Особенности психологии водителей, привлеченных к уголовной ответственности за дорожно-транспортные происшествия
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время обстановка на улицах и дорогах нашей страны, связанная с дорожно-транспортными происшествиями, в результате которых погибли люди или получили ранения различной степени тяжести, остается достаточно напряженной. Задачи полного, всестороннего и объективного расследования дорожно-транспортных преступлений, а также профилактики и предупреждения данного вида чрезвычайных происшествий возможно решить только путем выявления причин и условий их возникновения. Современная наука наряду с внешними факторами, влияющими на дорожно-транспортную аварийность, рассматривает и внутренние факторы, непосредственно связанные с человеком, как с участником дорожного движения. К внутренним факторам, влияющим на поведение человека относится, в том числе, и психологическая составляющая индивида. В связи с чем, проблемы психологических причин преступлений в области безопасности дорожного движения вызывают заметный научный интерес. Особую актуальность в этой связи приобретает исследование психологических особенностей личности совершивших дорожно-транспортные преступления, в результате которых тяжело пострадали люди или получили смертельные увечья, в том числе если данные деяния совершенны в состоянии опьянения и (или) сопряжены с оставлением места его совершения.

Ключевые слова:
дорожно-транспортные происшествия, дорожно-транспортные преступления, водитель, личность преступника, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, психологические особенности личности
Текст

Согласно официальной статистике за 2021 год в Российской Федерации произошло 133 331 (-3,1%) происшествий связанных с дорожным движением, в результате чего 167 856 (- 4,2%) человек получили телесные повреждения различной степени тяжести, для 14 874 (-5,8%) человек дорожно-транспортные происшествия[1] закончились смертельным исходом. Однако, несмотря на положительную тенденцию снижения количества ДТП, уровень аварийности на дорогах нашей страны по-прежнему высок (каждое одиннадцатое ДТП заканчивается смертельным исходом) [16].

В 2018 году Правительством Российской Федерации разработана и принята важнейшая основа для реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на всех уровнях государственной власти (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы[2]).

Основной целью данной Стратегии является повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году[3].

В рамках реализации указанной Стратегии разработан федеральный проект «Безопасность дорожного движения» ответственным исполнителем ключевых мероприятий которого определено МВД России.

В соответствии со статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека, при управлении транспортным средством, предусмотрена уголовная ответственность[4].

В 2020 году сотрудниками Госавтоинспекции МВД России выявлено 18 629 преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ (- 15,4 %). Из них: за причинение тяжкого вреда здоровью человека, по части 1 статьи 264 УК РФ, привлечено к уголовной ответственности 3 299 водителей транспортных средств (43 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ), за совершение аналогичного преступления в состоянии опьянения или если преступление сопряжено с оставлением места происшествия, по части 2 статьи 264 УК РФ, осуждено 1 218 лиц (16 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ). По части 3 статьи 264 УК РФ, за совершение ДТП со смертельным исходом привлечено к уголовной ответственности 1 924 человека (25 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ), по части 4 статьи 264 УК РФ, за смертельное ДТП совершенное в состоянии опьянения, или если преступник скрылся с места происшествия, осуждено 869 водителей (11 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ) [17].

Рисунок 1. Доля привлеченных к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

 

Эффективное предупреждение и пресечение преступлений в области безопасности дорожного движения будет возможно лишь в случае, когда внимание будет уделяться не только внешним обстоятельствам произошедшего преступления, но и личности самого преступника, как источника причин их возникновения. В связи с чем, проблемы психологических причин преступлений, в том числе в области безопасности дорожного движения, вызывают заметный научный интерес. В связи с этим большую актуальность приобретает исследование психологических особенностей личности совершивших дорожно-транспортные преступления, в том числе если данные деяния совершенны в состоянии опьянения и (или) сопряжены с оставлением места его совершения.

Таким образом, выявление личностных особенностей преступников, совершивших дорожно-транспортные преступления, является первоочередной задачей по выработке мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, защите жизни и здоровья граждан.

Личность преступника в наиболее общем виде понимается как комплекс специфических социально-психологических качеств и свойств человека, виновного в совершении уголовно наказуемого деяния. Она имеет как юридические признаки, так и психологические особенности.

Психологические особенности личности преступника – это совокупность врожденных и приобретенных психологических свойств человека, являющихся внутренними условиями преступного поведения.

В криминальной психологии для обоснования предпосылок преступного поведения рассматриваются те совокупности психологических свойств личности, которые обладают криминальной потенцией, то есть внутренней способностью лица в определенных условиях совершать преступные деяния [12].

Известный российский ученый Ю.М. Антонян утверждал, что «личность преступника отличается от законопослушной личности асоциальным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и является специфическим именно для преступников». [2].

В своих трудах В.Н. Кудрявцев обращал внимание на тот факт, что в своем большинстве преступники имеют ряд специфических особенностей, однако из этого не следует, что эти характерные свойства личности типичны для всех лиц, совершивших преступные деяния. Даже отсутствие характерных личностных признаков, у отдельного ряда преступников, оставляет актуальным вопрос их исследования как источника преступного поведения [11].

