin D.V. Techno-art hybrids or art, politics and digital technology in the cultural dynamics of late XX-th century. Humanitarian informatics. 2008;4:52-78.
3. Ширинкина Е.В. Создание креативной среды компании в цифровую эпоху // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 1 (29). С. 156-164.
4. Деникин А.А. Постцифровая эстетика в арт-практиках цифрового искусства // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 1. С. 36-45.
5. Лесничих А.А. Цифровое искусство: история и актуальные практики // Цифровизация. 2022. Т. 3. № 1. С. 41-51. DOIhttps://doi.org/10.37993/2712-8733-2022-3-1-41-51.
6. Ширинкина Е.В. Управление обучением на рабочем месте: инновационные технологии // Инновации в менеджменте. 2020. № 4 (26). С. 74-79.
7. Шишкова Е.Е. Исследование традиционного искусства с помощью цифровых технологий и виртуальной реальности // Цифровизация. 2022. Т. 3. № 1. С. 61-70. DOIhttps://doi.org/10.37993/2712-8733-2022-3-1-61-70.
8. Konstantinov M.V. The role of clichés in contemporary digital audiovisual arts. Praxema. Journal of Visual Semiotics. 2021;2(28):43-62. DOIhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2021-2-43-62.
9. Ширинкина Е.В. Модели креативности в организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021. № 1 (37). С. 21-28. DOIhttps://doi.org/10.21685/2227-8486-2021-1-2.
10. Будагян Р.Р. Цифровизация в пространстве медиаискусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1 (11). С. 22-29.
11. Ширинкина Е.В. Проектирование педагогического дизайна образовательной среды университета // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культу-ры. 2021. № 1 (46). С. 156-162. DOIhttps://doi.org/10.30725/2619-0303-2021-1-156-162.
12. Агаркова А.А., Салалыкина Е.В. Развитие цифрового искусства в период диджитализации // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 3-2 (36). С. 166-168.
13. Ширинкина Е.В. Бизнес-модели в условиях все возрастающей сложности бизнес-среды // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 1. С. 121-130. DOIhttps://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.1.10.
14. Cipriani G. The ethics of relation in the new modernity of digital art and culture. International Journal of Cultural Re-search. 2021;3(44):6-17. DOIhttps://doi.org/10.52173/2079-1100_2021_3_6.
15. Slavnikova M.A., Nazarchuk U.I. Background to the formation of the principles of digital art // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного универси-тета технологии и дизайна. 2020. No. 1. P. 172-175.
16. Потехина В.А., Бисикало Е.Э. Цифровые бизнес-экосистемы как новая форма организационного дизайна // Global and Regional Research. 2021. Т. 3. № 2. С. 272-280.
17. Дриккер А.С., Маковецкий Е.А. Генезис искусства и цифровая эра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. № 3. С. 539-552. DOIhttps://doi.org/10.21638/spbu17.2020.310539.