Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (философии, иностранных языков, гуманитарной подготовки сотрудников МВД России, профессор)
Россия
УДК 159.9 Психология
В статье рассмотрены особенности ресурсной субъектности студентов в связи с самоидентификацией по национальному признаку. Система российского образования находится в состоянии апробации новых моделей образовательного процесса отвечающих требованиям актуальных социокультурных условий. При этом переход на новые форматы обучения вызывает трудности адаптации и стресс у студентов. При столкновении со стрессом особое значение приобретает ресурсная субъектность, которая позволяет смягчить негативные последствия стресса в академическом контексте и способствуют его преодолению. Обычно для адаптации студентов к инновациям учитывается их академический уровень, социально-психологические параметры, а мы полагаем, что необходимо учитывать и самоидентификацию по национальному признаку. Усиление процессов ассимиляции и аккультурации приводит к размыванию жестких признаков национальности, поэтому мы предлагаем говорить о самоидентификации по национальному признаку и учитывать этот фактор в ряду других для развития и формирования параметров ресурсной субъектности студентов в период академических инноваций. Целью настоящей работы является оценка особенностей ресурсной субъектности, связанных с самоидентификацией по национальному признаку, у студентов вузов Тюменского региона. Опрос осуществлялся с помощью google-форм анонимно. Всего опрошено 1632 студента. Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы: 1) ресурсная субъектность студентов связана с самоидентификацией по национальному признаку; она определяет осознанную мобилизацию определенных ресурсов для решения значимых текущих задач и достижения стратегических целей деятельности. 2) необходимо учитывать особенности ресурсной субъектности студентов в связи с их самоидентификацией по национальному признаку при проведении адаптационных мероприятий в вузах, при введении инновационных практик в образовательный процесс. Благодарности: исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 20-413-720004
студенты, самоидентификация по национальному признаку, ресурсная субъектность, ресурсы; высшее образование
Введение.
Введение в проблему. В современных условиях система российского образования находится на этапе внедрения новых моделей образовательного процесса соответствующих требованиям Болонского процесса [1]. Новые модели образования направлены не только на повышение качества профессиональной подготовки, но ориентированы на высокую мотивацию студентов, повышение академической мобильности всех субъектов образовательного процесса [2]. При этом переход на новые форматы обучения вызывают трудности адаптации и стресс у студентов [3,4,5]. При столкновении со стрессом особое значение приобретает ресурсная субъектность, которая позволяет смягчить негативные последствия стресса в академическом контексте и способствуют его преодолению [6,7]. Обычно для адаптации студентов к инновациям учитывается их академический уровень, социально-психологические параметры, но мы полагаем, что необходимо учитывать и национальные особенности. Однако учитывая миграционные процессы в мире, предлагаем говорить не о национальности, а о самоидентификации по национальному признаку и учитывать этот фактор в ряду других для развития и формирования параметров ресурсной субъектности студентов в период академических инноваций.
Важность проблемы. Наше исследование по изучению этнических особенностей ресурсной субъектности у студентов вузов Тюменского региона опирается на субъект-ресурсный подход и позволяет говорить о необходимости психолого-педагогической поддержки при введении инновационных практик в образовательный процесс с учетом самоидентификации по национальному признаку, а также при проведении адаптационных мероприятий в вузах.
Достижения последних лет. Проблема ресурсной субъектности получила большее распространение в связи с пандемией COVID-19 и изменением формата обучения. Интерес обусловлен необходимостью аккумуляции ресурсов человека при совладании со стрессом, в частности личностных ресурсов [8] и персональных характеристик (самоэффективности, жизнейстойкости, автономии и др.) [9]. Исследователи отмечают, что современные условия требуют перенастройки и изменения ресурсов. Необходимость преодоления новых кризисных ситуаций может расширить возможности человека, способствовать новым навыкам совладания и привести к новым личным и социальным ресурсам [10]. Личностные ресурсы являются фундаментом индивидуальной способности к адаптации, играющими первостепенную роль в совладании со стрессорами [10].