По мнению М.И. Еникеева причины преступного поведения возможно понять путем изучения личностных особенностей, сформированных в процессе социализации личности и дальнейшего их закрепления. Согласно позиции автора, изучение причин преступного поведения, посредством психологических методов, позволяет получить сведения о характерных чертах, основных мотивационных тенденциях, специфики мироощущения, интересах и потребностях, ценностных установок и ориентиров лица [7].

Василенко В.А. в своей статье писал о том, что существует взаимозависимость между психологическими особенностями человека и возникновением ДТП, хотя она не явна. Подтверждением тому может служить неоднократность дорожных происшествий и повторные совершения правонарушений у одних и тех же участников дорожного движения. Автор указывает: «Есть такие психологические особенности, которые «предрасполагают к аварийности», хотя и не являются фатальными» [6]. На основании чего делается вывод о том, что ошибочные действия водителя, в результате которых случается ДТП, происходят в силу личностных характеристик и психологических закономерностей.

Считается, что дорожно-транспортные преступления не несут большую общественную опасность, в связи с чем, причинение тяжкого вреда здоровью и смерти человека в результате ДТП отнесено к категории неосторожных преступлений. А лиц, неосторожность которых привела к совершению преступления, – к неумышленным преступникам, для которых обычно не свойственны дефекты правового и нравственного сознания.

В настоящее время в понимании науки неосторожность выступает как явление, складывающееся из определенных дефектов поведения индивидуума. У неосторожных преступников замечены устойчивые дефекты различных сфер личности, которые обычно связанные с отрицательными чертами их личности, которые в свою очередь, принято рассматривать в качестве причины совершения неосторожных преступлений. Таким образом, детальный анализ и точный учет негативных психологических факторов личности, позволит вскрыть действительные причины и механизмы неосторожных преступлений [4].

Ю.М. Антоняном в своих работах описываются две группы личностей неосторожных преступников:

1. Самонадеянные и легкомысленные, данным натурам характерны такие личностные качества как авторитарность, безапелляционность, самоуверенность и бравада.

2. Небрежные, такие личности желают свести к минимуму свои интеллектуальные, физические затраты и волевые усилия.

По мнению автора, определяющими личностными чертами неосторожных преступников является: тревожность, волнение в стрессовых ситуациях, неуверенность в своих сила. Кроме того, автор указывает на то, что среди этой группы преступников, минимальное количество лиц с чертами типичными для преступников [1].

Различия субъектов умышленных и неосторожных преступлений в своих трудах приводил П.С. Дагель, по его мнению, эти различия состоят в том, что в первом случае, при умышленном преступлении - преступник на прямую или косвенно входит в конфронтацию с интересами общества, во втором случае, при неосторожном преступлении - преступник не хочет причинять вред обществу, он даже может не осознавать общественной опасности своего деяния, либо он уверен в способности его предотвращения. При этом автор фокусирует внимание на том, что существуют две основные причины неосторожных преступлений: первая – это невнимательность и вторая – это безответственность лиц, совершивших данные виды преступлений [8].

Методикой многостороннего исследования личности (ММИЛ), в ходе проведенных российскими учеными исследованиями психологических особенностей лиц, отнесенных к категории неосторожных преступников выявлена относительная однородность психологических показателей данной категории лиц.

Так, практически каждому из исследуемых были характерны пиковые значения по шкале 7 ММИЛ (фиксация тревоги и ограничительное поведение), что возможно выражает преобладание в качестве личностных черт характера пассивно-страдательную позицию. На основании чего был сделан вывод, о том, что определяющим личностным качеством, для указанных лиц, явилась такая характеристика как тревожность. Для этой категории людей специфичным является стремление принять вину за случившееся на себя, а также чрезмерный контроль за собой и сомнение в своих силах [3].

Рисунок 2. Усредненные профили ММИЛ неосторожных преступников (1) и законопослушных граждан (2).

В рамках научной работы Л.К. Костиной выделены следующие условные типологии водителей - злостных нарушителей:

1. «Циничный водитель» - эта категория водителей, которым правонарушения за рулем сходили с рук, в связи с чем у них ослабленно чувство страха перед возможным наказанием. У таких личностей обычно атрофированы нравственные чувства.

2. «Провоцирующий водитель» – это водитель, который желая обратить на себя внимание других участников дорожного движения, своим поведением создает такие дорожные ситуации, которые приводят других водителей к совершению правонарушений.

3. «Агрессивно-рискованный водитель» - это водители, с выраженной враждебностью в чертах характера, в конфликтных ситуациях на дороге проявляют агрессивностью и способны на безрассудные действия.

4. «Неопытный водитель» - это начинающие водители, у которых в силу отсутствия опыта, при возникновении сложных дорожных ситуаций, нет возможности предотвратить правонарушение.

5. «Эмоционально-неустойчивый (тревожный) водитель» - это водитель, который в силу своих личностных качеств, с легкостью поддается страху. При возникновении стрессовых ситуациях в процессе дорожного движения у такого водителя наблюдается резкое снижение мыслительной деятельности и падает эффективность действий.

