Оренбург, Оренбургская область, Россия
УДК 656.072 Управление пассажирскими перевозками
ББК 393 Автодорожный транспорт
Цель: Выявление и снижение недостатков в функционировании дорожной инфраструктуре с целью их устранения и увеличения безопасности на дорогах общего пользования. Задача: Исследовать факторы, влияющие на показатель аварийности, анализируя количество и виды дорожно-транспортных происшествий, а также основные по частоте возникновения ДТП районы на примере Оренбургской области. Экспериментальные исследования проводились методом наблюдения и ведением статистики по случившимся дорожно-транспортным происшествиям. Данная статья отличается сложностью учёта и анализа факторов, влияющих на вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Показатель аварийности удастся снизить в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть». Проведение мероприятий по контролю и надзору за обустройством мест производства дорожных работ, вводя новые организационные мероприятия. Увеличение количества камер фиксации нарушения правил дорожного движения в городах и областях, установка искусственных неровностей, надземных пешеходных переходов и т.п., также способствуют сокращению дорожно-транспортных происшествий. В Оренбургской области снижение количества ДТП в 2021 году в сравнении с 2020 годом достигло 19,6 %.
автотранспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, фактор, условие, безопасность, полотно, коэффициент
Введение
Безопасность дорожного движения связана со многими факторами [1-5], среди которых природно-климатические условия, состояние дорожного полотна, техническое состояние автотранспортных средств (АТС), стиль вождения (рис. 1). Эти перечисленные факторы мы и рассмотрим в работе. Для снижения показателя аварийности каждый фактор необходимо постоянно модернизировать или уметь эффективно с ними бороться. Например, незамедлительная уборка осадков в виде снега вместо существующего метода применения соли и реагентов. Строительство дорог, замена покрытия на дорогах, а также ремонт дорожного полотна проводят ежегодно, но качество проводимых работ и (или) применяемых материалов оставляет много вопросов. Как показывает практика, показатель аварийности удаётся снизить решением только совокупности факторов.
Рис. 1. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
Fig. 1. Factors affecting road safety
По данным ГИБДД из-за неудовлетворительных дорожных условий количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) увеличивается ежегодно в среднем на 20-30% [7].
Исследования, методы
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволил определить влияние неудовлетворительных дорожных условий на показатель аварийности в других областях и городах страны, а также за рубежом.
Такие ученые как А.А. Белогребень, А.А. Кравченко, О.Ю. Матанцева, А.Е. Титов [4-6] и А.Л. Рыбин [8] занимались изучением влияния различных факторов на безопасность дорожного движения в Российской Федерации и за рубежом.
Работы I.T. Jolliffe [9], K. Austin, M. Tight и H. Kirby [10] посвящены анализу факторов, влияющих на показатель аварийности в Европе с использованием информационных систем.
При этом необходимо выделить работы В.Э. Клявина [1], который внес большой вклад в разработку научных методов повышения уровня системной безопасности дорожного движения.
Общеизвестно, что обстановка на дороге, в том числе и показатель аварийности, в основном зависит от природно-климатических условий. Проведение исследований выполнялось в Оренбургской области, которая характеризуется сложными природно-климатическими условиями, разнообразием и быстрой сменой погодных условий (дождь, туман, снег, гололед, сильный ветер), соответственно исследуемая тема в работе является актуальной.
Состояние дорожного полотна, как в пределах города, так и на междугородних направлениях не соответствует нормативным показателям [5]. Протяженность неудовлетворительного дорожного полотна вырастает в несколько раз в связи с перепадами среднесуточной температуры. Поэтому весенне-осенний период сопровождается увеличением количества отказов узлов и агрегатов автомобилей, в частности элементов подвески, колёс.
К техническому состоянию АТС отнесем, в первую очередь, исправность тормозной системы, системы управления, а также световых, сигнальных приборов.
Смена сезона также чревата увеличением количества ДТП, поскольку сцепление колеса с дорогой ухудшается и, соответственно, коэффициент продольного сцепления уменьшается (таблица) [7].
Таблица
Коэффициенты продольного сцепления колеса и дороги [7]
Table
Coefficients of longitudinal coupling of the wheel and road [7]
Тип и состояние дороги |
Коэффициент продольного сцепления |
1 |
2 |
Сухой асфальт и бетон |
0,7-0,8 |
Мокрый асфальт |
0,45-0,6 |
Мокрый бетон |
0,65-0,7 |
Графий |
0,5-0,55 |
Грунтовая дорога сухая |
0,6-0,65 |
Грунтовая дорога мокрая |
0,4-0,5 |
Уплотненный снег |
0,15 |
Лёд |
0,07 |
Резкое торможение, как и резкий разгон, увеличивают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, особенно на мокром и, тем более, ледяном покрытии.
На рисунке 2 представлена диаграмма причин, по которым возникали ДТП в Оренбургской области в 2021 году.