Современные исследователи все больше акцентируют внимание на субъектном подходе при интерпретации личностных ресурсов. Ресурсы личности как субъекта жизни позволяют наращивать и поддерживать продуктивность смысла жизни [11]. Отсутствие «операциональных» ресурсов (операциональных средств реализации смысла жизни) провоцирует смысложизненный кризис. М.И. Илюшина отмечает, что субъектность проявляется в функциональном выстраивании и эффективном использовании ресурсов личности – интегральной характеристике субъектных проявлений личности [12]. Психологические ресурсы субъекта деятельности, по мнению Н.Е. Водопьяновой [13], это конструкты психологической регуляции разных уровней организации человека. Ресурсная субъектность выступает основой противодействия потери ресурсов в экстремальных условиях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности [13]. Осознание субъектом индивидуально-психологических особенностей психической саморегуляции является ресурсом достижения целей поведения, а по мере взросления и накопления опыта, трансформируются в ресурсы саморазвития [14]. Субъектность выступает интегральным проявлением личности по отношению к своим ресурсам – накоплению, сохранению, мобилизации или замены их в случае угрозы. Именно осознанная саморегуляция ресурсов личностью позволяет преодолеть жизненный стресс с минимальными потерями.
Особый интерес вызывает исследование особенностей освоения субъектной ресурсности в зависимости от этнокультурной традиции в условиях сопряженной общины. В процессе ассимиляции и аккультурации представители этнического меньшинства используют разные стратегии адаптации к новым условиям, в том числе заимствованным у представителей других этнических групп [15]. Самоидентификация себя с определенной национальностью на основе семейных, культурных особенностей, позволяет актуализировать свой внутренний потенциал [16], повышает субъективное благополучие и помогает в достижении целей жизнедеятельности [17]. Однако исследований ресурсной субъектности, связанных с особенностями самоидентификации по национальному признаку у студентов вузов, недостаточно для понимания того как это связано с академической средой в целом и академической успешностью, в частности.
Цель настоящей работы: оценка ресурсной субъектности в связи с самоидентификацией по национальному признаку у студентов вузов Тюменского региона.
Методы исследования.
Характеристика участников эксперимента. Опрошено 1632 студента, из них 1303 девушек и 329 юношей.
Таблица 1.
Характеристика выборки по параметру самоидентификации по национальному признаку
Группы самоидентификации по национальному признаку |
Количество участников |
Русские |
1282 |
Немцы |
13 |
Восточные славяне (исключая русских) |
40 |
Татары |
77 |
Народы среднеазиатского региона |
51 |
Народы кавказского региона |
118 |
Обские угры и финно-угры |
51 |
Процедура формирования выборки.
В исследовании участвовали студенты вузов Тюменского региона. Сбор данных реализован посредством заполнения google-формы. Исследование проходило в анонимном формате. Участие в исследовании было добровольным и не финансировалось. Таким образом, в реализуемой процедуре мы учитывали этические нормы и требования к проведению психологических исследований.
Схема проведения исследования.
1) Сбор данных проводился в январе – феврале 2021 года. Заполнение анкеты со скрининговыми данными (пол, самоидентификация по национальному признаку, вуз, где проходит обучение).
2) Сбор данных методиками для оценки групп ресурсов:
- опросник самоорганизации (M. J. Bond, N. T. Feather) в адаптации Е.Ю. Мандриковой;
- шкала базисных убеждений (R. Janoff-Bulman) в адаптации М.А. Падуна, А.В. Котельниковой;
- опросник «Способы совладающего поведения» (R.S. Folkman, S. Lazarus) в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой;
-. шкала психологического благополучия (C.D. Ryff) в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко;
- методика опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Е. Водопьяновой, М. Штейна.
Результаты исследования и их обсуждение.
Проверка эмпирических данных на соответствие закону нормального распределения показала, что распределение всех измеряемых переменных статистически значимо отличается от нормального. Использовался критерий Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллиефорса и критерий Шапиро-Уилка. Это дало основание для дальнейшей статистической обработки данных использовать методы непараметрической статистики для оценки различий между группами: множественные сравнения (двусторонние), H-критерий Kruskal-Wallis.
Таблица 2.