При этом автор выделил объединяющее все типы водителей характеристику, заключающуюся в «недостаточной правовой подготовленностью к участию в дорожном движении и – как следствие – деформацией правосознания личности» [9].

В научном исследовании по изучению особенностей личностной психологии, осужденных и отбывающих наказание в местах заключения за совершение дорожно-транспортных преступлений в состоянии опьянения, С.А. Красненковой выявлены общие для данной категории исследуемых ключевые характеристиками личности (по СМИЛ), такие как: «импульсивность, раздражительность, снижение эмоционального контроля, безответственность, склонность быстро принимать решение, порой не задумываясь о последствиях своих поступков, самоуверенность, тщеславие, эгоизм, невротическая утомляемость (недостаток энергии, беспричинные страхи, склонность к неврозам), склонность к деструктивному поведению, свобода в проявлении эмоций, гибкие установки по отношению к социальным нормам, низкое чувство вины, пренебрежение правилами, слабый интерес к общественным стандартам» [12].

В своей работе автор отмечает, что отличительной особенностью обследуемой категории граждан явился антисоциальный характер их поведения, который более типичен для умышленных преступников. Для большинства из этих преступников совершенное ДТП – это логичное продолжение их деятельности, проявление их собственных негативных личностных установок, в свою очередь демонстрирующих пренебрежительное отношение к закону, а также к жизни и здоровью других людей. Данный факт может свидетельствовать о наличии криминальной предиспозиции личности – предрасположенности к нарушению установленных правил и законов [11].


 
 

 

 

Рисунок 3. Усредненные профили СМИЛ личности осужденных по ст. 264 УК РФ.

 

Полученные Красненковой С.А. результаты принципиально не противоречат проведенным ранее исследованиям в данной области, а психологический портрет осужденного данной категории отчасти соответствует социально-психологическим характеристикам составленными психологами-криминологами и судебными психологами в разное время.

Водителям, совершившим ДТП с тяжкими последствиями свойственен эгоизм и черствость, особенно это проявляется в действиях преступников в попытках уйти от ответственности путем оставления места ДТП и неоказания помощи пострадавшем, указывает в своих трудах В. В. Иванова [9].

О схожести симтокомплексов личностных свойств преступников – преднамеренных убийц и лиц, совершивших неосторожные убийства, к которым относятся и лица совершившие дорожно-транспортные преступления, высказывалась Щелкушкина Е.А. [15].

По мнению Л. Вишки говорить о том, что лица совершившие дорожно-транспортные преступления не являются преступниками в корне ошибочно, данный вид преступлений имеет схожие черты с классическими преступлениями [6].

На основании изложенного можно сделать вывод, о том, что сочетание определенных психологических особенностей личности водителя может иметь криминогенное значение и быть специфичным для криминологической группы дорожно-транспортных преступников.

В настоящее время при расследовании дорожно-транспортных преступлений основное внимание уделяется выявлению технического аспекта совершения дорожно-транспортного происшествия, зачастую человек со своими индивидуально-психологическими особенностями в расчет не принимается, что на наш взгляд является ошибкой.

Важно отметить, что психологические особенности личности преступника, привлеченного к уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления, изучены ещё недостаточно. Получение положительных результатов в изучении личности водителей предоставит определенный потенциал в выявлении лиц, склонных к совершению данного вида преступлений, а также более эффективному определению причин и условий совершения ДТП, в целях выработки и принятия мер по их предупреждению.

 

[1] Далее - ДТП

[2] Далее – Стратегия

[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы».

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации.

Список литературы

1. Антонян Ю. М. Криминология. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 523 с.

2. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.П., Бовин В.Г. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника // Личность преступника и предупреждение преступлений. Сб. научных трудов. - М., 1987. - С. 13-26.

3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Кримнолого-психологическое исследование. - М.: Норма, 2010. - 368 с.

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания: монография. - РГ-Пресс, 2017 г.

5. Василенко В.А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения. - Молодой ученый. - 2013. - № 2 (49). - С. 309-312.

6. Вишки Л. Транспортные преступления и криминологические теории личности. М.: Фонд ВНИИ БД МВД России. СР-775. 214 с.

7. Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит, 1977. 144 с.

8. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006. - 517 с.

9. Иванова В. В. Предупреждение уголовно-наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 210 с.

10. Костина Л.Н. Ученые записки Орловского государственного университета. No1 (57), 2014г.

11. Красненкова С.А., Изучение личностных особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 111-117.

12. Красненкова С.А., Щелкушкина Е.А., Некоторые криминологические и индивидуально-психологические характеристики лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления в состоянии алкогольного опьянения, Прикладная юридическая психология, 2015.

13. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. - М.: Гардарики, 2002. - 237 с.

14. Пастушеня А.Н. Криминальная психология. Учебно-методическое пособие. Мн., 2007.

15. Щелкушкина Е.А. Психодинамика личности осуждённых за убийство: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 212 с.

16. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год, Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022, 126 с.

17. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 75 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?