Рис. 2. Диаграмма дорожно-транспортных происшествий в Оренбургской области
в 2021 году по видам
Fig. 2. Diagram of road accidents in the Orenburg region in 2021 by type
|
Несмотря на увеличившееся количество камер фиксации нарушений правил дорожного движения в области, больше трети (36 %) из всех причин ДТП занимает несоблюдение скоростного режима.
Далее располагается нарушение правил маневрирования. Резкое изменение направления движения АТС на мокрой или заснеженной дороге сказывается на данном показателе, как и несоблюдение дистанции, а тормозной путь, как известно, в несколько раз превышает тот, что в сухую погоду.
Выезд на полосу встречного движения (16 %) также связан с отсутствием уборки снега с некоторых участков дорог или отсутствием дорожной разметки, дезориентирующих многих участников дорожного движения.
Во многих регионах нашей страны зимний период продолжителен. Оренбургская область не исключение, соответственно, коэффициент сцепления редко когда повышается до 0,7-0,8. Вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий по причине исследуемых факторов не свести к нулю, но добиться снижения показателя аварийности применяемыми мерами и методами необходимо.
Результаты исследований
По данным ГИБДД, в Оренбургской области за 2020 год (рис. 3) произошло 1290 дорожно-транспортных происшествий, на месте которых зафиксированы исследуемые нами факторы, послужившие причиной гибели 161 человека, и ранениям 1578 чел [7].
Рис. 3. Количество ДТП в районах Оренбургской области за 2020 г.
Fig. 3. The number of road accidents in the districts of the Orenburg region in 2020
При анализе графика (рис. 3), видим, что наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий произошли в Александровском, Бузулукском, Сорочинском районах и г. Оренбург. Помимо исследуемых факторов на вероятность ДТП также влияет уровень автомобилизации в районах.
Рис. 4. Количество ДТП в районах Оренбургской области за 2021 г.
Fig. 4. The number of road accidents in the districts of the Orenburg region in 2021
Как мы видим из графика за 2021 год (рис. 4), за год количество ДТП снизилось на 21%, с 1290 до 880, тем самым и уменьшилось количество погибших и раненных.
Выводы
Количество ДТП по Оренбургской области удалось снизить благодаря реализации мероприятий регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», в том числе проведение мероприятий по контролю и надзору за обустройством мест производства дорожных работ, которая на данный момент успешно справляется с повышением безопасности дорог, вводя новые организационные мероприятия. Увеличивается количество камер фиксации нарушения правил дорожного движения в городах и областях, устанавливаются искусственные неровности, надземные пешеходные переходы и т.д. В областном центре снижение количества ДТП в 2021 году в сравнении с 2020 годом достигло 19,6 %.
Необходимо и дальше совершенствовать дорожную инфраструктуру и вкладывать больше средств, проводить регламентные проверки качества дорог, поскольку речь идёт о безопасности людей. Повышение уровня качества дорог, технического состояния автотранспортных средств, знаний правил дорожного движения помогут снизить смертность на дорогах страны в целом.
1. Клявин В.Э. Разработка научных методов повышения уровня системной безопасности дорожного движения: специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта»: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Клявин Владимир Эристович; Орловский государственный технический университет. Липецк, 2017. 331 с.
2. Добромиров В.Н., Евтюков С.С. Скорость как фактор влияния на безопасность дорожного движения. Современные проблемы науки и образования. 2013;5:73.
3. Есипова А.А., Лисовая А.А. К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток. Педагогика высшей школы. 2016;3:7-10.
4. Матанцева О.Ю., Белогребень А.А., Титов А.Е. Анализ методологических подходов к социально-экономической оценке ущерба от ДТП в РФ и за рубежом. Транспортное дело России. 2019;6:С. 24-28.
5. Кравченко А.А., Новиков И.А., Шевцова А.Г., Васильева В.В. Научно-методологический подход к снижению аварийности на дорогах Российской Федерации. Мир транспорта и технологических машин. 2019;3 (66):58-64.
6. Кравченко А.А., Королева Л.А., Кущенко Л.Е., Рыжкин П.П. Влияние состояния качества автомобильных дорог на ДТП. Мир транспорта и технологических машин. 2020;1 (68):49-58.
7. Официальный сайт «Госавтоинспекции»: сайт. - URL: https://гибдд.рф/r/56 (дата обращения: 12.01.2022). - Текст электронный.
8. Рыбин А.Л. Результаты экспертной оценки причин возникновения дорожно-транспортных происшествий на участках дорог с неудовлетворительными дорожными условиями. Дороги и мосты. 2017;1 (37):15 с.
9. Principal Component Analisys, Series: Springer Series in Statistics, 2nd / ed. I.T. Jolliffe. 2002. 487 p. ISBN 978-0-387-95442-4
10. The use of geographical information systems to enhance road safety analysis / eds. Kevin Austin, Miles Tight & Howard Kirb. 1997, 249-266 pp.