Результаты различий по параметрам ресурсной субъектности между представителями групп, по-разному идентифицирующих себя по национальному признаку
Целеустремленность Kruskal-Wallis test: H ( 6, N= 1632) =13,48355 p =,0360 |
|||||||
Русские |
Обские угры и финно-угры |
Татары |
Народы кавказского региона |
Народы среднеазиатского региона |
Восточные славяне (за исключением русских) |
Немцы |
|
Суммы рангов |
R:808,4 |
R:764,8 |
R:745,4 |
R:954,3 |
R:820,7 |
R:834,9 |
R:911,8 |
Русские |
|
|
|
0,027 |
|
|
|
Доброжелательность окружающего мира Kruskal-Wallis test: H ( 6, N= 1632) =18,18247 p =,0058 |
|||||||
Суммы рангов |
R:824,9 |
R:956,9 |
R:775,2 |
R:673,4 |
R:784,8 |
R:908,0 |
R:814,4 |
Русские |
|
|
|
0,017 |
|
|
|
Обские угры и финно-угры |
|
|
|
0,007 |
|
|
|
Самоконтроль Kruskal-Wallis test: H ( 6, N= 1632) =17,67908 p =,0071 |
|||||||
Суммы рангов |
R:804,6 |
R:809,3 |
R:782,5 |
R:968,1 |
R:911,5 |
R:712,3 |
R:787,7 |
Русские |
|
|
|
0,006 |
|
|
|
Автономность/зависимость, Kruskal-Wallis test: H (6, N= 1632) = 12,28676 p =0,0559 |
|||||||
Суммы рангов |
R:827,5 |
R:783,9 |
R:649,8 |
R:781,5 |
R:867,2 |
R:845,1 |
R:874,2 |
Русские |
|
|
0,027 |
|
|
|
|
Из всего комплекса ресурсов студентов как субъектов образовательной ситуации, наибольшие различия наблюдаются по параметрам ресурсов планирования (целеустремленность), ресурсов самоподдержки/самопродвижения (доброжелательность окружающего мира), ресурсов реализации и преодоления (самоконтроль), ресурсов достижений и коррекции действий (автономность/зависимость).
Целеустремленность наиболее выражена у студентов, представителей народов кавказского региона и студентов, идентифицирующих себя по национальному признаку как немцев. Это проявляется в том, что студенты ставят для себя цели в жизни и осмысленного стремятся их достигать, стремясь не только достигнуть, но и быть удовлетворенным процессом достижения этой цели.
Доброжелательность окружающего мира как базовое убеждение в том, что мир безопасен, является источником ресурсов, а не источником рисков наиболее ярко выражено у студентов представителей обских угров и финно-угров и восточных славян (украинцы, белоруссы).
Самоконтроль как копинг-стратегия, демонстрирующая преимущественно рациональный подход к решению трудностей, сдерживание эмоциональных проявлений чаще всего используется студентами представителями кавказского и средне-азиатского региона.
Автономность/зависимость – параметр, отражающий стремление принимать самостоятельные решения относительно своей жизни, деятельности, будущих задач, или напротив, возможность воспользоваться готовыми решениями. Автономность наиболее сильно выражена у студентов, идентифицирующих себя по национальному признаку немцами и у студентов, представителей среднеазиатского региона.
Студенты, идентифицирующие себя по национальному признаку русскими и с группой угорских народов, более выраженно убеждены в том, что мир доброжелателен и безопасен. Тогда как студенты, представители кавказского региона, гораздо напряженнее реагируют на ситуации такого рода. Однако балансирующим ресурсом в этой ситуации выступает копинг-стратегия самоконтроль (группа ресурсов реализации и преодоления). Студенты, представители кавказского региона, склонны его использовать гораздо активнее, нежели студенты, идентифицирующие себя по национальному признаку русскими. Целеустремленность (группа ресурсов планирования) также более выражена у студентов, представителей кавказского региона. По параметру автономности/зависимости (группа ресурсов достижений и коррекции действий) различаются студенты, идентифицирующие себя русскими и татарами. Для студентов, идентифицирующих себя русскими более характерна автономность, стремление самостоятельно принимать решения.
Ресурсная субъектность студентов связана с самоидентификацией по национальному признаку. Самоидентификация по национальному признаку у студентов определяет осознанную мобилизацию определенных ресурсов для решения значимых текущих задач и достижения стратегических целей деятельности.
Заключение
Таким образом, в настоящей работе проведена оценка ресурсной субъектности у студентов с разной самоидентификацией по национальному признаку.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1) ресурсная субъектность студентов связана с самоидентификацией по национальному признаку;
2) необходимо учитывать особенности ресурсной субъектности студентов в связи с их самоидентификацией по национальному признаку при проведении адаптационных мероприятий в вузах, при введении инновационных практик в образовательный процесс.
1. Одегов Ю.Г., Гарнов А.П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3(213). С. 36-51. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10071
2. Иванова М. А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика // Высшее образование в России. 2018. №3.
3. Горшков Д.О. Динамика повседневного стресса и его проявления у студентов на разных этапах обучения // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2018. С. 102-104.
4. Ледовская Т.В. Экстернальные и интернальные ресурсы совладания со стрессом у студентов в период обучения в вузе // В сборнике: Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс. сборник статей всероссийской конференции с международным участием. Ярославль, 2021. С. 177-180
5. Мозгачева Е.С., Григорьева М.И., Фомина Е.В. Оценка стрессовой нагрузки мужчин - студентов начальных и старших курсов обучения, как основы формирования психосоматических заболеваний // Психосоматические и интегративные исследования. 2020. Т. 6. № 1. С. 102.
6. Alemany-Arrebola I., Rojas-Ruiz G., Granda-Vera J., Mingorance-Estrada, AC. Influence of COVID-19 on the Perception of Academic Self-Efficacy, State Anxiety, and Trait Anxiety in College Students // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. № 570017. DOI:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.570017
7. Oducado R.M.F., Parreno-Lachica G.M., Rabacal J.S. Personal resilience and its influence on COVID-19 stress, anxiety and fear among graduate students in the Philippines // Ijeri-international journal of educational research and innovation. 2021. Vol.15. Pp. 431-443. DOI:https://doi.org/10.46661/ijeri.5484
8. Водопьянова Н.Е., Гофман О.О., Густелева А.Н., Сережин Д.В. Анализ трудностей дистанционного обучения студентов и поиск путей совладания с ними // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. Матер. междун. науч.-практич. онлайн-конференции. М.: Знание-М. 2020. С. 419-434.
9. Martinek D., Carmignola M., Muller F.H., Bieg S., Thomas A., Eckes A., Grossmann N., Dittrich A.K., Wilde M. How Can Students Feel More Vital Amidst Severe Restrictions? Psychological Needs Satisfaction, Motivational Regulation and Vitality of Students during the Coronavirus Pandemic Restrictions // European journal of investigation in health psychology and education. 2021. 2. P. 405-422. DOI:https://doi.org/10.3390/ejihpe11020030
10. Hobfoll S.E.Conservation of resources - a new attempt at conceptualizing stress // American psychologist. 1989. Vol. 3. P. 513-524. DOI:https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.3.513
11. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология: журн. Высшей школы экономики. 2012. Вып. 4. Т. 9. С.3-33.
12. Илюшина М.И., Краснощеченко И.П. Концептуализация представлений о ресурсной субъектности // Прикладная юридическая психология. 2017. №1(38). С. 138-146.
13. Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. №1. С. 45-54.
14. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 4-37. https://doi.org/https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
15. Аполлонов И.А. Проблема личностной идентичности в контексте этнокультурной традиции // В мире научных открытий. 2011. № 11 (2). С. 704-714
16. Бороноев А.О. Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб: Изд-во Астерион, 2007. 520 с.
17. Морева Г.И., Курдоглян Г.М. Особенности национального самосознания армян, проживающих в России и в Армении // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 3. С. 67-84. DOI:https://doi.org/10.17759/sps.2019100305
18. Martinek D., Carmignola M., Muller F.H., Bieg S., Thomas A., Eckes A., Grossmann N., Dittrich A.K., Wilde M. How Can Students Feel More Vital Amidst Severe Restrictions? Psychological Needs Satisfaction, Motivational Regulation and Vitality of Students during the Coronavirus Pandemic Restrictions // European journal of investigation in health psychology and education. 2021. 2. P. 405-422. DOI:https://doi.org/10.3390/ejihpe11020030
19. Hobfoll S.E.Conservation of resources - a new attempt at conceptualizing stress // American psychologist. 1989. Vol. 3. P. 513-524. DOI:https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.3.513